5.1. Социологические взгляды русских революционных демократов
Революционный демократизм — это понятие охватывает взгляды и практическую деятельность многих известных русских мыслителей: В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, ПА. Добролюбова. Они были сторонниками радикальных перемен в российском обществе в интересах широких демократических масс и полагали, что переход к социалистическому обществу в России может совершиться только путем народной революции.
Разночинец, блестящий литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848), «неистовый Виссарион», по словам Г.В. Плеханова, обладал «чутьем гениального социолога». Он прошел непростой путь от увлечения идеалистической философией Гегеля до принятия идей французских социалистов, Л. Фейербаха и К. Маркса, на основе которых у него сформировались социалистические убеждения. Белинский писал:
Итак, я теперь в новой крайности — это идея социализма, которая стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Все из нее, для нее и к ней. Она вопрос и решение вопросов. Она (для меня) поглотила и историю, и религию, и философию1.
Белинский верил, что наступят времена, когда «не будет богатых, не будет бедных, не будет царей и подданных, но будут братья, будут люди»2. При этом он полагал, что «смешно и думать, что это может сделаться само собой, временем, без насильственных переворотов, без крови»3.
Рассуждая о движущих силах общественной жизни, Белинский утверждал, что материальные потребности есть великий рычаг умственной и нравственной деятельности людей. При этом он подчеркивал, что решающая роль в жизни общества принадлежит не великим личностям, а народу. Народ относится к великим личностям, как почва к растению: как бы ни был велик человек, народ всегда выше его. Великие личности — это результат жизни народа, выразители его воли и интересов.
Соответственно основную роль в развитии российского общества Белинский отводил крестьянству и интеллигенции. Интеллигенция, по его мнению, должна способствовать просвещению крестьянства и всего российского общества, должна нести в народ культуру и высокие идеалы, оказывать влияние на его духовное совершенствование, необходимое для прогрессивных изменений в жизни России.
Александр Иванович Герцен (1812—1870) — знаменитый писатель и общественный деятель, автор таких известных сочинений, как «Письма об изучении природы», «Былое и думы», «Письма из Франции и Италии», «С того берега», «Концы и начала», «Западные арабески» и др. Герцен — основоположник теории русского социализма, которую можно считать итогом всего его жизненного пути. Критик российского самодержавия и крепостного права, разносторонне образованный человек, он многие годы был убежденным западником, писавшим, что «мы верим в Европу, как христиане верят в рай». Герцен был уверен, что только западное общество создает условия для освобождения человека, для духовного расцвета личности, для прогресса науки и культуры. По его мнению, важнейшим достижением западной культуры являются принципы демократизма и свободы личности, которые необходимо перенести на русскую почву в целях общественного прогресса в России.
Но впоследствии долгие годы жизни в Европе поколебали уверенность Герцена в преимуществах западной цивилизации. Он начал видеть в ней совсем другие ее стороны — социальное неравенство, эксплуатацию трудящихся, нереализованность тех идеалов свободы, равенства и братства, одним словом, все то, что было провозглашено Великой французской революцией 1789 г., но совершенно не реализовано в Европе. По его мнению, если главные враги прогресса в России — это деспотическое самодержавие и невежество народа, то в Европе — это господство алчности, мещанство, погоня за комфортом, эгоизм, низкий уровень образования, упадок искусства и личности.
Глубокое неприятие страсти к обогащению как единственной и высшей цели человеческой жизни, разочарованность в социальнополитических реалиях западного общества, неудовлетворенность результатами 1848—1849 гг. побудили Герцена искать в России условия реализации тех высших идеалов социального существования, которые были сформулированы в Европе в предшествующие столетия.
По Герцену, «только социализм принесет миру обновление, которое не смогла дать революция 1789 г.»1 и именно социализм выражает интересы большинства народа. Размышляя о возможностях реализации социалистических идеалов, Герцен пришел к выводу, что Россия в большей степени, чем европейские страны, готова к социалистическим преобразованиям. Общинный уклад жизни российских крестьян (предполагающий общинное владение землей) сформировал необходимые для социализма особый дух братства, коллективистские менталитет и принципы социального общежития. Русская община, считал Герцен, это и есть зародыш социализма.
Однако наличие общины — необходимое, но недостаточное условие преобразований. Переход к социализму, по Герцену, не может быть осуществлен постепенно, эволюционным путем. Он предполагает революционную борьбу широких народных масс, их готовность жертвовать собой во имя своего светлого будущего.
Поскольку же народные движения часто имеют стихийный, неорганизованный характер, постольку во главе этой борьбы должны стоять великие личности — носители идеалов и выразители интересов народа. «Если десять человек понимают ясно, чего тысячи темно хотят, — писал Герцен, — тысячи пойдут за ними»1. При этом Герцен подчеркивал, что одним из препятствий революционной борьбы может быть рабская психология людей.
Взгляды Герцена впоследствии получили неоднозначную оценку. С одной стороны, они способствовали распространению социалистических идей в России и повлияли на воззрения многих русских ученых и политических деятелей. В них видели соединение европейской теории и отечественной практики. С другой стороны, они неоднократно подвергались критике как утопические: так, по мнению Ленина, реализация программы Герцена (освобождение крестьян и уравнительное наделение их землей) привела бы лишь к быстрому развитию капитализма в России.
Отметим, что творчество Герцена становится особенно актуально в нашу эпоху, когда Россия вновь стоит перед проблемой выбора своего исторического пути.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — известнейший русский философ, писатель, экономист, общественный деятель, один из основоположников русского народничества. Чернышевский — автор таких работ, как «Эстетическое отношение искусства к действительности», «Антропологический принцип в философии», романа «Что делать?» и многих других.
Как и Герцен, Чернышевский полагал, что решение многих социальных проблем России предполагает некапиталистический путь развития. Будучи сторонником социализма, он считал его рациональным экономическим устройством, выгодным для большинства членов общества.
Чернышевский был хорошо знаком с экономическими теориями своего времени, которые легли в основу его социологических построений. Так, в работе «Капитал и труд» он утверждал, что главным двигателем производства является личный интерес. Энергия труда пропорциональна праву собственности производителя на созданный продукт. Следовательно, для производства в целом выгодно, чтобы продукты производства принадлежали тем, кто их создает, чтобы производители (работники) были одновременно и собственниками1. Новейшая же история показывает, что противоположность между собственниками и наемными работниками (иными словами — частная собственность на средства производства и продукты труда) не соответствует потребностям экономического развития.
Чернышевский верил, что прогрессивные социалистические принципы общежития и экономической деятельности людей воплощаются в русской сельскохозяйственной общине (например, община как коллективный собственник и как крупное экономическое предприятие может более эффективно совершенствовать процесс земледелия, нежели отдельный частный собственник). Поэтому Чернышевский активно выступал в защиту общинного землевладения и русской общины в целом. Как и Герцен, он верил, что именно русская община может стать исходным пунктом прогрессивного обновления России, способом ускоренного перехода к более высокой стадии социального развития. И, как и Герцен, он полагал, что переход к социалистическому обществу предполагает народную революцию.
Взгляды Чернышевского относят к тем социологическим теориям, которые при объяснении жизни общества исходят из индивида. В основе его учения лежит антропологический принцип, согласно которому базисом социологических построений «должны служить общие понятия о натуре человека, находящихся в них побуждениях к деятельности и ее потребностях»2. Индивид содержит в себе все те человеческие качества, от которых зависит жизнь общества как множества индивидов. Следовательно, законы социальной жизни зависят от законов индивидуальной. Любая теория должна учитывать интересы «человеческой природы», и только то общество является эффективным, в котором могут реализоваться эти интересы.
По мнению Чернышевского, доминирующей чертой человека, заложенной в нем самой природой, является эгоизм. Но эгоизм может быть животным, зоологическим, а может быть человеческим, разумным. Разумный эгоизм предполагает приоритет духовных, нравственных потребностей над потребностями материальными, физическими. Но разумный эгоизм не является всеобщим явлением в жизни людей — его необходимо воспитывать в человеке всеми доступными обществу средствами.
1 Герцен А.И. Полное собр. соч. и писем. 1922. Т. 19. С. 111.
1 См.: Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. VII. М.: ГИХЛ, 1951. С. 18—19.
2 Чернышевский Н.Г. Т. IX. 1949. С. 829.