Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

4.3. Социология Эмиля Дюркгейма

4.3. Социология Эмиля Дюркгейма

Продолжатель контовской позитивистской традиции в социологии — Эмиль Дюркгейм (1858—1917), французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. Издаваемый им в течение 16 лет «Социологический ежегодник» оказал большое влияние на развитие социологии во Франции и Европе. Основные работы: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода»1, «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни».
Дюркгейм возглавлял кафедру социальной науки в Бордоском университете (первую во Франции кафедру социологии), преподавал в Сорбонне. Многие его работы, отличавшиеся строго научным и ясным стилем изложения, родились из лекционных курсов. Демократ и либерал, сторонник социальных реформ, он симпатизировал идеям социализма, но был противником революционного социализма, полагая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции.
Взгляды ученого носили реформаторский характер. Дюркгейм выступал за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, за отделение церкви от государства и школы от церкви. В частности, он рассматривал социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
Социология занимает, по мнению Дюркгейма, центральное место среди общественных наук. Она вооружает их методом и теорией, на основе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Социология должна исследовать общество с такой же объективностью, с которой естествознание изучает природу. Социальная жизнь должна быть подвергнута строгому научному анализу, исключающему субъективизм.
Социальный реализм и социальные фанты
Как Конт и Спенсер, Дюркгейм был сторонником социального реализма и холистического понимания общества. Общество, по его мнению, — это социальная реальность, имеющая особые, только ей присущие качества. Возникнув из взаимодействия индивидов, оно со временем начинает жить независимо от них, по собственным законам. Это надындивидуальная реальность, доминирующая над человеком и принуждающая его к формам существования, необходимым именно ему, обществу. Интересы этого социального целого всегда требуют, чтобы индивид подчинился ему. Примат общественного надындивидуальным — одна из основных идей Дюркгейма.
Основными элементами социальной реальности являются так называемые социальные факты. Эти факты и составляют предмет социологии. Дюркгейм вкладывал свой, весьма определенный смысл в этот столь обычный термин — «факт». По его мнению, социальные факты — это не просто бесчисленное множество каких-либо событий в рамках общественной жизни. Социальные факты — это объективные социальные явления, имеющие принудительный характер по отношению к индивиду. Это объективные условия в жизни общества, которые индивид при рождении застает уже существующими и которые впоследствии оказывают на него определенное давление, вынуждая в той или иной степени подчиняться им. Иными словами, это некие «коллективные модели жизни», которые существует самостоятельно и принципиально объективно побуждают человека к определенному поведению. Так, при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежную систему, функционирующие независимо от него.
Сам Дюркгейм так писал об этом:
...Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказать на индивида внешнее принуждение; так или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений1.
Дюркгейм выделяет два вида социальных фактов — материальные (морфологические) и идеальные (коллективные представления). Морфологические факты — это различные формы общественного бытия. Коллективные представления — различные религиозные и научные идеи, моральные установки, правовые нормы, традиции и т.п., в общем, определенные ценности и модели поведения, которые внушаются индивиду обществом.
К социальным фактам относятся также различные социальные течения.
Великие движения энтузиазма, негодования, сострадания не зарождаются ни в каком отдельном сознании. Они приходят к каждому
из нас извне и способны увлечь нас, вопреки нам самим.
Составляющие предмет социологии социальные факты несводимы к свойствам личности: так, согласно Дюркгейму, группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. С другой стороны, он подчеркивал, что нужно отличать объективные социальные факты (некие коллективные модели) от их индивидуальных воплощений в сознании и действиях отдельных людей. Индивидуальные воплощения не являются предметом социологии.
Дюркгейм — ярко выраженный сторонник объективизма в социологии. Большое внимание он уделял тем особенностям социологического метода, которые позволили бы получить точную, объективную, строго научную информацию. В связи этим он выработал некоторые правила социологического метода, основные из которых можно охарактеризовать так:
(1) социальные факты нужно рассматривать «как вещи». Это значит, что нужно исследовать не субъективные представления, а только те явления, которые объективны по отношению к индивиду. Даже коллективные представления следует «объективировать», изучая их проявление в таких действиях людей, которые поддаются наблюдению и статистическому анализу;
(2) надо изучать не одно явление, а их устойчивую группу. Иными словами, внимание следует обращать на типичное, повторяющееся в социальных процессах, а не на особенное поведение отдельного человека. Так, если большое количество людей берет отпуск, то это явление может и должно интересовать социолога в отличие от ситуации, когда отдельный индивид этот отпуск (по тем или иным мотивам) не берет;
(3) причины фактов надо искать не в сознании и действиях отдельных людей, а в иных фактах или в условиях жизни общества.
Для наблюдения «чистых» социальных фактов он предлагает такой метод, как статистика. Статистика, по Дюркгейму, помогает выявлять некоторые закономерности общественной жизни, которые могут быть неочевидными для наблюдателя.
Один из основных вопросов, который интересовал всех социологов, — это причины объединения людей в общество. Дюркгейм отвечает на этот вопрос в своем учении о социальной солидарности и разделении труда. Социальная солидарность — это общественные связи, благодаря которым общество сохраняет свою устойчивую целостность. Это также высший принцип, высшая ценность, признаваемая всеми членами общества и выступающая мотивом их поведения.
Главная сила, порождающая солидарность и создающая социальное целое, — разделение труда. «Каждый тем теснее зависит от общества, чем более разделен труд»1, — писал Дюркгейм. Разделение труда, специализация деятельности приводят к тому, что люди уже не могут обойтись друг без друга, без взаимного обмена результатами своего труда. Эта зависимость повышает степень единства и целостности общества. Она объединяет множество людей не в силу их одинаковости, а потому что сама их жизнедеятельность оказывается невозможной без активного взаимодействия друг с другом. В свою очередь, возрастание «моральной или физической плотности», возрастание уровня социального взаимодействия и целостности ведет к дальнейшему разделению труда.
Согласно Дюркгейму, в неразвитых, архаических обществах существовала механическая солидарность. Там единство индивидов определялось чаще всего их сходством и одинаковостью их функций. В этих обществах главной интегрирующей силой выступало коллективное сознание. Но в развитых обществах общественное сознание уже не может выполнять эту роль. Современное общество напоминает сложный организм со множеством органов, поэтому здесь возникает органическая солидарность, обусловленная разделением труда и зависимостью индивидов друг от друга.
Особое значение Дюркгейм придавал тем социальным нормам, которые организуют поведение индивида. Прежде всего, это моральные нормы как система объективных правил поведения. В основе их появления, по Дюркгейму, все то же разделение труда:
Благодаря ему индивид начинает осознавать свое состояние зависимости по отношению к обществу; именно от него происходят сдерживающие и ограничивающие его силы. Словом, так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно вместе с тем становится основанием морального порядка.
Мораль и социальная солидарность неразрывно связаны: «...Морально... все то, что служит источником социальной солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими». «...Человек моральное существо только потому, что он живет в обществе, ибо нравственность состоит в том, чтобы быть солидарным с группой».
Главная функция морали — регулирование социальных отношений, поэтому основной признак морали — следование долгу. Только оно делает поведение человека моральным и порождает нормальное состояние общества. Но возможно и ненормальное состояние, когда в обществе отсутствует моральная регуляция деятельности людей, когда они забывают, игнорируют свои традиции, обычаи и нравственные нормы. Это состояние Дюркгейм назвал аномией1 (без нормативности, отказом от общепринятых норм) и полагал, что оно может привести общество к гибели. Иными словами, аномия — это моральный кризис, создающий условия для девиантного поведения личности и социального беспорядка.
Именно в условиях аномии могут произрастать различные социальные патологии. Так, широкую известность приобрел анализ Дюркгеймом такого явления, как самоубийство. В известной работе с аналогичным названием он пытался обрисовать не индивидуальнопсихологические мотивы самоубийств, а те социальные факторы, которые могут способствовать развитию суицидальных настроений. По мнению Дюркгейма, такими факторами являются кризисное состояние общества, аномия, ослабление социальной солидарности. Он установил, что число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид. Иными словами, вероятность суицида более высока в тех обществах и социальных группах, где человек чувствует себя одиноким и незащищенным, где ослаблены социальные связи, где общество перестает придерживаться четких представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Надо особо подчеркнуть, что многие воззрения Эмиля Дюркгейма весьма актуальны для анализа социальных реалий современной России. Например, понятие аномия может быть применено самым непосредственным образом для характеристики многих сторон социальной жизни современного российского общества.

1 В русскоязычных изданиях эта работа может называться «Социологический метод» или «Метод социологии».
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 421.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты