4.1. Огюст Конт — основоположник социологии
Французский философ-позитивист и социолог Огюст Конт (1798—1857) — основоположник социологии как науки об обществе. Главным трудом его жизни стал «Курс позитивной философии» в шести томах, в котором он изложил основы позитивистского мировоззрения. Ему принадлежат также «Рассуждение о позитивизме в целом», «Позитивистский катехизис», «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий °. К°нт Религию Человечества».
Конт жил в эпоху крупных открытий в области естественных наук, повлиявших на его философские взгляды. А его собственные многолетние занятия математикой также способствовали тому, что главной в его мировоззрении стала категория позитивного. Это понятие имеет у Конта особое значение: так он называл не просто что-то хорошее и положительное, а определенный характер взглядов и представлений людей, уровень истинности и научности их знаний. Позитивное (по его мнению, собственно научное) — это реальное, достоверное, точное, организованное и полезное знание, имеющее опытное происхождение и противоположное умозрительному теоретизированию. Соответственно позитивизмом стали впоследствии называть определенную методологическую позицию, согласно которой научным можно считать только то знание, которое получено опытным, экспериментальным путем.
Основной теоретической целью Конта была выработка нового, позитивного понимания общественной жизни. Иными словами, он мечтал о создании качественно новой науки об обществе, которую называл по-разному: социальной философией, социальной наукой, социальной физиологией, социальной физикой и, наконец, социологией1.
Но дело не столько в названии, сколько в характере новой науки, в том, что она, по его мнению, должна быть позитивной. «Позитивное исследование» предполагает, что при изучении общества необходимо опираться не на абстрактные догадки и предположения, а на эмпирические методы, такие как наблюдение, социальный эксперимент, сравнительно-исторический метод. Благодаря этому, полагал Конт, социология превратится в такую же строгую, точную и объективную науку, как естествознание, математика, физика, химия и др.
Конт был искренне уверен в том, что социология как позитивная наука сможет создать истинную картину социальной жизни. Но для этого нужны не только новые принципы и методы исследования, но и новое понимание самого общества. И здесь следует немного уйти в философию для того, чтобы понять суть проблемы общества.
В истории философии издавна стоял вопрос о том, как соотносятся часть и целое. Равно ли целое сумме своих частей? Или же оно представляет собой нечто большее, качественно новое по отношению к ним? Сторонники холизма считали, что «целое больше, чем сумма его частей», что оно имеет свою специфику и собственные законы существования, которые не совпадают с законами составляющих его частей2.
В понимании общества Конт занял принципиально холистическую позицию3. Он утверждал, что общество — не простая совокупность автономных индивидов, а целостная система, все элементы которой взаимосвязаны. Новая наука должна рассматривать общество как социальный организм, где каждый элемент важен не сам по себе, а с точки зрения его подчиненности социальному целому.
Эту позицию можно охарактеризовать и как антииндивидуали- стическую. Индивид, по мнению Конта, не представляет для социологии особого интереса, поскольку он не самостоятелен, он не существует вне общества, он всего лишь малая частица социального целого, которая приобретает все свои характеристики в условиях общественной жизни. Не жизнь общества зависит от индивидов, утверждал он, а, наоборот, жизнь индивидов зависит от жизни социума. Потому социология должна исследовать лишь те совместные, принципиально коллективные действия многих индивидов, которые порождают значимые социальные процессы.
По мнению Конта, социальная реальность — это относительно автономная часть всеобщей системы мироздания. Структура и развитие общества подчинены собственным естественным законам, которые вытекают не из особенностей индивидуального поведения людей, а из специфики социального целого. Потому социология должна выявить эти законы общества, знание о которых может лечь в основу социальной практики.
Одной из важнейших идей Конта стало положение о том, что любой объект (в том числе и социальная система) должен исследоваться с двух точек зрения — статической и динамической. Поэтому в социологии Конт выделял два основных раздела — социальную статику и социальную динамику (различение которых в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии и проникло в смежные науки).
Социальная статика — это учение о структуре общества, его элементах и их взаимосвязи. Ее объект — общество в состоянии покоя. Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, и ее высшая цель — обнаружение законов социального порядка.
Социальная динамика — это учение об эволюции общества, об основных этапах его истории. Ее объект — общество в состоянии движения, а ее высшая цель — выявление законов прогресса, поэтому ее можно назвать теорией прогресса. Социальная динамика рассматривает каждое состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как согласно аксиоме Лейбница «настоящее беременно будущим».
Конт полагал, что прогресс характерен только для человеческого общества, является его спецификой и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс возможен благодаря тому, что в отличие от животных люди передают своим потомкам материальные и духовные блага. Социальный прогресс проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека непрерывно улучшать условия своего существования, развивать свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь.
По мнению Конта, важнейшую роль в жизни общества играют взгляды и знания людей, от характера которых зависит облик общества в целом. Ученый сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества, согласно которому во всемирной истории было три основных стадии.
На теологической стадии (до 1300 г.) господствовали мифологические и религиозные взгляды, объяснявшие все происходящее действием сверхъестественных сил. Теологическое сознание обожествляло власть племенных вождей, военных, аристократов, в общем, весь иерархический социальный порядок, высший этап которого — католическое феодальное общество. По Конту, монотеизм, пришедший на смену политеизму, способствовал созданию гармоничного, но весьма консервативного социального строя, который со временем стал тормозить социальный прогресс.
Для метафизической (спекулятивной) стадии (до 1800 г.) характерно то, что познание мира принимает метафизическую форму, форму умозрительных догадок и абстрактных построений (без опоры на эмпирическое наблюдение). Кроме того, это кризисный, переходный период (Реформация, Просвещение, революции, религиозные войны и т.д.). Прежнее социальное целое в это время в основном разрушается, хотя одновременно рождается и нечто новое. Обществу становится необходима интегрирующая идеология, которая поможет укрепить и стабилизировать социальную систему.
Как полагал Конт, только на позитивной (научной) стадии (с 1800 г.) знания могут приобрести истинный и действенный характер, то есть стать собственно научными благодаря их эмпирическому происхождению. Для этой стадии будут характерны также победа альтруизма над эгоизмом, упрочение порядка и социального мира, переход от военного общества к промышленному. А так как и здесь могут быть негативные стороны, то задача науки должна состоять в содействии очищению общества от отрицательных явлений.
Большинство идей Конта стали основополагающими для процесса изучения общественной жизни.
1 Именно Конт придумал и название для этой новой науки — социология, составив его из двух слов: латинского societas (общество) и греческого logos (слово, учение), и ввел его в оборот.
2 В наше время холизм проявляется не только в социологии. Он вообще присущ системному подходу к изучаемым явлениям.
3 Холистическую позицию в социологии называют также социологическим реализмом. Последователями Конта в этом отношении были Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и другие мыслители. Иными словами, эта позиция характерна для сторонников так называемого объективного метода в социологии, или для макросоциологических теорий.