Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

6.8. Теории социального обмена

6.8. Теории социального обмена

Как и предшествующие два направления, теорию социального обмена, или теорию действия, относят к группе микросоциологических теорий. Это также пример социального бихевиоризма, уделявшего основное внимание анализу внешних форм человеческого поведения и взаимодействия.
Наиболее яркие представители этой теории — американские социологи и психологи Джордж Хоманс (1910—1989) и Питер Блау (р. 1918). Именно Хомансу принадлежал знаменитый логунг «Назад к человеку», положивший начало критике структурного функционализма с позиций психологизма. «Конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории, — утверждал Хоманс, — психологические».
Хоманс и Блау характеризуют социальное поведение как обмен деятельностью людей в зависимости от количества и вида вознаграждения. Сущность социального    Дж.    Хоманс
действия, по Хомансу, состоит в принципе экономической рациональности, означающем, что каждый человек стремится в процессе общения получить наибольшую выгоду при минимальных затратах. Социальное поведение характеризуется также следующими чертами:
(1) наличие или отсутствие вознаграждения за поступок влияет на частоту его повторения;
(2) если в определенной ситуации поступок приводит к успеху, то в похожих условиях человек будет действовать аналогично;
(3) вероятность действия зависит от ценности вознаграждения; привычка к определенным вознаграждениям уменьшает их ценность;
(4) отсутствие ожидаемого вознаграждения может вызвать возмущение, гнев, агрессию.
Хотя данное описание очень напоминает формирование и осуществление условного рефлекса у животных, Хоманс пытался на основе этой модели социального действия объяснить все социальные процессы, полагая, что все они жестко детерминированы стремлением людей получать определенное вознаграждение.
Идеи Хоманса оказали большое влияние на взгляды Питера Блау. Он также полагал, что люди вступают в социальные отношения с надеждой получения вознаграждения и продолжают эти отношения в том случае, если получают то, к чему стремятся. Вознаграждения могут быть разными: социальное одобрение, уважение, признание, статус и т.п., а также практическая помощь. Преимущественный доступ к тем или иным благам некоторые люди могут использовать в корыстных интересах, в частности для приобретения власти над другими людьми.
Взгляды Дж. Хоманса и П. Блау получили свое развитие в теории справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолтера и др. Центральной категорией этой теории стало понятие «справедливое отношение», понимаемое как пропорциональность вкладов и результатов социального взаимодействия, а основные положения сводятся к следующему:
(1) человек всегда стремится к получению наибольшей выгоды, что обусловлено его эгоистической природой;
(2) объединение людей увеличивает их коллективные выгоды, поэтому группы ограничивают притязания тех или иных индивидов, добиваясь «справедливых» отношений;
(3) если человек обнаруживает, что участвует в «несправедливых» отношениях, то у него возникает психологический дискомфорт;
(4) чем сильнее чувство несправедливости, тем острее психологический дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые» отношения.
Таким образом, стремление к социальной справедливости рассматривается здесь, во-первых, как проявление внутренней природы человека и складывающихся социальных отношений, а во-вторых, как главная причина индивидуальных и коллективных социальных действий людей.
Теории обмена, как и многие другие, стала своеобразным проявлением некоей общей тенденции западной социологической мысли, заключающейся в стремлении не только спрогнозировать, но и повлиять на течение социальных процессов, способствуя рационализации жизни общества.
В краткой главе учебника невозможно достаточно полно характеризовать все направления социологических исследований. Отметим, что в конце XX в. западной социологии были присущи следующие черты:
(1) отсутствие господствующего направления исследований;
(2) поиск новой синтетической социологической теории;
(3) неоконсервативная направленность большинства течений;
(4) непосредственная связь с политикой.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты