Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

б.9. Отечественная социология XX в.

б.9. Отечественная социология XX в.

XX век стал временем бурного развития и отечественной социологии, которую в основном характеризуют как советскую. Она прошла долгий, нелегкий путь, характеризовавшийся взлетами и падениями, многими научными достижениями и вместе с тем определенными недостатками. Несмотря на многие неблагоприятные социально-политические условия развития, советская социология внесла значительный вклад в развитие мировой социологической мысли.
Развитие любого научного или идеологического течения всегда зависит от определенных исторических условий. Такими объективными предпосылками развития отечественной социологии стали социалистические преобразования в России. Они включали в себя значительные реформы в сфере духовной культуры: в частности создание системы всеобщего и обязательного бесплатного образования для всех граждан, открытие множества высших учебных заведений, развитие в беспрецедентных масштабах издательского дела, открытие специализированных научно-исследовательских институтов. По сравнению с дореволюционным периодом резко возросло количество студентов в вузах страны.
Приведем историческую справку. В XIX в., «золотом веке» развития русской культуры, достижения в сфере образования были еще весьма незначительны: Россия катастрофически отставала от ведущих стран мира. Так, в середине XIX в. число студентов шести ведущих университетов России составляло всего около 4 тыс. человек, и, хотя впоследствии оно значительно выросло, в США в 1885 г. студентов было в 10 раз больше.
В 1917 г. в России существовало 124 вуза (из которых 65 — государственных, а 59 — «вольных», неправительственных). При этом общий уровень грамотности оставался крайне низким, в то время как, например, грамотность населения Дании и Швеции была практически 100%-ной. В Швейцарии и Германии число неграмотных не превышало 2%, а в США — 11%. В России же накануне Октябрьской революции оставались неграмотными 70% мужчин и почти 90% женщин.
Уже через десять лет советской власти положение в сфере образования кардинально изменилось: к 1926 г. половина населения вышла из состояния неграмотности. В 1938—1939 гг. в стране уже было 708 высших учебных заведений (то есть в 5,5 раза больше, чем в 1917 г.) и в них обучалось более 600 тыс. студентов. По количеству студентов СССР не только занял первое место в мире, но и обогнал 22 европейских государства, вместе взятых, в том числе Англию, Францию, Германию и Италию. Накануне Великой Отечественной войны в стране работали 817 вузов, в которых обучалось более 800 тыс. студентов.
Развитие высшего образования в СССР, повышая интеллектуальный потенциал общества, оказало громадное влияние и на развитие отечественной социологии. В частности, советское правительство сделало обязательным преподавание социологии во всех высших и средних учебных заведениях, а подготовка социологов осуществлялась в восьми вузах.
Развитию социологии способствовали и институциональные изменения. Так, еще в первые годы советской власти были созданы три центральных исследовательских института. В 1918 г. Москве в появилась Социалистическая Академия общественных наук, а в 1919 г. в Петроградском университете был открыт первый социологический факультет, который возглавил замечательный ученый, получивший впоследствии мировое признание — П.А. Сорокин.
Все эти обстоятельства стали объективными предпосылками активного развития в XX в. отечественной теоретической и прикладной социологии.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты