4.4. Понимающая социология Макса Вебера

4.4. Понимающая социология Макса Вебера

Макс Вебер (1864—1920) — выдающийся немецкий социолог, политолог, историк и экономист, профессор университетов Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена и один из основателей «Немецкого социологического общества». Основные работы Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия» и др.
Вебер внес громадный вклад в развитие социальных и гуманитарных наук. В центре его внимания были весьма многообразные проблемы: история экономики, права, религии, хозяйственная этика и происхождение капитализма, методология социального познания, общие проблемы социологии и т.д. В XX в. его идеи привлекли широкое внимание научной общественности, и его характеризуют сейчас как одну из «ключевых фигур» в социологии. Социологическую теорию Вебера называют по-разному: теорией социального действия, концепцией «идеальных типов», но чаще всего понимающей социологией.
Вебер — основоположник субъективного метода в социологии. В отличие от Конта, Спенсера и Дюркгейма, он не стремился строить социологию по образцу естественных наук. Вебер считал, что нельзя исследовать общество, применяя те же методы, что и при изучении природы.
Сторонники объективного метода полагали, что общество — это некая надындивидуальная реальность, обладающая своими законами, не совпадающими с законами поведения индивида. Общество первично по отношению к индивиду, оно подчиняет его, формирует его интересы, руководит его деятельностью. Поэтому объектом социологии должно быть общество в целом, которое нужно изучать с помощью эмпирических методов — наблюдения, сравнения, измерения и т.п.
Позиция Вебера — принципиально иная: прежде всего необходимо исследовать действия индивида, а не общество. Человек обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Общество — результат взаимодействия многих людей с собственными интересами и целями. Они существа мыслящие и рассуждающие, наделяющие смыслом и значением большую часть своих действий, и любая дисциплина, имеющая дело с человеческим поведением, должна это учитывать. Социология, считал Вебер, должна объяснять реальные действия людей на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Понимание — главный метод социологии. Именно поэтому сам Вебер называл свою концепцию понимающей социологией.
Социальные действия
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — это наиболее общая характеристика деятельности. Поведение становится действием, если человек связывает с ним какой-либо субъективный смысл. Действие — это смысловое поведение, поведение, наполненное смыслом. Социальное действие — это действие, которое по своему смыслу ориентировано на действия других людей.
Специфически важным для понимающей социологии, — писал Вебер, — является, прежде всего, поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным поведением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно обяснено1.
Вебер выделил ч е т ы р е типа социальных действий: (1) традиционные, (2) аффективные, (3) ценностно'-рациональные и (4) целерациональные. Любые поступки людей могут быть с большей или меньшей степенью точности отнесены к тому или иному типу действия.
Традиционные действия основаны на традиции, обычаях или привычке. По сути это автоматическая реакция на привычные раздражители, стереотипное следование образцам поведения, которые сложились в данном обществе. Они составляют большую часть поступков людей и являются основой стабильности общества. Вебер отмечал: «Большая часть привычного повседневного поведения близка данному типу».
Аффективные действия основаны на эмоциях, чувствах людей. Чаще всего они не осознаются человеком как правильные или нужные, они совершаются для снятия нервно-эмоционального напряжения или удовлетворения страсти. Это действия, вызванные вспышкой страха, страсти, ненависти и т.п. Они находятся «на границе и часто за пределом того, что “осмысленно”, осознанно ориентировано».
Ценностно-рациональные действия основаны на вере человека в ценность этого действия независимо от его успеха (например, делание добра). Они предполагают, по Веберу, «безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения, независимо от того, к чему оно приведет». Эти действия подчинены определенным ценностям, в следовании которым индивид видит свой долг. Иными словами, они основаны на долге (религиозном, моральном, политическом, этикетном и т.п.). Осознание людьми важности таких действий делает их в определенном смысле рациональными.
Целерациональные действия основаны на осознанности поставленной цели и избранных средств. Человек, осмысливая реакцию людей на свои действия, рассматривает предметы и других индивидов как средства для достижения собственных целей. Как писал Вебер, в основе этих действий «лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве “условий” или “средств” для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели»1. К таким действиям относятся деятельность бизнесменов, стремящихся к прибыли, родителей, желающих дать детям хорошее образование, генерала, стремящегося одержать военную победу.
Рационализация общественной жизни и бюрократия
Вебер полагал, что в ходе истории степень рациональности социальных действий постепенно возрастает. Это означает, что люди в основной своей массе начинают действовать все более осознанно, осмысленно, анализируя и планируя свое поведение. Рационализация общественной жизни — одна из главных тенденций исторического процесса.
Подтверждением этого Вебер считал капиталистический тип ведения хозяйства, в условиях которого индивиды чаще всего поступают целерационально, продумывая и выбирая именно те средства и формы поведения, которые необходимы для достижения поставленных целей. Кроме того, в условиях капитализма достаточно быстро растет слой людей, которые способны достичь высокого социального статуса не за счет собственности (что характерно прежде всего для феодального общества), а благодаря своим знаниям и высокому уровню профессионального мастерства2. Именно в этом обществе уровень знаний и профессиональная квалификация людей становятся все более востребованными и начинают оказывать большое влияние на уровень доходов и социальное положение индивида3.
По мнению Вебера, совокупность данных индивидов составляет основу «среднего класса».
Ярким примером постепенной рационализации общественной жизни является и бюрократия. По мнению Вебера, бюрократия как способ управления и как особая социальная группа, осуществляющая этот процесс, — необходимый элемент современного общества. Для бюрократии характерны: четкое разделение обязанностей между сотрудниками, строгая иерархия между ними, система корпоративных правил и инструкций, жестко регулирующих деятельность работников, безличность и эмоциональная нейтральность поведения. Оценивая бюрократию в основном положительно, Вебер полагал, что в ней проявляется рациональное разделение труда между чиновниками, повышающее степень их профессионализма и эффективность управления социальными процессами. Без бюрократической машины не может существовать ни одно современное общество.
Сторонники контовского позитивизма, пытаясь превратить социологию в объективную науку, стремились очистить социологическое исследование от всяких домыслов, догадок и умозрительных предположений. Но научное познание, даже если оно и опирается на множество точных фактов, не может обойтись без выдвижения гипотез, организующих направление и методы эмпирического познания. И это обстоятельство было глубоко осознано Вебером.
«Идеальный тип»
В его теории важную роль играет понятие «идеальный тип». Это гипотетическая мыслительная конструкция (теоретическая схема), создаваемая исследователями для объяснения эмпирических явлений. Выступая в качестве своеобразного эталона, сравнение с которым помогает понять изучаемое событие, идеальный тип является, по Веберу, необходимым методическим, «объяснительным» инструментом для познания социальной жизни.
Идеальные типы не существуют объективно, в исторической реальности. Они создаются, «придумываются» учеными в ходе изучения эмпирических фактов. И в них находит отражение представление о том, в соответствии с какими ценностями и целями действовало большинство людей в тот или иной исторический период. Поэтому веберовский идеальный тип может быть определен и как наиболее важные духовные ценности эпохи, некий «дух времени», который руководит и управляет поведением индивидов (так, по Веберу, идеальный тип капитализма есть торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни). Знание об этих ценностях и «духе времени» может помочь исследователям лучше понять отдельные конкретные события изучаемой эпохи.
Необходимо отметить, что в учении об идеальных типах ярко проявилась идеалистическая позиция Вебера в понимании движущих факторов и причин социальных процессов. По его мнению, главную роль в общественной жизни играют не материальные, а идеальные факторы, в качестве которых выступают прежде всего некие общие для данного общества ценности — идеалы, моральные и религиозные нормы, философские представления о смысле жизни человека, правовые парадигмы и т.п. Каждая эпоха порождает свои ценности, поэтому, согласно Веберу, история есть смена идеальных типов.
Влияние религиозных ценностей на поведение людей Вебер рассмотрел в работе «Протестантская этика и дух капитализма». На основе статистических данных о распределении протестантов и католиков в разных социальных слоях, он пришел к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. По его мнению, это объясняется тем, что в протестантизме в отличие от католицизма упор делается на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга («мирской аскетизм»). Протестант — это трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях человек, любящий деньги ради денег. Он должен тщательно исполнять свой профессиональный долг и избегать наслаждений — в совокупности это обеспечит рост богатства. Таким образом, по Веберу, идеалы протестантизма способствовали появлению важных для капитализма форм поведения в быту и в обществе, в частности появлению идеала предпринимате ля-рационалиста.

1 Вебер М. Избранные произведения.
2 В этом состоит одно из основных различий взглядов К. Маркса и М. Вебера. Для Маркса главным условием высокого социального положения человека и его отнесения к господствующим классам было количество собственности, которой обладал данный индивид.
3 Эти идеи Вебера в определенном смысле были созвучны идеям Конта о позитивной стадии всемирной истории и предвосхитили будущие теории постиндустриального и информационного обществ, согласно которым господствующий статус в этих обществах будет принадлежать так называемой технократии, высокопрофессиональным специалистам.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты