3.4. Основы прикладной социологии. Структура и классификация
Прикладная социология — это способ соединения методологии, принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями в той или иной сфере социальной действительности, с отраслевыми направлениями социологии: социология города, семьи, образования, рынка.
В структуру прикладной социологии наряду со специальными и отраслевыми социологическими теориями входят методы, техника и процедуры эмпирического исследования, то есть более или менее формализованные правила сбора, обработки и анализа доступной социологу информации.
Единство эмпирического и теоретического компонентов в структуре прикладной социологии обусловлено тем, что невозможно провести исследование молодежи, рынка, семьи или отклоняющегося (девиантного) поведения без знания и применения специальных теорий, раскрывающих особенности и тенденции становления и развития соответствующих социальных общностей, их типологических характеристик и свойственной им специфики деятельности.
Прикладная социология выступает как совокупность проблемноориентированных исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.
Прикладная социология — это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов, методик и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.
Таким образом, прикладная социология составляет относительно самостоятельную и очень важную часть социологического знания, тесно связанную с общей социологической теорией, тем не менее имеющую свои следующие функции: познавательную, информационную, диагностическую, созидательно-преобразующую, инновационную, прогнозирующую, технологизирующую.
Прикладное социологическое исследование проводится обычно в целях решения конкретной социальной проблемы, чем оно и отличается от фундаментального исследования, цель которого — приращение научно-теоретического знания.
Существует два основных типа прикладных социологических исследований:
(1) исследования, ориентированные на изучение проблем, требующих последовательных, нередко долгосрочных управленческих воздействий;
(2) исследования, проводимые по разовым запросам заказчиков. В качестве таковых могут выступать властные структуры, государственные организации и учреждения, предприятия, фирмы, общественные организации и т.п.
Организация прикладного социологического исследования обладает определенной спецификой. Успешность его осуществления во многом зависит от установления атмосферы взаимопонимания с заказчиком, одинакового понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования, которые должны быть представлены заказчику во взаимосогласованные им и исполнителем сроки.
Информация, полученная социологами в процессе осуществления прикладного социологического исследования, — это собственность заказчика (государственного органа, фирмы, банка и т.п.), который волен поступать с ней так, как считает нужным (сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить или запретить публикацию, внедрить в практику).
По содержанию, направленности, формам и способам прикладные социологические исследования чрезвычайно разнообразны: по масштабу прикладные социологические исследования могут быть международными, общенациональными, региональными, отраслевыми, локальными, по форме проведения — индивидуальным и групповым.
Оперативные социологические исследования имеют целью получение в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах и явлениях, различных группах населения по различным вопросам экономического, социально-политического, культурного развития.
Выбор вида исследования зависит от ряда обстоятельств:
(1) цели, практической и научной целесообразности исследования;
(2) сущности и особенности того явления, которое предстоит изучить:
(3) навыков, возможностей, знаний исследователей.
Прикладные исследования, типологизированные сразу по нескольким основаниям, наибольший эффект от проведения дают только в том случае, если находится наиболее подходящий для данных условий тип социологического исследования.
По глубине анализа, масштабности и сложности решаемых исследовательских задач прикладные социологические исследования подразделяются на следующие виды:
(1) пилотажные;
(2) описательные;
(3) аналитические.
Пилотажное и описательное исследования
Цель пилотажного исследования — проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение валидности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п. Определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности барьеров языкового, психологического или иного характера, возникающих в процессе общения социолога с респондентами, то есть с теми лицами, которые отвечают на вопросы анкеты или у которых берут интервью. Такое исследование чаще всего охватывает небольшие обследуемые совокупности (до 100 человек), проводится по упрощенной программе и посредством сжатого по объему социологического инструментария. Однако при этом необходимо стремиться, чтобы в состав выборки были включены все значимые для целей исследования представители различных групп респондентов.
Описательное исследование ориентировано на получение эмпирической социологической информации, позволяющий социологу дать относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленной общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками.
Аналитическое исследование
Цель аналитического исследования — не только описание структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и выявление причин, обусловливающих его особенности и сущность. Такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные социологические методы: включенное наблюдение, контент-анализ документов, массовый опрос, интервьюирование экспертов.
Аналитические исследования подразделяются на следующие типы:
(1) трендовые;
(2) панельные;
(3) лонгитюдные.
Кратко рассмотрим их основное содержание
1. Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. В свою очередь, такие исследования подразделяются на: (1) когорт- ные и (2) исторические тренды. Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты. Исторические трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы, например молодежи в возрасте 16—20 лет, которая обследуется через определенные промежутки времени. В таком случае постоянными остаются группы, а сами когорты и время проведения исследования изменяются.
2. Панельные исследования ориентированы на изучение принципиально другого содержания — не групповых особенностей определенной возрастной когорты, а на обследование одних и тех же индивидов по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы. Очевидно, что панельные исследования в социологии имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени.
При проведении исследований такого типа целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют сохранить в максимально возможной степени стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследовательской программы.
3. Лонгитюдное исследование — вид повторного социологического исследования, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. Лонгитюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь — наиболее динамично развивающуюся возрастную группу. В процессе лонгитюдных исследований фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (индивидуальных или групповых) при более или менее выраженном сохранении (или, наоборот, при существенном изменении) внешних факторов, прежде всего социально-экономического, социокультурного и социально- структур-ного порядка. Это один из самых трудоемких и дорогих по затратам методов в прикладном социологическом исследовании в силу необходимости поддержания и сохранения контактов между социологом-исследователем и респондентами в течение многих лет.