3.1. Объект и предмет социологического исследования
Сразу же отметим, что данная часть учебника — одна из труднейших для усвоения и понимания. В ней будет подвергнута анализу сама исследовательская деятельность социолога — та деятельность, которая позволяет ему как ученому производить принципиально новое социологическое знание. Все это действительно сложные материи, но по-настоящему усвоить социологию, не зная, как в ней производится новое знание, не представляется возможным. Поэтому данный раздел учебника крайне важен для понимания всей социологии как науки, и его следует обязательно качественно освоить. Здесь сначала будет изложена основная теоретическая информация, необходимая для осознанного понимания вопросов методологии, методики и техники социологических исследований, а затем на нескольких конкретных примерах будет показано, как эту теорию следует практически применять в различных социологических исследованиях.
Сначала дадим самое общее представление о методологии науки, ее основных элементах. Методология в настоящее время имеет несколько смысловых значений:
(1) наука о методе;
(2) система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной конкретной науки;
(3) совокупность теорий, концепций, парадигм, приемов исследования, применяемых в той или иной науке, на ее конкретно-исторической стадии развития.
Составляющие методологии социологии
Методологию социологии формируют следующие основные составляющие:
(1) объект социологического исследования;
(2) предмет исследования;
(3) социологическая проблема;
(4) программа социологического исследования;
(5) гипотеза;
(6) социальные факты;
(7) социальные законы;
(8) социальные закономерности;
(9) социологические законы;
(10) социологические теории;
(11) социологические парадигмы;
(12) эмпирическая база;
(13) методы социологического исследования.
Рассмотрим основное содержание всех этих принципиально важных для последующего изложения содержания социологии понятий.
1. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания и что содержит некую социальную проблему.
2. Предмет исследования — это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют полюса социального противоречия или конфликта.
3. Программа социологического исследования — это документ, содержащий всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов исследования. Она имеет свою структуру и включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение двух основных разделов:
(1) методологического — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;
(2) методического — указание правил процедур, а также логической последовательности операций для их проверки, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логические схемы ее обработки и т.д.
4. Проблема социологического исследования отражает ситуацию, в которой имеет место состояние «незнания» определенных сторон социальных объектов, явлений, процессов.
Любая социальная проблема имеет две стороны: предметную и гносеологическую, которые тесно взаимосвязаны. В первом случае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющееся знание урегулирования социальных процессов. Во втором случае — это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически пока необъяснима. Социальная проблема может не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее обстоятельства и поведение людей не достигли еще того уровня, на котором она становится очевидной проблемой уже для всех членов общества. Но и будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого также необходимы активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям каких-то общественных сил, организаций, движений. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в социологическом исследовании.
Социальные проблемы могут значительно отличаться своей масштабностью. Одни не выходят за рамки некоторого сообщества, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, национальных общностей, больших социальных групп и общественных институтов, всего государства.
Характер основного противоречия, лежащего в основе социальной проблемы, предопределяет тип исследования — будет ли оно теоретическим, прикладным или теоретико-прикладным.
5. Гипотеза — главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его строгой логике. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение «если..., то...». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза опровергается, но подтверждение следствия еще не дает логических оснований для признания достоверности гипотезы. Подтверждение делает гипотезу правдоподобной, вероятной. Отсюда одно из принципиальных требований к гипотезе: чем больше следствий она содержит, тем более вероятно ее подтверждение.
Выдвижение гипотезы — процесс эвристический, опирающийся преимущественно на опыт и интуицию исследователя. Первоначально гипотеза предстает в форме некоей метафоры, но анализ внутренней непротиворечивости гипотезы означает переход к ее разработке — выведению следствий, которые обеспечивают ее соответствие наблюдаемым фактам. Разработка гипотезы предполагает установление ее логической структуры.
Гипотезы могут быть объяснительными, описательными, детерминирующими, преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить при этом фактам науки и проверяться средствами данного исследования. Аналогии часто наводят на гениальные догадки, но нередко оказываются выдумками, как прямая аналогия организма и общества.
Гипотеза никогда не возникает на пустом месте. Невозможно начинать исследование с предположения, будто о предмете изучения ничего не известно. Гипотеза отличается от измышления тем, что представляет собой итог предварительной исследовательской работы.
6. Социальные факты (в онтологическом плане) — это не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события; социальные факты (в гносеологическом плане) — это обоснованное знание, которое получено путем описания исследуемой реальной действительности в конкретном пространственновременном интервале и строго определенной системе понятий. Это предварительный, промежуточный итог исследования на уровне его первого, эмпирического обобщения.
Понятие «социальный факт», как известно, было введено в социологию Э. Дюркгеймом, который разделял социальные факты на:
(1) морфологические как носители материального субстрата общества (географическое положение, производство, плотность населения);
(2) нематериальные как компоненты коллективных представлений, имеющие надындивидуальное социально-культурное значение (менталитет, религия, государственный строй).
В социологической методологии указанные определения социального факта конкретизируется как:
(1) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;
(2) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований;
(3) совокупные, обобщенные характеристики результатов материальной или духовной человеческой деятельности.
7. Социальные законы отражают существенные, необходимые связи социальных явлений и процессов; определяют отношения между различными индивидами и социальными общностями в процессе социальной деятельности. Социальные законы — это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между общностями (народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами), а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью в различных сферах человеческой деятельности.
В соответствии с социальными законами люди создают условия и обстоятельства своей жизнедеятельности. Действие одного и того же закона проявляется в различных ситуациях по-разному, поэтому действие социальных законов рассматривается как тенденция, а не как постоянная величина.
Социальные законы задаются естественным ходом событий, являясь результатом целенаправленных последовательных действий многих индивидов в различных социальных ситуациях.
8. Социальные закономерности — это объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы либо его отдельных подсистем. Обнаружение закономерности может явиться первым звеном в изучении социальных явлений, но только дальнейшее углубление в сущность явлений и процессов, охватываемых данной закономерностью, способно привести к открытию закона. Поэтому некоторые виды закономерностей, например статистические, обнаруживаются на уровне эмпирических исследований, но установить и доказать социальный закон можно лишь посредством теоретического анализа. Закономерность выступает как эмпирическая, конкретно-реальная форма существования социального закона, лежащего в ее основании. В непосредственной действительности, в чувственно данной конкретности они проявляются лишь в приближении, в тенденции.
Методологически во всем многообразии социальных явлений выделяется два основных типа связи: устойчивые (повторяющиеся) и изменчивые (неповторяющиеся). Устойчивые отношения и называются закономерностями, или регулярностями.
В свою очередь, и закономерность бывает двух видов:
(1) динамическая — отражает то, что реальное состояние А некоторого объекта однозначно определяет реальное состояние Б того же или другого объекта;
(2) вероятностная — отражает не реальное, а возможное состояние, при этом однозначность зависимости сохраняется.
Законы и закономерности, которые вскрываются в областях социальной жизни, формулируются чаще всего в виде вероятностных утверждений.
9. Социологическая теория — система логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур. Отражая социальную реальность, социологическая теория представляет в то же время абстрактную модель структуры достоверных, логически связанных друг с другом суждений, выражающих законы и принципы анализа социальных процессов. Различают общесоциологические теории, в которых отражаются законы развития и функционирования общественных формаций, а также законы перехода от одних формаций к другим. С точки зрения общей теории любое социальное явление рассматривается в контексте целостного представления об обществе, данное явление соотносится с широкой картиной исторического развития.
Любая общесоциологическая теория представляет собой разветвленную систему знания, которая отражает:
(1) конкретно-исторические факты становления, развития и функционирования социальных общностей разного уровня;
(2) массовые социальные процессы и массовое поведение субъектов. В этом смысле предметом общей теории выступают общество в целом, теория массового общества; теория модернизации; теория солидарности; теория социального обмена; теория социального развития; теория социальной аномии;
(3) интегрированные теоретические обобщения, связывающие воедино на базе фундаментальных принципов закономерности развития и функционирования общества как целостного образования в рамках мировой системы человеческой цивилизации.
Общая социологическая теория — это не только система имеющегося знания, но и описание типового способа получения нового знания. Более высокие уровни теоретического обобщения служат методологической основой для построения теорий менее высокого уровня — отраслевых и специальных, их называют теорией среднего уровня; эти теории отражают формы проявления и механизмы действия законов, характерных для отдельных сфер общественной жизни, отдельные виды социальной деятельности и общностей людей.
Теории среднего уровня имеют более узкую предметную область, более специализированные прикладные разработки частных социальных проблем, нуждающихся в практическом решении на данном конкретном этапе общественного развития и в данных особых условиях социальной действительности: теория бюрократии; теория исторического круговорота; теория качества жизни; теория социального статуса; теория среднего уровня; теория элиты; теория зеркального «Я»; теория игр; теория информации; теория конвергенции; теория культурно-исторических типов; теория личности; ролевая теория личности; теория малых групп; теория социального поля; теория социальных групп; теория структурного напряжения; теория ценностей; теория человеческих отношений; теория экологического комплекса; теория экономического поведения; теория эмерд- жентных норм, нормообразований. Одной из методологических особенностей теорий среднего уровня является то, что они «подпитываются» данными эмпирических социологических исследований.
10. Эмпирическая база социологической методологии представляет собой сгруппированные и обобщенные социальные факты, рассматриваемые под углом зрения различных теоретических подходов.
Например, выбор молодежью профессии и жизненного пути становятся эмпирической основой обобщений: ювенологии (комплекс учений о молодежи), социологии труда и профессий, социологии личности, социологии социальной структуры и мобильности населения, современных сетевых связей и т.д.
Метод — способ сбора, обработки и анализа данных социологического исследования. Первая часть метода (сбор и обработка данных) является сферой методики социологических исследований. Теоретический анализ полученных данных предполагает методологию, в основе которой лежит тот или иной метод. Охарактеризуем некоторые из них:
(1) диалектический метод позволяет отражать любое общественное явление или процесс во взаимосвязи и в состоянии постоянного изменения, развития, самодвижения, ибо оно внутренне противоречиво, несет в себе противоположные начала. Развитие общественных процессов происходит по определенным объективным законам — общим и специфическим, свойственным лишь какой-то одной сфере реальности. Специфические законы развития социальных явлений оцениваются прежде всего как частные случаи проявления общих законов диалектики;
(2) статистический метод исследования социальных фактов нацеливает на выявление средней равнодействующей общественных сил и факторов, фиксацию различных отклонений от усредненных показателей, установление причин и следствий этих отклонений;
(3) математический метод отличается от статистического тем, что кроме чисто количественной стороны исследования обеспечивает социологические исследования моделированием социальных процессов;
(4) метод системного анализа предполагает исследование общественного явления или процесса как целостности, образуемой взаимодействиями элементов, руководствуясь идеей, согласно которой изменение типа взаимодействия элементов системы меняет ее качество. При этом совокупность фактов видится как сложная макросистема, выступающая в виде системного принципа.
11. Социологические парадигмы. У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур. Между парадигмами всех наук есть некоторая общность, проявляющаяся в господствующем в те или иные времена способе научного мышления.
Парадигма науки — это система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.
Социологическая парадигма, как любой другой науки, есть система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.
Синергетическая парадигма отражает саморазвитие равновесно противодействующих сил (экономических, политических, военных, культурно-идеологических и др.) проблемам устойчивости (неустойчивости) мира, отдельных обществ.
Институциональная парадигма утверждает особую роль в социальных системах тех форм социальной практики, посредством которых обеспечивается устойчивость связей между субъектами социальной жизни и которые называются социальными институтами. В свете этой парадигмы изучается предназначение и функции социальных институтов, закономерности их функционирования, видоизменения и взаимосвязей с другими социальными структурами общества, а также друг с другом. Особый тип единиц социологического исследования составляют институции. Социальные институты не совпадают с группами, хотя являют собой стандартизированные образцы взаимодействия.
Часто отличие групповых признаков от институциональных неочевидно. Например, семья как группа лиц, объединенных родством или свойством и ведущих общее хозяйство, отличается от семьи как институционального образования. Как правило, в развитых цивилизованных странах в качестве средства институционализации выступают нормы права; в архаичных же обществах институционализация поддерживается обычаем и ритуалом.
Выбор институциональных единиц составляет достаточно сложную проблему при проектировании социологического и социальноэкономического исследования.
Структурно-функциональная парадигма — не простая сумма двух названных подходов, а такой их синтез, который позволяет глубже осмыслить механизмы жизнедеятельности и стабильности социальных систем. Это достигается, прежде всего, выяснением того, каким образом совмещаются друг с другом функции: (а) элементов системы относительно друг друга, основополагающих структур и всей системы; (б) структур относительно друг друга, составляющих их элементов и всей системы; (в) системы относительно ее структур и элементов; (г) разных систем относительно друг друга.
Функционализмом называют такой анализ социальных систем, как больших (государств, общественных классов, социальных институтов и т.п.), так и малых (семей, трудовых коллективов, иных микросоциумов), который основан на выяснении функций элементов, взаимодействие которых образует исследуемую систему.
Парадигма символического интеракционизма исходит из того, что люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных символов. Отсюда вытекает их повышенный интерес к анализу процессуального аспекта взаимодействий.
Феноменологическая парадигма заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в том числе различными процессами межличностных коммуникаций. Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для социальной жизни, понимания людьми друг друга. Язык социологии таков, что практически ни одно из используемых в нем понятий не конструируется вне мира повседневности. Богатство и бедность, сплоченность и конфликт, ролевая идентификация и т.д. — все эти социологические концептуализации содержат значительный компонент обыденности, нечто двусмысленное, текучее, зависящее от обстоятельств. Лексикон социологии придает строгие очертания тому, что в обыденности принято называть жизненным опытом. Связь с миром повседневности — одна из существенных особенностей социологической методологии, отличающая ее, например, от методологии естественных наук. Объект исследования вынесен здесь вовне познающего сознания, а социолог субъективно включен в мир, который пытается познать объективно.
Этнометодологическая парадигма близка к предыдущей, но отличается от нее распространением методов этнографии и социальной антропологии на социологию. Она нацеливает на изучение процедур не только субъективного истолкования людьми своей социальной жизни, но и скрытых и неосознаваемых ими механизмов социальных коммуникаций.
12. Два уровня социологической методологии. Как любую другую, социологическую методологию составляют два уровня: эмпирический и теоретический, которым предшествует гипотеза.
Эмпирический уровень преимущественно аналитичен, поскольку из объекта исследований вычленяется посредством абстрагирования предмет исследования и затем происходит изучение его частей. На эмпирическом уровне происходит сбор социальных фактов, их обработка и эмпирическое обобщение.
Теоретический уровень — это уровень создания гипотез и теорий на основе эмпирических исследований. Из теории дедуктивным путем выводятся эмпирически проверяемые следствия, и исследование вновь спускается на эмпирический уровень в целях проверки теоретических концепций. На теоретическом уровне начинает преобладать синтез. Он сначала выступает в роли гипотезы, обобщающей отдельные результаты исследования, а затем в виде теоретического конструкта. Таким образом, в структуре социологических исследований теоретическое и эмпирическое представляют собой две подсистемы единого целого, соответствуя критерию научности.
Познакомившись с основными методологическими понятиями современной социологии, приступим теперь с их помощью к целостной характеристике разнообразных социологических исследований, применяемых в наше время для получения нового социологического знания.