Социологический мониторинг
Разновидность повторного социологического исследования — социологический мониторинг. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них.
Основная цель социологического мониторинга — получение новой систематизированной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах в политической, экономической, социальной, экологической, социокультурной сферах общества, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие промежутки времени. Это один из наиболее эффективных видов исследования. Но его проведение требует соблюдения следующих принципов сбора данных:
(1) проведения социологических опросов на одних и тех же территориях;
(2) согласованности сроков сбора социологических и статистических данных;
(3) единообразия инструментария (анкет, бланков интервью, карточек наблюдения и др.) для получения эмпирических данных;
(4) дополнения в случае необходимости постоянного состава показателей временными показателями, изменяющимися в зависимости от своеобразия определенного этапа исследования, что обеспечивает гибкость системы мониторинга;
(5) выработки критериев корреляции социологических и статистических данных;
(6) организации, пополнения и сохранения единого банка социальной информации на всем протяжении исследования;
(7) организации доступа потребителей к имеющейся социологической информации;
(8) охвата наиболее значительных социальных процессов и явлений.
Реализация этих принципов дает возможность исследователям определить основные тенденции и закономерности поведения индивидов, их групп и общностей в зависимости от изменения экономических, социально-политических, социокультурных, экологических и иных условий их жизни, а кроме того, выяснить, как цели, интересы, мотивы, ценностные ориентации людей влияют на эти условия.