4.2. Эволюционная социология Герберта Спенсера
В XIX в. возникла и получила широкое распространение теория биологической эволюции Ч. Дарвина. Со временем принципы дарвинизма стали оказывать влияние и на социальные науки, что проявилось в творчестве таких ученых, как У Беджгот, К. Руайе, У. Самнер, Л. Уорд, Г. Тард, Г. Зиммель и др. Ярким примером воплощения принципов эволюционизма в социологии стала теория Спенсера.
Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог, автор работ, принесших ему широкую популярность в различных странах мира, в том числе и в России, — «Система синтетической философии» (объединяющая, в частности, «Основные начала» и «Основания социологии»), «Социальная статика», «Социология как предмет изучения» и др.
Спенсера считают продолжателем позитивизма Конта1. Как и Конт, он полагал, что общество — это особая реальность, подчиняющаяся законам мироздания. Социология может быть наукой об обществе только в том случае, если она сумеет выявить эти общие, повторяющиеся социальные закономерности:
...Социология должна узнать законы общественного развития, строения и отправлений и те их черты, из которых одни — законы всеобщие, другие — общие для групп и третьи — законы частные2.
При этом он полагал, что его позиция даже более объективна, чем позиция Конта:
Конт претендует на то, чтобы объяснить генезис наших знаний о природе. Моя цель — объяснить... генезис явлений, составляющих природу. Одно субъективно, другое объективно3.
Благодаря Спенсеру получил второе рождение и термин «социология», до этого неразрывно связываемый с особенностями политико-религиозных утопических взглядов Конта. Начиная со Спенсера ученые стали понятием «социология» обозначать науку об обществе, независимо от мировоззрения ученых, исследующих социальную жизнь.
Спенсер — основоположник органической теории общества, согласно которой общество — это единая система биологических и социальных факторов, некий надындивидуальный социальный организм, который развивается в основном по биологических законам.
Уподобляя общество живому организму, Спенсер обращал внимание на следующее. Как и живые организмы, общество в процессе развития увеличивается в массе (растет народонаселение), и, хотя составляющие общество единицы (люди) постоянно исчезают и появляются вновь (как и клеточки в организме), в процессе развития оно сохраняет свою целостность. В связи с появлением новых элементов (новые социальные группы, институты, сферы общественной жизни) его строение усложняется, а поскольку между новыми и старыми элементами возникают новые взаимосвязи и взаимодействия, постольку общество становится все более интегрированным, целостным.
Спенсер приводит и ряд других любопытных аналогий. Так, он сравнивал организационную работу правительств с деятельностью мозга человека, торговлю — с кровообращением, кровяные тельца — с деньгами, транспортные пути — с артериями, а несущие информацию телеграфные провода — с нервной системой организма...
«Органичность» общества проявляется и в том, что все его элементы неразрывно связаны между собой и не могут функционировать вне этой связи. По Спенсеру, только в рамках социальной системы проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого человека.
Вместе с тем Спенсер обращал внимания и на отличия общества от живых организмов. Так, по его мнению, в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе — наоборот. В живых организмах способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных частях организма, а в обществе она присуща всем его «клеточкам», так сказать, «разлита» по всему организму.
Большое внимание Спенсер уделял эволюции общества. Идея всеобщей эволюции является центральным звеном его мировоззрения, а социальная эволюция составляет, по его мнению, лишь часть универсальной эволюции. Задача социологии состоит в том, чтобы раскрыть действие законов эволюции, действующих независимо от воли и интересов отдельных личностей, их индивидуальных качеств и субъективных намерений. При этом социология должна изучать массовые типичные явления и процессы, а индивидуальные, единичные, случайные отвергать.
Социальная эволюция, по Спенсеру, — это переход социальной системы из одного состояния в другое, более развитое и прогрессивное. Выражаясь в усложнении общества, в совершенствовании деятельности людей и социальных институтов (в развитии трудовых навыков, интеллекта, социальных чувств, гражданских свобод и т.п.), эволюция всегда обусловлена первичными и вторичными (производными) факторами. Первичные — это природные факторы: субъективные (физические, психические) и объективные (климатические, ландшафтные и т.п.). Они играют ведущую роль на ранних этапах истории. Вторичные порождены самой эволюцией: это социальные навыки, способности и потребности человека и различные социальные достижения. В ходе истории их значение постоянно увеличивается. В целом для эволюции общества характерны такие черты: переход от простого к сложному (интеграция), переход от однородного к разнородному (дифференциация), переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).
В ходе эволюции возрастает значение коллективной деятельности людей и социальных институтов. Если на ранних этапах истории большую роль играли действия отдельных личностей (монархов, военных и т.п.), то впоследствии эти функции переходят к организациям и учреждениям (на место действий отдельных «клеточек» приходит деятельность новых «органов», вырастающих в социальном «организме»).
Спенсер подчеркивал, что законы эволюции имеют в основном надындивидуальный характер. Но он не был фаталистом и не считал, что эволюция вообще не зависит от действий людей. По его мнению, активная деятельность человека играет важную роль в социальном прогрессе, и если в обществе не будет условий для нормального развития человека, то и общество не будет развиваться. Каждый индивид должен думать о совершенствовании общества, об улучшении социальной жизни: альтруистические действия так же необходимы, как и эгоистические.
Люди должны способствовать установлению социальной гармонии и социального равновесия. Социальное равновесие — это важный фактор стабильности общества. Возникает оно на основе гармонии интересов и социальных компромиссов, как результат специальных усилий людей и, прежде всего, политических органов. Равновесию, гармонии и стабильности противостоит распад общества, которому предшествует его упадок. Упадок происходит под действием как внешних, так и внутренних причин, к которым Спенсер относил прежде всего неэффективную деятельность правительства.
1 Хотя сам Спенсер настаивал на том, что его взгляды во многом отличаются от взглядов Конта.
2 Спенсер Г. Основания социологии. Социология как предмет изучения // Западноевропейская социология XIX в.: Тексты. М., 1996. С. 331.
3 Spencer H. An autobiography. N.Y., 1904. Vol. 2. P. 570.