Религия

Религия

Одна из древнейших форм духовной жизни — религия. Возникла религия в эпоху верхнего палеолита, около 40—50 тыс. лет назад, на относительно высокой ступени развития первобытного общества, в период становления родового общества. Существует два основных подхода, объясняющих происхождение и значение самого слова «религия». Первый подход производит это слово от латинского «religare» — связывать; речь идет о связи человека и божественного абсолюта, земного, природно-социального, мира и мира трансцендентного. Второй подход производит слово «религия» от латинского же корня «religio» — благочестие, святость, святыня, набожность; речь идет о признании «священного», на которое ориентируется человек в своей жизни. Современное понимание религии учитывает оба подхода.
Религии предшествовала такая форма мировоззрения, как мифология. Для мифологии характерны такие черты, как образность, символизм, антропоморфизм и зооморфизм, космизм, синкретизм, большая роль воображения, нарушение правил логики. По сравнению с мифологией религия является более сложной формой духовной жизни, человек не просто «видит» мир определенным образом и ориентируется в нем, а уже задается вопросом «почему?». Почему существует некоторый социальный порядок и его надо соблюдать и поддерживать? Почему надо трудиться? Почему происходят различные явления природы? и т.д. Стремясь ответить на эти и другие вопросы, люди приходят к мысли о существовании неких особых сил, которых в нашем мире нет, мы не можем их наблюдать непосредственно, они сверхъестественны (сверхприродны). Тем не менее именно такие силы определяют жизнь людей и природы, от них все зависит, и нарушить их волю, помешать их действию нельзя.
В общем, религию можно определить как такую форму духовной жизни, которая основана на вере в сверхъестественное (духов, богов, единого Бога) и предполагает определенный образ жизни. Особо нужно подчеркнуть, что религиозного, верующего человека отличает именно образ жизни, строго соответствующий содержанию веры.
Причины (корни) возникновения религии принято делить на три группы — гносеологические, социальные и психологические.
Гносеологические причины связаны с познанием. Они заключены в способности человека к абстрактному мышлению (и появление религии связано с формированием данной способности) и возможности отвлечения, отрыва мысли от действительности. К гносеологическим корням религии относится и способность человека к самосознанию. Религия возникает, когда человек осознает, что у него есть душа, внутренний духовный мир, принципиально отличающийся от его телесной организации.
Очень часто к гносеологическим корням религии относят отсутствие знаний и в силу этого неспособность человека объяснить разнообразные явления природы. Это утверждение верно отчасти. Религия возникает, когда некоторые знания уже есть и появляются дальнейшие вопросы о природе, человеке, отношениях между людьми. Но имеющихся знаний недостаточно, чтобы «правильно» на эти вопросы ответить, определить и раскрыть действующие в природе и обществе силы и причины, данным силам и причинам придается сверхъестественный характер, приписывается сверхъестественное происхождение. В определенной степени людьми осознается недостаточность имеющихся знаний для объяснения природных и социальных процессов, и они обращаются к объяснениям религиозного порядка.
Зависимость от природных сил, страх перед ними, стремление повлиять на них способствовали возникновению религии. Однако нужно иметь в виду и другую сторону: люди стремились адаптироваться к природным явлениям и циклам, состояние природы как бы требовало определенного образа жизни, настроя.
Гносеологические причины религии непосредственно связаны с ее социальными причинами. Сама способность к абстрактному мышлению появляется лишь под воздействием усложнившейся трудовой деятельности и развивающихся социальных связей. Социальными корнями религии первоначально выступают чрезвычайно низкий уровень производительныгх сил и обусловленный им примитивный уровень сознания.
В классовом обществе появляется зависимость человека от общественных сил, от социальной иерархии. Поддержание стабильности и социального порядка — неотъемлемое условие жизнедеятельности общества, и религия объясняет по-своему происхождение социальных норм и власти, необходимость подчинения им. С возникновением государства религия сразу же начинает играть роль идеологии.
Психологические корни (причины) религии очень многообразны. Это и психологическая потребность человека осознать смысл своей жизни, придать ей целенаправленность. К психологическим причинам религии можно отнести потребность человека в утешении, страх перед одиночеством (есть Бог, которому ты не безразличен, к кому можешь обратиться), страх перед смертью, надежда на будущее, потребность в общении, потребность в личностном самоопределении (точке опоры) и другие.
Характерные черты религии
Наиболее характерные черты религии:
(1) вера — ее можно определить как особое состояние сознания, которое заставляет или делает возможныш принимать без доказательств те или иные догматы, принципы, утверждения;
(2) удвоение мира, двоемирие — религиозный человек живет в двух мирах — посюстороннем, земном, и потусторонним, миром сверхъестественных сил. Сверхъестественными силами могут быть духи, боги, единый Бог, это зависит от религии. Значит, религиозный человек верит, признает существование сверхъестественного или иной его форме;
(3) культ — совокупность обрядовых действий, отличающихся в каждой из религий. Культ связывает два мира — низший и высший, посюсторонний и потусторонний, обеспечивает присутствие священного, сакрального в земной жизни людей. К культу относятся молитвы, жертвоприношения, таинства, богослужения и т.д.;
(4) служители культа — по мере развития и усложнения религии усложнялись и способы взаимодействия с высшими силами. Постепенно в обществе выделялись люди, обладающие специальными знаниями, навыками обращения и взаимодействия со сверхъестественными силами, иным миром. Первоначально это были знахари, колдуны, волхвы, маги, шаманы, потом появились жрецы и, наконец, священники.
Не во всех современных религиях есть священники в полном смысле этого слова, как в католицизме и православии, но служители культа есть везде;
(5) наличие организации верующих — например, церкви в христианстве, общины в исламе и буддизме. Существуют определенные правила и нормы приобщения к данной религии (крещение в христианстве, факт рождения в общине в исламе), регламентация жизни верующих, иерархия служителей, совокупность догм и принципов и т.д. Религию поэтому можно рассмотреть как социальный институт;
(6) широкое использование символов и мифов — на протяжении истории существовало множество разнообразных религий, они разнообразны и сейчас.
Классификация (типология) религий
Наиболее распространены следующие подходы.
1. Исторический. Он определяет основные этапы развития религии, которым соответствуют ее различные формы.
(1) ранние религии характерны для первобытного общества. Они встречаются у некоторых современных народов (например, в Африке или Австралии), их элементы представлены и в современных религиях. К ранним религиям относятся тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, аниматизм, культы;
(2) национально-государственные религии. Когда-то их было очень много — древнегреческая, древнеримская, древнеегипетская, древневавилонская и др. Эти религиозные системы выросли на национально-этнической почве и были распространены в пределах определенных государств. Ряд национально-государственных религий существует и в наше время. К ним относятся: синтоизм в Японии, конфуцианство и даосизм в Китае, индуизм в Индии, иудаизм — религия государства Израиль.
(3) мировые религии. Они вышли за пределы страны своего возникновения, приобрели наднациональный характер и объединили представителей разных этносов, культур, языков. К ним относятся:
(а) буддизм, появившийся в VI—V вв. до н.э.;
(б) христианство, возникшее в I в. н.э. (существуют, как известно, три ветви христианства — католицизм, протестантизм, православие);
(в) ислам — самая молодая мировая религия, возникшая в VII в. (основные направления в исламе — суннизм и шиизм, ваххабизм, суфизм).
2. Подход основанный на содержании веры, — монотеизм, поле- теизм, пантеизм, атеизм, деизм.
Монотеизм — вера в одного Бога (иудаизм, христианство, ислам. Политеизм — вера во многих богов (язычество древних славян, индуизм). Пантеизм — отождествление бога и природы (индуизм).
Теизм — признание существование Бога, веру в него. Атеизм отрицает существование Бога и веру в него. Деизм признает творение мира Богом, после чего мир существует и развивается самостоятельно.
Функции религии
Социальная роль религии раскрывается в ее социальных функциях, которые исторически, конечно же, менялись. Назовем наиболее существенные из социальных функций религии.
(1) Функция сохранения, воспроизведения и поддержания культуры, что обеспечивало самосохранение и самовоспроизведение общества, прежде всего на его на ранних стадиях существования. Эту функцию раскрывает, например, З. Фрейд. Когда общество только еще конституировалось как таковое, именно религия была той силой, которая удерживала людей в определенных границах и нормах жизнедеятельности и обеспечивала стабильность. А нормы были связаны с необходимостью труда и формированием нравственности; убеждение в сверхъестественном происхождении норм и заставляло людей их соблюдать. Впоследствии появились другие регуляторы общественной жизни.
(2) Интегративная функция. Религия рассматривается как фактор интеграции общества, объединения стремлений и усилий людей, социальных институтов. Из истории известно достаточно примеров данной функции — принятие христианства на Руси способствовало становлению государственности и консолидации восточнославянских племен; под знаменем ислама в короткие с точки зрения истории сроки арабами была завоевана огромная территория и создана мощная империя Арабский халифат. В наши дни в России ряд политиков возлагают надежды на православие в плане обеспечения интеграции и консолидации общества.
(3) Функция социальной идентификации. Религия выполняет функцию определения социальной принадлежности индивидов (принадлежность может быть также определена по социально-классовому и национально-этническому признакам), нахождения «своих», родственных «по духу».
(4) Психологическая функция, точнее говоря, психологические функции, так они очень разнообразны. К ним относится компенсаторная функция, заключающаяся в религиозном восполнении действительности, когда в религии и церкви человек находит то, чего лишен в действительности (известна фраза К. Маркса, что к религии человек обращается тогда, когда еще не нашел себя или уже потерял). Происходит как бы снятие конфликтов и противоречий, признается равенство людей перед Богом и др. Это может быть функция утешения, надежды на будущее. Это может быть достижение состояния психологической гармонии, умиротворенности, успокоенности, уверенности и т.д.
(5) Аксиологическая функция. Религия определяет то, что значимо, является ценностью, формируя определенное отношение к миру. Конечно, сами ценности, на которые ориентирует людей конкретная религия, связаны с объективными условиями и обстоятельствами истории конкретной культуры, с опытом многих поколений людей. Из истории мировой культуры и курса истории философии известно о существенном различии ценностей и ценностных ориентаций западного и восточного христианства (понимание человека, свободы, государства и др.).
(6) Регулятивная функция вытекает из предыдущей функции. Здесь нужно обратить внимание на то, что на протяжении истории многие ценности утратили собственно религиозный характер, поскольку их вобрали в себя традиции, социальные привычки.
(7) Коммуникативная функция. Прежде всего, религия служит средством общения для верующих — с одной стороны, с Богом, с другой — друг с другом.
(8) Познавательная функция. Когда-то религия была единственной формой знания людей о мире и себе; в руках служителей культа бышо сосредоточено и знание и образование. Будучи ценностно-мировоззренческим, религиозное знание может удовлетворять определенные потребности и современного человека.
(9) Идеологическая функция, то есть выражение в религиозном сознании интересов классов, наций, социальныгх групп или общества в целом. Религия могла (до эпохи модернизации) и может (например, в Иране) служить идеологией государства. В религиозной борьбе сталкивались интересы разных социальных групп — достаточно назвать в качестве примера средневековые ереси, Реформацию, церковный раскол XVII в. в России.
Таковы наиболее важные положения социологии духовной жизни. Отметим, что из всех разделов социологии социология духовной жизни пока развита достаточно слабо и в этой предметной области еще предстоит найти решающие и определяющие ее содержание и значение теоретические и прикладные новации, ярко и целостно раскрытающие сущность этого важнейшего для человека и общества социологического знания.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты