5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина
Анархизм (от греч. — безначалие, безвластие) как идеологическое учение возник в Европе в 1840-х годах. Различают две основные разновидности анархизма — крайний и умеренный. Крайний анархизм отрицает любую власть и любые авторитеты, умеренный — только власть и авторитет государства. Взгляды теоретиков русского анархизма Бакунина и Кропоткина относят к умеренному направлению.
Как и многие другие русские мыслители этого периода, анархисты пытались обосновать необходимость и неизбежность общественных преобразований в России, основные цели и методы социальнополитической борьбы. В центре их внимания — вопросы уничтожения государства и характеристики будущего общественного строя.
В понимании роли и задач социологии Михаилу Александровичу Бакунину (1814—1876) была близка позиция Конта, достижения которого он оценивал чрезвычайно высоко. Вместе с тем взгляды Бакунина на жизнь общества, изложенные им в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Кну- то-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Бог и государство», достаточно своеобразны.
Согласно анархизму, естественное состояние личности — это ее свобода, которая не должна ограничиваться никакими государственными институтами. Именно поэтому государство рассматривается Бакуниным как главное социальное зло, олицетворяющее тиранию и эксплуатацию и противоречащее «человеческой справедливости». Созданное меньшинством, оно объединяет только часть общества в целях уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных. Это «союз насилия, грабежа и обмана».
По мнению Бакунина, история представляет собой процесс движения человечества из «царства животности» в «царство свободы». Наличие государства, опирающегося на религию, характерно для низшей ступени развития. В будущем же обществе должна существовать ничем не ограниченная свобода человека, независимость его от всякой власти, развитие всех его способностей. И эта свобода может быть достигнута только «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми»1.
Опираясь на взгляды П. Прудона и М. Штирнера, Бакунин создает проект ликвидации государства и замены его договорными отношениями в обществе. По его мнению, для этого необходим немедленный народный бунт, который уничтожит государство и установит справедливый общественный порядок, основанный на самоуправлении. Как и революционеры-демократы, он исходил из образа русского общинного самоуправления и утверждал, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает.
Это будущее общество Бакунин называл социалистическим. В работе «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867) он писал, что социализм предполагает личную и коллективную свободу, взаимодействие свободных ассоциаций. При социализме не должно существовать никаких государственных структур, навязывающих обществу в целом и каждому человеку в отдельности какие-либо ограничения. Отношения между людьми и их различными добровольными объединениями должны быть основаны на принципах федерализма, то есть свободного и равноправного союза.
Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — революционер и известный географ — также разделял идеи анархизма и был сторонником «безгосударственного коммунизма». Хотя он очень широко толковал анархию, полагая, что она характерна не только для общества, но и для природы, но доминирующей у него была этическая интерпретация этого явления. В своей главной работе «Этика» он писал, что основным началом анархизма является равенство. «Равенство — это справедливость. Равенство во всем синоним справедливости. Это и есть анархия».
Равенство предполагает, прежде всего, уважение к личности:
Мы признаем полнейшую свободу личности. Мы хотим полноты и цельности ее существования, свободы развития всех ее способностей.
Соответственно анархия, по мнению Кропоткина, означает борьбу со всем тем, что унижает и уродует человека, что развращает и эксплуатирует его, что законными и незаконными средствами губит человеческую личность.
Кропоткин, как и Бакунин, разделял идеи социализма и полагал, что в этом обществе возможно отсутствие государственной власти. Он был ярым противником «государственного социализма» и считал, что анархический коммунизм — это лучший вариант будущего общественного строя. Анархический коммунизм предполагает равноправное и справедливое взаимодействие различных объединений людей, отличающихся по месту проживания и роду деятельности (например, промышленных, сельскохозяйственных, научных, художественных союзов, общин, ассоциаций и пр.). Главным регулятором этого взаимодействия должны быть этические нормы.
1 Бакунин М.А. Бог и государство // Бакунин М.А. Полн. собр. соч. СПб., 1907. Т. 1. С. 13.