Предисловие

Предисловие

Уважаемые друзья!
Вы открыли книгу, которая посвящена истории нашей Родины первой половины XX в. — времени противоречий, катаклизмов и утрат, великих достижений и свершений нашего многонационального народа. Россия вступала в XX в. в пятерке великих мировых держав, полная сил и имперского могущества и вместе с тем многих противоречий и проблем. Нужно было найти выход из этих проблем, найти себя в стремительно меняющемся мире, занять в нем достойное место.
На рубеже XIX—XX вв. весь мир вступал в новую эпоху, главным содержанием которой стала модернизация традиционных обществ, при сохранении ими своей специфики и своеобразия.
Для России начало XX в. стало временем стремительного обновления, а также мучительного выбора между реформами и революцией. Серьезные последствия для социально-экономического и политического развития страны имело ее участие в Первой мировой войне.
С 1914 г. начался многолетний общенациональный кризис, в ходе которого Россия пережила не только смену политических режимов, но и самораспад, Гражданскую войну, восстановление государственного единства. Жертвами этих процессов стали многие миллионы наших соотечественников.
Тщетными оказались попытки продолжения модернизации страны на базе новой экономической политики (нэпа). В условиях острой нехватки средств для нужд начавшейся форсированной модернизации нэп не мог быть эффективным инструментом решения стоявших перед обществом задач.
Отказ от новой экономической политики привел к становлению в СССР мобилизационной системы, ставшей в целом эффективным средством решения задач индустриализации и формирования мощного оборонного потенциала в сжатый исторический срок. Однако цена этого индустриального чуда оказалась чрезвычайно высока.
Страшным испытанием для народов нашей страны стала Великая Отечественная война. Мобилизационная система и здесь продемонстрировала свои преимущества, сумев объединить и направить усилия всех жителей Советского Союза на отражение фашистской агрессии, обеспечив Великую Победу в самой кровопролитной войне в истории России. Более того, после этой войны СССР стал одной из двух существовавших тогда в мире великих держав.
Положив в основу учебника проблемно-хронологический принцип, авторы разделили учебный материал на пять исторических периодов: 1894—1916 гг., 1917—1920 гг., 1921 —1929 гг., 1929—1940 гг., 1941 — 1945 гг. В рамках каждого из этих периодов мы рассматриваем исторические события и явления в единстве следующих составляющих: социа-
льно-экономической и политической истории, повседневной жизни и духовного мира человека, международного положения и внешней политики.
Материал по истории России XX в. вам уже отчасти известен из курса 9 класса. Вы помните факты, события, исторических персонажей... Но важно не только узнать, а еще и понять, почему произошло то или иное событие, почему этот или другой исторический деятель поступал так, а не иначе, что влияло на принятие судьбоносных для нашей страны решений, почему в итоге события развивались по такому сценарию, какой нам уже известен. Поэтому центральное место в нашем учебнике занимает не столько сообщение новых фактов, сколько показ внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности происшедшего с нами в XX в.
Мы не можем рассматривать нашу историю отстраненно, глазами равнодушного человека. В учебнике мы стремились показать и передать читателям нашу любовь к своей стране, ее истории, людям, лучшим представителям нашего народа.
Наша история в XX в, — это, увы, не только величие и слава... В ней немало горьких страниц. Мы не забываем о них. Только не следует выступать здесь ни судьями, ни палачами прошлого. Необходимо понять, почему все происходило именно так, а не иначе. Это важно для того, чтобы не сделать ошибок в будущем.
Итак, в этом учебнике вы найдете ответы на многие вопросы:
Что представляла собой Россия в начале XX в.? Какое место она занимала в мировой экономике и политике? Чем было закреплено это ее положение?
Какие противоречия определяли облик страны в это время? Как власть пыталась их преодолеть?
Почему в 1905 г. власти удалось предложить обществу реформаторский компромисс, а в 1917 г. не удалось?
Какие внешние факторы и почему оказывали негативное влияние на развитие страны в первой половине XX в., когда за короткое историческое время Россия потеряла в войнах столько людей, сколько не теряла за всю свою предшествующую историю?
Какие альтернативы развития страны существовали после падения монархии в 1917 г.?
Что стояло за победой большевиков в 1917 г. и в годы Гражданской войны? Почему большинство населения не поддержало иные политические силы?
Как и какой ценой нашей стране удалось достичь в 1930-е гг. небывалого в мировой истории индустриального рывка?
В чем была историческая неизбежность и специфика функционирования в СССР мобилизационной системы? Какие задачи она позволила решить?
Как изменился облик нашей страны в результате происшедших в 1920—1930-х гг. перемен? Как изменились сам человек, его образ жизни, представления о мире и о своей стране? Почему многие люди были готовы отказаться от всего ради продвижения своей Родины к вершинам благополучия и прогресса?
Чем определялся выбор союзников России накануне Первой мировой войны? Какие альтернативы существовали в данном вопросе перед руководством СССР накануне Второй мировой войны?
Почему мы считаем Победу в Великой Отечественной войне самым ярким событием в нашей истории XX в.? Что дала нам Великая Победа? Как она изменила нашу страну?
Как изменились место и роль нашей страны в мире к моменту окончания Второй мировой войны?
Как менялось качество жизни людей? По каким направлениям развивались культура, искусство, наука, образование в первой половине XX в.?
Под влиянием каких процессов появилось русское зарубежье? Чем оно жило? Как относилось к происходящему на Родине?
В каком направлении развивалась духовность нашего народа? Какое место в этих процессах занимали религия и церковь? Как складывалась их судьба в СССР? Какие обретения и потери несли они, да и все мы, в XX в.?
В нашем учебнике в равной степени обстоятельно и подробно представлены материалы по всем основным сферам жизни российского общества в первой половине XX в.: социально-экономическому развитию, эволюции политических структур и общества, внешней политике, развитию духовной жизни, культуры, науки и техники.
Одним из наиболее важных в учебнике является вопрос о феномене советского общества, об истоках его зарождения, о сущности основных параметров. На эти, как и на любые другие, вопросы и сегодня нет готовых и однозначных ответов. Авторы предлагают свое видение нашей истории с учетом этого важного обстоятельства.
Дискуссионность практически всех тем данного учебного курса делает необходимым знание учащимися основных точек зрения на спор- ные вопросы, системы аргументов и фактов, предлагаемых разными историками. Лишь на основе этого можно составить собственное представление о происшедшем. Для этого в учебнике даны особые вопросы и задания, которые позволят решить данную задачу. Перед параграфами помещены вопросы, на которые надо попробовать ответить без подготовки, не читая текст параграфа. Это упражнения, напоминающие разминку; она позволит хорошо усвоить содержание параграфа. Вопросы и задания после параграфов разделены на три группы. Изучив текст учебника, можно ответить на вопросы и выполнить задания первой группы. Вторая группа потребует использование дополнительной литературы и Интернета. Третья группа вопросов и заданий предлагает проанализировать те или иные материалы, сделать собственные выводы, выстроить систему доказательств своей точки зрения. Авторы не предполагают, что ученик должен ответить на все вопросы и выполнить все задания. Учитель подберет из них те, которые лучше всего помогут каждому конкретному учащемуся освоить предлагаемый материал.
Мы желаем вам успехов в изучении героической и драматической истории нашей Родины в XX в.!
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты