Искусство
Одна из форм духовной жизни, специфический род духовнопрактического освоения мира — искусство. Существует много определений искусства. Назовем основные подходы к его пониманию:
(1) под искусством можно понимать любое занятие, требующее определенных знаний и умений (военное искусство, врачебное искусство, искусство педагога и т.п.). Более узко в рамках данного подхода искусство рассматривается как степень совершенствования технологий, прежде всего художественных;
(2) искусство понимается как мастерство, искусность в каком- либо деле;
(3) искусство понимается как один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности, это сфера художественной деятельности и ее результаты;
(4) понятие искусства имеет предельно широкий смысл, как совокупность артефактов, так как каждый артефакт создан искусственно;
(5) искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты;
(6) это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на абстрактном мышлении); чувственный, основанный на эмоциях и чувствах; иррациональный, основанный на интуиции. В основных проявлениях духовной деятельности человека, в социально значимом знании (науке, искусстве, религии) присутствуют все три способа. Но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука — рациональную, искусство — чувственную, религия — интуитивную;
(7) искусство понимается как степень развития личности, которая выражается в реализации художественных возможностей и расширении творческих возможностей человека;
(8) искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие и представляющих интерес (в этом смысле мы говорим «заниматься искусством»).
Многозначность термина «искусство» — выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества. Формы художественного творчества, ремесла и разного рода уменья обозначались первоначально одним словом: у древних греков это было «техне», от которого произошло понятие «техника»; в романских языках слова, обозначающие «искусство» и «ремесло», «художник» и «ремесленник», восходят к общему латинскому корню «аг»; в русском языке аналогичное явление воспроизводится в сохранившихся до сих пор разных смыслах слова «искусство», о чем шла речь выше.
По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существенное отличие художественного творчества от других сфер деятельности и одновременно родство всех искусств с поэзией, литературой. Искусство в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства, совершенное исполнение работы в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, приобретает эстетический смысл. Искусная деятельность, где бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Однако главный отличительный признак художественного творчества состоит не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, в выработке специфического содержания и функционирования.
Носителем художественной информации является художественный образ, в котором целостное духовное содержание (единство мыслей, чувств и представлений) выражается в конкретно-чувственной форме. Искусство обращено поэтому не к утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию. Художественный образ — это и средство, и форма освоения жизни искусством. В нем обязательно выражается эстетический смысл, то есть понимание красоты, идея прекрасного. В узком смысле под образом понимается элемент или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным существованием и значением (в литературе — образ персонажа, в живописи — изображение предмета). Именно художественный образ раскрывает специфику, самобыгтность искусства.
Исключительно важную роль в искусстве играет художественное творчество. Ему присущи такие черты, как творческая свобода и самовыражение личности. Художник (писатель, композитор, актер) обладает особым, художественным, даром и художественной интуицией, зоркостью. Для него характерны художественное мышление, способность обобщения в образе, выявление и представление типического в художественно-эмоциональной форме. Творчество предполагает и художественное владение языком, семиотическими средствами, способами кодировки.
Искусство выполняет различные социально значимые функции:
(1) расширение опыта личности ее самореализация, самовыражение, если личность так или иначе связана с искусством;
(2) отражение и воспроизведение жизни. Относительно этой функции искусства шли и идут дискуссии, сталкиваются противоположные точки зрения. Одна сторона утверждает, что жизнь выше искусства, богаче, ярче его; искусство при всей его красоте и изощренности есть подражание жизни (мимесис, по словам Аристотеля; этой позиции придерживался Н. Чернышевский). Другая сторона считает, что искусство выше жизни (О. Уайльд). Оно основано на воображении и создании таких миров, которых в жизни нет. Признавая правомерность первой точки зрения, отметим, что вторая позиция обращает внимание на новаторскую роль искусства, на особое видение мира, основанное на интуиции, которое и обусловливает домысливание или воображение реальности;
(3) познавательную — искусство дает знания о мире в форме художественных образов, и эти знания обладают силой эмоционального воздействия. Не случайно в процессе обучения педагоги так часто прибегают к использованию художественных приемов;
(4) воспитательную — также связана с его обращением к переживанию, к силе примера, к размышлению человека о своих поступках и жизни. Произведение искусства выражает определенную идею, понимание мира, оно оказывает воспитывающее воздействием и своим содержанием, и формой (еще древние греки говорили об очищающей, возвышающей силе искусства; особую воспитательную роль играет, конечно, художественная литература);
(5) творческую — связана с порождением нового — новых идей, форм деятельности, художественных средств. Известно, что в Германии и России развитию философии предшествовало развитие литературы. Именно в литературе появились новые идеи, относящиеся к пониманию мира, человека, познания, сущности искусства;
(6) изменения действительности — демонстрирует социальную направленность искусства. Искусство, особенно литература, может выражать критическое отношение к действительности, создавать образы «новых людей» и идеалов, способствуя тем самым изменению общества. Об этой функции искусства, как известно, говорили представители русской литературы и литературной критики XIX—XX вв. (Можно вспомнить известную фразу Н. Некрасова — «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» или А. Пушкина — «Глаголом жечь сердца людей!»);
(7) эстетическую — связана с удовлетворением потребности человека в красоте (вспомним платоновское понимание сущности любви, которая выражается именно в стремлении к прекрасному, то есть Платон понимал любовь как эстетическое чувство);
(8) эмоциональную (эмотивную) — искусство дает человеку специфические переживания, и это одна из причин интереса людей к произведениям искусства различных видов и жанров;
(9) идеологическую — при создании художественных образов выражаются интересы социальных групп, классов, народов, государств. Не случайно почти в каждую эпоху существовали реестры (индекса) запрещенных книг, произведений искусства, поскольку они затрагивали те или иные социальные интересы. Даже на примере современной России мы видим своеобразный «идеологический сдвиг», например, в произведениях массового киноискусства. Больше стало фильмов на патриотическую и гражданскую тематику и соответствующих ей дискурсов;
(10) рекреативную — искусство помогает человеку отдохнуть, восстановить силы.