Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Методы прикладных исследований

Методы прикладных исследований

После определения объекта и предмета социологического исследования наступает полевой этап, означающий зону практических действий социолога, с которого «собирается урожай» в виде информации. Для сбора социологической информации могут применяться различные методы, каждый из которых имеет свои особенности и правила проведения.
Опрос Это метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). Опрос основан на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей. Это наиболее распространенный, часто лучший, а иногда и единственный способ узнать, о чем думают люди, почему они поступают именно так, а не иначе. Опрос — это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:
(1) психологического состояния респондента в момент опроса;
(2) ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
(3) содержания анкеты или устного вопроса.
Источником информации является человек, то есть непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании. Различают вопросы:
(1) открытые, не содержащие подсказки;
(2) закрытые (с перечнем вариантов ответов), в которых респондент только отмечает код выбранного варианта ответа, допускающего возможность уйти от ответа типа «Затрудняюсь ответить», «Не могу оценить» и т.д.;
(3) прямые, личные;
(4) косвенные, безличные.
Сложилось две разновидности опроса: анкетирование и интервью.
По содержанию вопросы могут быть:
(1) о фактах сознания;
(2) о фактах поведения;
(3) о личности респондента.
По функциям вопросы делятся на два типа — основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления, неосновные — на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) и проверку искренности ответов (контрольные). Вопросы-фильтры задаются в том случае, когда необходимо получить данные о тех респондентах, которые компетентны в изучаемой проблеме, и отсечь ту часть респондентов, которая не может отвечать на данный вопрос. Контрольные вопросы необходимы для проверки искренности респондентов, непротиворечивости их ответов.
Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, то есть модели исследования. Свойство выборки представлять свойства генеральной совокупности и называется репрезентативностью. Варианты ответов в анкете называются индикаторами, с помощью которых измеряются социальные явления.
Анкетирование Это письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, то есть без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
Анкета представляет собой систему вопросов, объединенную единым замыслом и направленную на выявление количественно- качественных характеристик объекта и предмета анализа. Она содержит упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами.
Анкетирование целесообразно в двух случаях: (1) нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, (2)    респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Анкета имеет определенное строение, то есть композицию, структуру. Она состоит из вводной и основной частей и заключения, то есть из опросного листа, так называемой паспортички и преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, поскольку в условиях заочного общения с респондентом преамбула — единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. В преамбуле также сообщается, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Интервью
Интервью — разновидность опроса, представляющая собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) в целях получения необходимой информации. Интервьюирование — форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Интервью отличается от обычного разговора несколькими особенностями. Это прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.
Для проведения интервью имеет важное значение способность интервьюера добиваться взаимопонимания с респондентом. Кроме того, вопросник как «инициатор» разговора — важнейший элемент в создании благоприятной атмосферы и стимулировании желания респондента предоставить необходимую информацию. Плохой вопросник, как и неловкая беседа, может превратить исходно благоприятную ситуацию в скучную и разочаровывающую встречу. Помимо стремления сформулировать отдельные вопросы наилучшим образом составителю вопросника должно быть присуще умение видеть его в целом и оценивать его совокупное влияние на процесс опроса.
Свободное интервью — это довольно длительная беседа без строгой детализации вопросов, по общей программе. Обозначается только тема, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы складывается уже в ходе опроса. Интервьюер свободно определяет форму и способ ведения беседы, то, каких проблем он будет касаться, какие вопросы задавать, с учетом возможностей самого респондента. Респондент свободен в выборе формы ответа.
Стандартизированное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры опроса, то есть предполагает общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов. Интервьюер не может менять ни форму вопросов, ни их последовательность. Этот тип интервью используется при массовых опросах, цель которых — получение однотипной информации, пригодной для последующей статистической обработки.
Полустандартизированное интервью означает использование элементов двух предыдущих.
По способу организации интервью бывают групповые (фокус- группы) и индивидуальные.
Для проведения интервью важно обеспечить внешние условия: место проведения, время дня и продолжительность. Важнейшие условия получения достоверной информации — наличие качественного инструментария (бланка интервью) и соблюдение правил его применения. Бланк интервью — это документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. В нем указываются имя интервьюера, тема, место проведения интервью, длительность беседы, отношение респондента к беседе. Длительность интервью может составлять от 10—15 мин. и более, что зависит от темы беседы, количества вопросов, физиологических возможностей активного восприятия. Регистрация ответов респондентов может осуществляться с использованием диктофона, видеокамеры, стенографиста или фиксации кодов ответов в бланке интервью. В ходе проведения интервью интервьюер должен придерживаться нейтральной позиции, не высказывать своего отношения к предмету разговора. Он не должен задавать наводящих вопросов, требующих вынужденных ответов, делать подсказки.
Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки — определить:
(1) слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);
(2) численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности;
(3) правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.
В основе этических принципов опроса лежат три принципа: право на частную жизнь, информированное согласие и конфиденциальность.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты