Измерение качественных признаков — квантификация

Измерение качественных признаков — квантификация

В основе работы социолога при изучении социальных процессов лежит первичное измерение качественных признаков, или их квантификация. Измерение в социологии — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Можно измерить практически любые свойства социальных объектов — качественные (социальная принадлежность, мнение людей, отношение к работе, оценка качества жизни и т.п.) и количественные (возраст, заработок, образование и т.п.).
Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа.
1. Качественная классификация объекта исследования с помощью так называемой номинальной шкалы. Например, простейшей может быть шкала с градацией какого-либо измеряемого качества (например, усвоенного знания) по такому их виду: сильная — средняя — слабая.
2. Поиск эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. Индикатор — внешне хорошо различимый показатель изменяемости признака. Например, высота ртутного столбика термометра — хороший индикатор для измерения температуры.
В социологии простейшим индикатором является расположение измеряемых показателей в предложенном списке (ранговое место). Допустим, измерению подлежат интересы к различным видам занятий в свободное время. Предлагаются три одинаковых списка возможных занятий, в каждом по 18 наименований (чтение художественной литературы, театр, прием гостей, встреча с друзьями, спорт, игра в карты и т.д.). В первой ситуации (широкий диапазон выбора) изучаемый имеет право без ограничения указать любые виды занятий, которые ему нравятся. Во второй ситуации (средний диапазон выбора) ему предложено оставить или выбрать шесть наиболее важных для него занятий, в третьем случае (узкий диапазон) — не более трех. Индикатор сильной ориентации человека — выбор какого-то занятия имел место во всех трех ситуациях; средней ориентации — выбор в первой и второй ситуациях, слабый — только при широком диапазоне принятия решения. Одно и то же социальное свойство, качество, признак могут фиксироваться с помощью нескольких индикаторов, которые затем сводятся в общий показатель-индекс.
3. Проверка работы индикатора применительно ко всей изучаемой выборке. Если социологи изучают отношение людей к труду, то измерить его только через выполнение норм выработки или соблюдения трудовой дисциплины не представляется возможным. Труд людей творческой профессии вряд ли можно измерить такими показателями.
В результате всех указанных процедур устанавливается эталон, или шкала измерения. Общие требования к шкалам: валидность — обоснованность, то есть измерение именно того свойства, которое надо измерять; полнота — учет всех значений индикатора; чувствительность — степень дифференцированности, то есть число позиций в шкале (чем больше этих позиций (градаций), тем шкала будет более чувствительной).
В социологическом исследовании применяются следующие основные типы шкал:
(1) номинальная шкала — шкала наименований, состоящая из перечня качественных объективных характеристик предмета исследования (пол, национальность, род занятий, образование и т.п.);
(2) порядковая (ранговая) шкала — шкала упорядочивания проявлений изучаемых свойств в строгом порядке (от наиболее значимого к наименее или наоборот). Общий вид (конструкция) порядковой шкалы — примерно один и тот же: максимально положительный ответ; положительный ответ; нейтральный ответ; отрицательный ответ; максимально отрицательный ответ;
(3) интервальная (метрическая) шкала — шкала разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства, присвоения этим делениям баллов или числовых значений1.
Применение количественных методов и использование статистики социальных явлений возводит социологию в ранг строгой науки. Создается впечатление математической точности выводов. Между тем квантификация сложных социальных реалий накладывает немало ограничений на собственно математические операции с их измерениями. Математик работает с простыми однозначными абстракциями, в основе которых суждение «есть — нет». Социолог обязан помнить, что в действительности скрывается за величинами, которыми он оперирует. Главное состоит в том, что количественный анализ не самоцель, а лишь средство качественного анализа.

1 Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учеб.-метод. пособие. М., 2005.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты