Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей

Краткие новости

8.3. Социальные функции семьи

8.3. Социальные функции семьи

Семья — первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых членах семьи. На семью также ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах развития и функционирования общества. Приходится констатировать, что современная семья утратила некоторые функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции семьи:
(1) репродуктивная. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. Она тесто связана с жизненным циклом семьи. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
(2) хозяйственно-экономическая. Включает обеспечение питания членов семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета. Сегодня в России семья сталкивается с необходимостью покупать жилье, что для многих молодых семей представляется весьма сложной проблемой. Нельзя отрицать и тот факт, что данная функция определяется в немалой степени состоянием экономики и культуры в обществе;
(3) регенеративная (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей. Вовсе не обязательно буквально понимать под драгоценностями ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему. А вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному;
(4) образовательно-воспитательная (иначе, социализирующая) функция. Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, а также самореализации в детях.
Воспитательные модели в семье Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, в силу того что «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. В семье — не только любят, защищают и понимают, но и учатся.
В современной социологии принято выделять сложившиеся стереотипы и тактику воспитания в семье. Поскольку семья является первичным этапом социализации, то можно рассуждать о воспитательных моделях в семье по принципу отношения к детям.
1. Детоцентризм, отражающий участие в воспитании ребенка (как правило, одного) всеми членами большой семьи. Результатом подобного рода усилий являются дети эгоцентрики и инфантильные личности с синдромом Питера Пэна, которые длительное время не желают взрослеть и брать на себя ответственность взрослого члена социума.
2. Профессионализм, при этой модели отношений родители редко прибегают к воспитательным воздействиям, отчуждаются от детей, но материально их обеспечивают. В результате дети не владеют опытом доверительного диалога с взрослыми и испытывают трудности в установлении социальных контактов.
3. Прагматизм, при котором воспитание ориентируется на личность ребенка, на достижение им жизненного успеха любыми средствами. Оно ориентировано на практичность, получение непосредственной материальной выгоды. В результате воспитывается утилитаристское отношение к миру людей и вещей, а поведение ребенка воспринимается как прагматичная стратегия выживания в условиях рынка1:
(5) рекреативная функция (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. В теории осуществить эту функцию легко, но в условиях кризиса, когда родители работают подчас по 12 часов в сутки, организовать досуг представляется сложным;
(6) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры. В условиях выстраивающейся рыночной экономики, когда идет активное расслоение общества, довольно внушительная часть работающих не желает относить себя к обедневшим социальным слоям. Они подсознательно причисляют себя к представителям среднего класса, соответственно их дети страдают необоснованными претензиями и амбициями;
(7) психотерапевтическая. Позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная психотерапевтическая функция. Семья играет роль «поглотителя» разного рода рисков, она определенным образом трансформирует «перерабатывает» их, так как ее сущность, структура и предназначение направлены на ослабление внешних угроз. В настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких и грамотных эмоциональных взаимоотношений в семье.
Итак, мы рассмотрели традиционно сложившиеся функции семьи, которые отражают ее жизнедеятельность и жизнеспособность. Через свои функции семья в целом и члены семьи в отдельности удовлетворяют общественные, групповые и индивидуальные потребности. Все они социально обусловлены и тесно переплетены между собой, какая-то из них может доминировать, а иная оставаться в «пассивном» состоянии. В социологии семьи не принято делить все ее функции на функции главные и неглавные. Каждая из них имеет огромное значение как для индивида, так и для семьи и общества в целом. Их наличие создает гармонию в семейнобрачном союзе.

1 См.: Шаров В.Д. Социология семьи и брака // Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 238—239.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты