Метод наблюдения
Это направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Использование этого метода связано с получением предварительного материала о социальном объекте и получением первичной информации по какой-либо проблеме. Особенности метода в том, что ситуация наблюдения во многом уникальна и дает моментальный снимок объекта, характеризуя его состояние здесь и сейчас. Наблюдение позволяет избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.
Различают следующие виды наблюдений:
(1) включенное — означает работу социолога в коллективе в качестве его члена, когда остальные члены не знают, что в их среде находится исследователь, или знают, но расположены к нему и доверяют ему;
(2) невключенное — означает, что социолог наблюдает за объектом, не участвуя в деятельности группы, не вступая с ее членами в прямые контакты;
(3) полевое — проводится в естественной обстановке в реальной жизненной ситуации;
(4) лабораторное — объект изучения находится в искусственно созданных условиях, используется чаще всего в экспериментальных исследованиях;
(5) структурированное и неструктурированное (подразумевается, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации результатов);
(6) стандартизированное (формализованное) — проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования, точно знает, что и как будет наблюдать, когда другими методами получить необходимую информацию невозможно;
(7) нестандартизированное — применяется на начальной стадии исследования в целях определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования;
(8) научное — ведется по программе, в которой заранее предусмотрены временные рамки, определены людские и финансовые ресурсы, место проведения, выборка, факты, подлежащие изучению;
(9) систематическое — это регулярная фиксация действий, ситуаций, процессов в течение определенного временного периода; оно позволяет социологу выявить закономерности развития наблюдаемых явлений и процессов, и его можно проводить с интервалом или частотой, заранее определенной в программе: каждый день, один день в неделю, одну неделю каждый месяц и т.д.;
(10) случайное — проводится в ситуациях, когда изучению подвергаются заранее не запланированные действия, ситуации, явления.
Этапы научного исследования
1. Определение цели и задач наблюдения, выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. Цель наблюдения определяется его направленностью.
2. Выбор способа наблюдения, наиболее полно обеспечивающего сбор необходимой информации
3. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта, который определяется целями и задачами, объектом и предметом, видом наблюдения
4. Регистрация результатов наблюдения
Может производиться в блокнотах, в специально разработанных карточках, в протоколах. При многодневных систематических наблюдениях используются дневники наблюдения, куда заносится информация. В последние годы! широко применяются фото-, кино-, видеоаппаратура. Хотя есть некоторые ограничения их применения: технические средства не всегда можно применить с точки зрения места проведения наблюдения, а подслушивание и подсматривание нарушают права личности.
Задача наблюдения: предварительная ориентировка в объект наблюдения, выдвижение и проверка гипотез, уточнение и проверка результатов, полученных другими методами, и др.
Объектом наблюдения могут быть отдельные лица в различных ситуациях общения, малые и большие группы, общности. Наблюдаемые ситуации могут быть естественными и экспериментальными, управляемыми и неуправляемыми наблюдателем, спонтанными и организованными и т.д.
Предмет наблюдения — вербальные (речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, эмоциональность и т.д.) и невербальные акты поведения отдельного человека, группы в определенной социальной среде или ситуации.
Преимущества наблюдения — непосредственное восприятие изучаемого объекта, что незаменимо на начальных этапах исследования. Оно помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект, предмет исследования, сформулировать гипотезы.
Недостатки наблюдения:
(1) присутствие наблюдателя накладывает отпечаток на исследуемых, а измерить это влияние невозможно;
(2) человеческое восприятие ограниченно и можно пропустить что-то значимое;
(3) невозможно выявить мнения, суждения наблюдаемых по интересующим исследователя проблемам;
(4) некоторые формы поведения, эмоциональное выражение записать однозначно очень сложно;
(5) трудоемкость процесса, требует значительных затрат, времени, людских и финансовых ресурсов.