18.1. К истории понятия «общественное мнение»
Роль общественного мнения в разные исторические периоды была далеко не одинакова. Она зависела от действия специфических законов развития общественных формаций, позволяющих и не позволяющих формировать и выражать мнения народа. Теоретики права стремились раскрыть роль мнения в государственной жизни, моралисты — влияние его на нравственную жизнь общества, психологи — особенности формирования мнения в разных социальных группах и т.д.
В V—IV вв. до н.э. в древнегреческих полисах общественное мнение анализировалось с различных сторон и ему придавалось большое значение. Протагор считал, что именно оно способно ответить на вопрос о том, что является истинным, а что — ложным, какое решение правителя следует считать добродетельным и справедливым, а какое нет. По сути, Протагор объединял общественную власть, государство и общественное мнение. Для Сократа было очевидно, что правителями должны быть образованные и мудрые люди и, следовательно, мнение большинства не является приоритетным. Платон, обращаясь к идее общественного мнения («Государство», «Законы», «Афинская полития»), рассматривает проблему справедливости как социально-политическое и нравственное основание существования государства. Справедливость толкуется им как воздаяние должного кому бы то ни было — «отдать каждому должное». Он отмечает, что надо воспитывать людей в духе понимания справедливости и следования ей в отношениях каждого человека к другим людям и государству. Следует бороться с несправедливостью и с несправедливыми людьми, особенно если они получили власть над другими людьми или власть в государстве, ибо они используют эту власть в своих корыстных целях. Надо всячески препятствовать несправедливому захвату и использованию власти, опираясь на мнение большинства. Однако правитель должен знать, каково мнение народа, но отнюдь не всегда должен следовать высказанному общественному мнению.
Аристотель отмечал, что мнение имеет дело со случайными, чувственно воспринимаемыми фактами, что оно познает случайное, единичное, его суждения могут быстро изменяться, в результате чего мнение превращается в свою противоположность — в ложное мнение. Научное знание открывает истину, а мнение — это «не исследование, а уже в известном смысле утверждение»1. Он справедливо видел в огромной массе отчужденных от политической власти неимущих граждан опасную и значимую силу, которая не всегда способна на разумные и обоснованные решения. Поэтому философ утверждал, что когда в государстве много людей лишено политических прав и в нем много бедняков, то такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми. Остается одно: предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти.
Первой к изучению общественного мнения обратилась государственно-правовая наука. В Германию и Францию этот термин пришел из Англии. Принято считать, что уже в XII в. государственный деятель Англии Д. Солсбери использовал термин «общественное мнение» («public opinion») для обозначения моральной поддержки парламента со стороны народа.
Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. Особенно интересен социально-психологический анализ отражения личности политика в общественном мнении, когда мнение большинства всегда будет рассматриваться как истинное в противовес объективной оценке меньшинства.
Позднее, в XVII— XVIII вв., словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность негласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.
В Новое время общественное мнение анализировалось в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Д. Локка. В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк выделил три группы законов, которым должен подчиняться человек в своем поведении: божеские, человеческие и общественного мнения. Он рассматривал общественное мнение как проявление нравственности и считал, что люди при оценке своих поступков обращаются не только к религиозным заповедям, гражданским законам, но и к общественному мнению. Философ утверждал, что если религиозные заповеди суть мера греха и исполнения долга, а гражданские законы суть мера преступления и неприступности, то законы общественного мнения являются мерой добродетели или порока.
Мерилом того, что везде называется и считается «добродетелью» и «пороком», является то одобрение или нерасположение, восхваление или порицание, которое по скрытому и молчаливому согласию устанавливается в различных человеческих обществах1.
В силу этого одобрения и нерасположения люди устанавливают между собой то, что они намерены называть «добродетелью» или «пороком».
Положение Локка об общественном мнении как мере «нравственного» и «безнравственного» позволило в дальнейшем социологам исследовать роль общественного мнения в нравственной жизни, а также обосновать такую специфическую особенность общественного мнения, как его принципиальная оценочность.
Гоббс считал, что мнение есть отражение определенньж социальных потребностей. Поступки и деятельность людей обусловлены их мнениями, и если эффективно управлять мнениями людей, это приведет к эффективному управлению их деятельностью, что позволит добиться мирного решения социальныгх проблем.
Рассматривал понятие общественного мнения и Гегель. Подразделив общество на гражданское общество и государство, он стремился доказать, что только государство способно решать проблемы, затрагивающие интересы всего общества. Народ наделен субъективным мнением, «государство же имеет своим определением объективные, а не субъективные мнения»1.
По Гегелю, слово «народ» обозначает особенную часть членов государства, ту часть, которая не знает, чего она хочет. Знание того, чего хочет, и тем более, того, чего хочет в себе и для себя сущая воля, разум, есть плод глубокого познания и проникновения, которое именно и не есть дело народа».
Что же представляет собой общественное мнение народа неорганизованного, не знающего того, чего он хочет?
Гегель писал:
Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, что народ хочет и что он думает. То, что, действительно, проявляет себя в государстве, должно, разумеется, действовать органически, и это имеет место в государственном строе2.
Неорганическому способу обнаружения общественного мнения присущи предрассудки и заблуждения.
Общественное мнение заслуживает поэтому одинаково как уважения, так и презрения. В общественном мнении содержится все ложное и истинное, но найти в нем истинное есть дело великого человека3.
Обоснование роли общественного мнения появляется и в работах по теории государства и права, например в работах немецкого правоведа Ф. Гольцендорфа «Роль общественного мнения в государственной жизни» и английского историка Д. Брайса «Американская республика» в трех частях, изданных в 1890 г.
Общественное мнение оставалось предметом по преимуществу правовых наук до конца XIX в. С этого времени понятие общественного мнения становится предметом изучения психологического направления социологии. Так, французский социолог Г. Тард, автор работы «Общественное мнение и толпа», считал, что общественное мнение творит публика, границы которой весьма расплывчаты, а основная черта публики есть движение мнений, которое она порождает. Тард отмечает, что общественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений и ответов на вопросы современности. Но главное в том, что мнение — это статистическая система, управляемая и логикой и чувствами и разделяемая разным числом людей — от нескольких десятков до нескольких миллионов. Существование этой статистической системы обусловлено тем, чтобы каждый человек сознавал, что его мнение совпадает с мнением других людей по самыш разныш вопросам насущной жизни. Важно также, чтобы эти суждения относились к одному и тому же предмету, о котором все имеют представление. Если же этот предмет нам не известен, то он не имеет общественной значимости и не может быть предметом мнения. Тард писал, что мнение — это мгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые, отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у людей одной и той же страны, одного времени и одного общества. Высказанное индивидом суждение распространяется на все общество и становится общим. Общение с помощью слова и посредством печати производит общественное мнение. Роль Тарда в анализе понятия общественного мнения чрезвычайно велика, не случайно немецкий социолог Хабермас считал, что Тард был первым, кто сделал этот анализ надлежащим образом.
В 1906 г. профессор Московского университета В.М. Хвостов опубликовал работу «Общественное мнение и политические партии», в которой связал процесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальных групп. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения. Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения, Хвостов определяет общественное мнение как «то отношение, которое общество принимает к какому-либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу»1.
С 1920-х годов разворачивались всестороннее научное осмысление общественного мнения, анализ динамики этого явления, его движущих сил и роли в системе властных отношений. Начиная с 1960-х прикладная социология активно изучает природу общественного мнения, механизмы его формирования и функционирования, а с 1990-х активно проводились массовые политические опросы, в это же время произошло деление социологических исследований на научные и коммерческие.
1 Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 116.
1 Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1960. С. 356.
1 Хвостов В.М. Общественное мнение и политические партии. М., 1906. С. 5.
1 Гегель Г.В. Сочинения. М.; Л., 1934. Т. 7. С. 336-337.
2 Там же.
3 Там же. С. 338—339.