5.6. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского
Максим Максимович Ковалевский (1851—1916) — русский ученый, правовед, историк, социолог, основоположник Русской высшей школы общественных наук в Париже, председатель Международного института социологии. Автор многих работ, в том числе «Происхождение современной демократии» (в 4-х т.), «Современные социологи», «Социология» и др.
В центре социологических интересов Ковалевского — вопросы о предмете социологии, о сущности социального прогресса и революции, о социальных закономерностях, о детерминантах общественного развития, об историко-сравнительном методе и др. Все они получили в его творчестве глубокую и оригинальную интерпретацию.
Ковалевский определял социологию как науку об организации и эволюции человеческого общества1. Основная цель социологии — выявление объективных закономерностей общественной жизни.
Исходным положением теории Ковалевского является идея о закономерном и поступательном характере исторического процесса. Важнейшая историческая закономерность — это прогрессивное эволюционное движение общества от низшего своего уровня развития к высшему. Это движение осуществляется плавно, постепенно благодаря социальной преемственности, означающей передачу социального опыта и достижений новым поколениям.
Ковалевский полагал, что при медленном темпе общественных изменений прогресс более надежен, чем при быстром, поэтому эволюцию следует предпочитать революции. Революция — это противоестественная форма развития общества, это случайное или даже патологическое явление, которое является следствием ошибок правительства.
Таким образом, прогресс, по Ковалевскому, несомненно, желателен, но только при условии сохранения социального порядка. А неизбежные конфликты можно улаживать мирно, с помощью государства.
Как видим, в отличие от многих своих предшественников Ковалевский, в общем-то, чужд революционным идеям и настроениям. Его позицию, скорее, можно определить как социал-демократическую. Так, рассуждая об общественном прогрессе, он признавал, что ему мешает противопоставление бедности и богатства, рознь и вражда между людьми имущими и неимущими2. Но для преодоления этого противоречия необходима, по его мнению, не революционная борьба трудящихся, а вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободная деятельность профсоюзов, их борьба за социальные права трудящихся.
Сущность социального прогресса Ковалевский видел в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, народов государств. Укреплению солидарности способствуют не только объективные, но и субъективные процессы, происходящие как в индивидуальном, так и в общественном сознании. В связи с этим Ковалевский выделял три стадии развития чувства солидарности: сознание родового единства, патриотизм и космополитизм.
Большое внимание Ковалевский уделял проблеме основных факторов общественного развития. В отличие от многих мыслителей, которые стремились выявить один определяющий фактор (географический, экономический, политический, религиозный или какой- нибудь иной), Ковалевский полагал, что все они играют важную роль в истории, оказывая, так сказать, совокупное влияние на развитие человечества. Поэтому его позицию называют обычно плюралистической социологией, или теорией факторов, подчеркивая признание им значимости множества факторов1. При этом Ковалевский не отрицал, что в определенных исторических условиях какой-либо один фактор может стать ведущим, в связи с чем он предлагал выявлять иерархию факторов.
1 См.: Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. Пг., 1918.
2 Там же.
1 См.: Ковалевский М.М. Социология: В 2 т. СПб., 1910. Т. 1. С. 6.
2 Эволюционистские представления об общественном развитии характерны и для консерватизма. Но последовательный консерватизм признает социальное неравенство как вечную характеристику общественной жизни, как Богом данное условие социальной гармонии.