6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса

6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса

Взгляды Толкотта Парсонса (1902—1979), американского социолога- теоретика, основоположника школы структурно-функционального анализа, оказали большое влияние на развитие социологической мысли и до середины 60-х годов прошлого века доминировали в англоязычной социологии. Основные работы Парсонса написаны в соавторстве с Э. Шилзом — «Социальная система» (1951) и «К общей теории действия» (1951).
Получая образование в Европе, Парсонс воспринял многие положения представителей классической социологии: в частности, у Вебера — идею социального действия как «клеточки» социальных процессов, у Спенсера и Парето — идею стабильности и равновесия как необходимого условия существования общества, у Дюркгейма — положение о нормативности социального поведения. В теории структурно-функционального анализа они получили новую интерпретацию и дальнейшее развитие.
По мнению Парсонса, общество — это система, которая всегда стремится к достижению абсолютного равновесия как главного условия своего самосохранения. Нарушение равновесия, порождаемое конфликтами и противоречиями, означает «заболевание», дестабилизацию социальной системы и может привести к ее гибели. Поэтому решительная борьба со всем тем, что угрожает социальной стабильности, — это естественная реакция на патологические отклонения от нормы.
Взгляды Парсонса недаром называют структурно-функциональным анализом. Понятие функции — одно из важнейших в его теории. С его помощью он пытается объяснить, как, на первый взгляд, хаотическое множество людей и иных социальных явлений образуют некое единство, целостность, общественную систему, способную не только существовать, но и воспроизводить себя.
По Парсонсу, функциональная зависимость — это то, что придает совокупности элементов свойство целостности, которым в отдельности не обладает ни один из них. Соответственно явление становится структурным элементом системы тогда, когда выполняет функцию, важную для системы в целом.
Парсонс утверждал, что любая система (общество, предприятие, церковь и т.д.) в целях выживания осуществляет ч е т ы р е функции — адаптацию, целедостижение, интеграцию и латентность. Для их реализации нужны определенные структурные элементы. В обществе такими элементами являются подсистемы — экономическая, политическая и иные. Экономика выполняет функцию адаптации (получение ресурсов из окружающей среды и распределение их внутри общества), политика — функцию целедостижения (формулирование общих целей и мобилизация ресурсов для их достижения), культура и право — функцию интеграции (поддержание единства и упорядочение действий членов общества), институты социализации — семья, школа, церковь и т.д. — латентную функцию (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).
В свою очередь, каждая подсистема является системой по отношению к ее элементам с соответствующими функциями и социальными институтами. Даже отдельные элементы систем низшего уровня (например, предприятия, партии, семья и т.п.) также являются микросистемами.
Функциональная зависимость — решающее социального действия условие целостности системы. Но люди — не механические частицы. Они наделены сознанием, волей, способны упрямиться и выбирать произвольную линию поведения. Как возможно согласие между ними? По Парсонсу, согласованность действий и взаимопонимание людей достигается за счет общности их ценностей и соблюдения норм социального поведения. Это тот самый «клей», благодаря которому великое множество людей, неких социальных «атомов», становятся «клеточками» единого социального организма.
Структурно-функциональный подход Парсонса на основе теории социального действия создает абстрактную и «верную на все времена» общую модель социального действия. Ее элементами являются деятель (индивид или группа людей), ситуация (природная или социальная) и ориентация деятеля на ситуацию (включающая оценку этим деятелем как реалий внешней среды, так и собственных возможностей и целей воздействия на нее).
Главное здесь — выявить специфику социального действия. Его специфическими признаками Парсонс считает: (1) символичность (регулирование поступков людей речью и иными системами символов), (2) нормативность (зависимость поведения от принятых в обществе норм и ценностей) и (3) волюнтаристичность (произвольность поведения в связи с субъективным восприятием ситуации).
В работах 1960-х годов Парсонс обращается к проблемам социального развития и приходит к выводу, что способность к изменениям свидетельствует о повышении уровня адаптивности системы. Система, способная эволюционировать и «приспосабливаться», более самодостаточна и жизнеспособна, чем иные.
По Парсонсу, развитие общества — это процесс эволюции. С присущими ей двумя взаимосвязанными чертами: дифференциацией (появлением новых, относительно обособленных элементов социальной системы) и интеграцией (повышением целостности системы за счет появления связей между новыми элементами).
В связи с этим Парсонс различает три типа обществ:
(1) примитивные (дифференциации почти нет, люди выполняют одновременно множество ролей-функций), (2) промежуточные (появляется письменность, социальное расслоение и функционально- ролевая специализация) и (3) современные (для них характерна административная бюрократия, отделение права от религии, рыночная экономика и демократическая избирательная система).
Переломными моментами дифференциации являются революции. Так, промышленная революция означает разделение экономики и политики, демократическая отделяет «социальное сообщество» (гражданское общество) от политической сферы, а образовательная — призвана выделить из социального сообщества институты воспитания и образования (воспроизводства и поддержания «культурных образцов»).
Взгляды Парсонса нашли своеобразное развитие в работах как американских, так и европейских авторов. Например, Роберт Мертон наряду с понятием функции вводит понятие дисфункции. Это такие отклонения в системе, благодаря которым она, изменяясь, может приспособиться к новым условиям и, следовательно, существовать и развиваться далее.
Во Франции структурно-функциональный подход нашел отражение в творчестве структуралистов — Мишеля Фуко, Клода Леви- Строса и др., уделявших основное внимание анализу ментальных, языковых и нормативных структур.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты