8.1. Семья как социальный институт. Исторические типы института семьи
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных: институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государства.
Рассуждая о социальных институтах, в числе первых называют семью как главный институт человеческого общества, охватывающий множество более частных институтов — институт брака, родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, права (в части семейного законодательства), социальной защиты детства и опеки и другие.
Таким образом, семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую первичную социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека.
Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей, стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов. Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Однако для всех обществ характерно нечто общее. Отметим, например, такую общую черту, как происхождение семьи: семья возникла потому, что у человеческих детенышей в отличие от всех других видов животных самое протяженное детство. Зависимость детей от родителей длится до 15—18 лет, и подготовка к взрослой жизни полноценно происходит только в семье.
Итак, вся многоаспектность семейного института свидетельствует о том, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование, однако современная социология справляется с этими трудностями достаточно успешно.
Исторические типы института семьи
Исторический аспект института семьи изучается историками, этнографами и антропологами, которые составили типологию брака, семьи и родства. Понятия экзогамии и эндогамии, моногамии, полигинии, патриархальности и некоторые другие пришли в социологию из родственных ей дисциплин. Такие понятия, как нуклеарная и расширенная семья, одно- и многодетная семья и ряд других, придуманы именно социологами.
На первых этапах развития человеческого сообщества семьи в нашем понимании не существовало, имели место беспорядочные половые связи. Первой социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало исключение из полового общения родителей и их детей. Это и есть та историческая граница, с которой добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения.
Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых по счету (четырех-пяти) поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.
Примечательно и то, что домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин — членов общины живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях.
В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии. На характер семьи влияют социально-исторические, экономические условия, а также положение женщины в обществе. Воспитание, добрачный и жизненный опыт членов семьи также имеет немаловажное значение.
Ушли в прошлое большие патриархальные семьи, где домохозяйство, традиционный уклад и обычаи являлись жизненно важной скрепой семейной организации. Значимыми для понятия семьи, несомненно, являются общее хозяйство, общие дети и сексуальные взаимоотношения между супругами. Люди всегда знали, что от качества репродуктивного поведения во многом зависело настоящее и будущее человека разумного. Отношения природного и социального в функционировании семьи и такие ее духовные составляющие, как чувство родства, материнства, отцовства, братства, пока еще не так обширно представлены в социологической литературе, но одно несомненно важно подчеркнуть: человеческая культура выбрала исходным состоянием и нормой именно парную семью, основанную на браке и любви.
Надо отметить, что сегодня (и эта закономерность присутствует во всех европейских культурах) число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья — муж, жена, один (два) ребенка.
Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья, предстающая как отдельная ячейка общества, в то же время не является правовым институтом.
Итак, трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес при заключении браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.
Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении, подразумевающих партнерские отношения и полную меру законной ответственности, уходит в прошлое. Современные цивилизационные условия и силы превращают одухотворенный мир семьи в безличную взаимозаменяемость. Семья все более распадается, но она складывается из бытия индивидов, которые по-своему стараются препятствовать данному распаду. Но к сожалению, сегодня прочные связи, соединяющие на протяжении веков индивидов, семью и общество, испытывают непомерные перегрузки.