6.7. Феноменологическая социология

6.7. Феноменологическая социология

Интерес к человеку и его внутреннему миру особенно ярко проявился в работах представителей феноменологической социологии, таких как А. Шюц, П. Бергер,
Т. Лукманн. Большое влияние на взгляды этих ученых оказали идеи немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля (изучавшего структуру «потока феноменов сознания») и понимающая социология М. Вебера.
Основоположником этого направления был австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1899—1959), полагавший, что социология должна ориентироваться на субъективный опыт человека и изучать тот феноменальный «жизненный мир», в котором живет каждый обычный индивид.
По мнению Шюца, жизненный мир — это «мир повседневности», мир наличных переживаний, психологических состояний и мыслительных актов человека, осуществляющихся стихийно и неподконтрольных мыслительной рефлексии в момент их реализации. Он не является личным миром одного человека, так как в переживании одновременно участвуют и те, кто находятся рядом, «другие».
В общении людей происходит «схватывание» (пересечение) собственного потока сознания и потока сознания других людей, в результате чего образуется некое единство — «Мы». Следовательно, жизненный мир даже отдельного индивида всегда является социально-психологической реальностью, которая формируется в коммуникации «Я» и «другие».
В отличие от многих макросоциологических теорий и подобно символическому интеракционизму феноменологическая социология утверждает, что социальная реальность — это не объективная и устойчивая социальная структура, и не совокупность неких социальных действий, которые могут быть так или иначе зафиксированы внешним наблюдателем, а феномен совокупного сознания множественных индивидов, взаимопроникающая и объединяющая людей интерсубъективность.
Интерсубъективность — исключительно «неосязаемое» и динамичное явление, которое, по мнению Шюца, не может быть воспринято и познано обычными методами научного познания, ориентирующимися на внешние проявления внутреннего мира человека и тем самым искажающими и «убивающими» этот мир. Изучение интерсубъективности — задача понимающей социологии, которая должна проникнуть во внутренний смысл человеческого поведения и объяснить, чем именно руководствуется человек в своих поступках.
Однако каждый индивид обладает уникальной биографией и воспринимает мир по-своему, у каждого жизненный мир неповторим. Как же возможно взаимопонимание людей и формирование общезначимых представлений?
Понимание, пишет Шюц, — это всегда интерпретация событий с точки зрения личного опыта человека, зависящего от условий его жизни, специфики социализации и системы ценностей. При попытке понимания другого индивида происходит конструирование содержание его сознания, интерпретация чужих желаний, взглядов и намерений на основе знаний о своих. Интерпретация никогда не бывает достаточно адекватной, и поэтому люди понимают друг друга лишь приблизительно. Но уровень адекватности может повыситься в том случае, если индивид сознательно стремится понять особенности жизненного мира, мышления и ценностей другого человека.
Человек воспринимает окружающий мир (вещи, события, явления) как типы. «Типизирующим медиумом», посредством которого передается социально выработанное знание, служат словарь и синтаксис. Шюц разделял познание мира на обыденное — обыденная типизация и научное — научная типизация. Обыденное познание основано на «здравом смысле», формируемым коллективным социальным опытом и принимаемым отдельным индивидом на веру. Значение обыденной типизации состоит в том, что благодаря ей происходит идентификация и узнавание окружающего мира: она придает ему смысл и является частью языка, на котором мы общаемся друг с другом.
Научное познание, конструирующее «идеальные типы», тесно связано с обыденным и представляет собой процесс его обобщения.
Основные идеи феноменологической социологии А. Шюца были развиты в дальнейшем П. Бергером и Т. Лукманном, создавшими школу феноменологической социологии знания.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты