Предисловие

Предисловие

Учебник, который вы держите в руках, посвящен истории нашей Родины второй половины XX — начала XXI в. Это время от момента окончания Великой Отечественной войны до наших дней. Мы проследим путь Советского Союза от его величайшего исторического триумфа до трагического распада. Мы вспомним первые полтора десятилетия развития суверенной России. Вместе с вами мы попытаемся разобраться в событиях периода, последовавшего за трудными испытаниями войны и майскими победными салютами.
Вы уже изучали отечественную историю этого периода и знаете ее основные вехи. Но результатом изучения истории должно стать не просто знание исторических фактов, а их понимание. Из школы вы выходите во взрослую жизнь, и для успеха в ней исключительно важно осознавать и понимать, в каком мире и в какой стране мы с вами живем. В этом учебнике авторы старались не столько сообщать вам факты, сколько вскрывать их логику, внутреннюю связь.
Наши основные задачи состоят в том, чтобы понять и объяснить:
1) Как отразилась наша Победа 1945 г. на других государствах и народах?
2) Как стоявшая на грани исчезновения страна сумела стремительно восстановить народное хозяйство и достичь поразительных успехов в исследовании космоса, в мирном использовании ядерной энергии, в массовом строительстве и многом другом?
3) Почему бурно развивавшуюся на протяжении десятилетий страну охватил застой, отрицание новшеств, отказ от новаторства, от творческой энергии народа* победителя?
4) Каковы были предпосылки крутых перемен в жизни Советского Союза, что подтолкнуло страну на новый путь?
5) Почему и как Советский Союз от ведущих позиций в мире дошел до распада? В чем оказалась слабость государства?
6) Как развивалась возникшая на развалинах СССР новая Россия и почему это развитие было столь трудным, исполненным множеством проблем? В силу каких причин Президент Б.Н. Ельцин передал бремя правления В.В. Путину?
7) При каких обстоятельствах, как и почему был выбран стратегический курс развития России в новом, XXI веке, а главное — каков он?
Послевоенная история СССР имела важную особенность — на протяжении 1945—1991 гг. Москва была столицей не только нашей страны, но и целой мировой системы, включавшей в себя и в орбиту своих интересов десятки государств. Поэтому мы уделяем особое внимание международным отношениям. В учебнике отечественной истории мы будем рассматривать многие события, происходившие за пределами нашей страны — в Египте и на Кубе, в Венгрии и Чехословакии, в Корее и во Вьетнаме, по существу, на всех континентах.
Оговоримся, что мы являемся противниками концепции тоталитаризма. Эта доктрина, приравнивающая Советский Союз к гитлеровской Германии, являлась и является не инструментом познания, а орудием идеологической войны. Надо отдавать себе ясный отчет в том, что идеология нацистской Германии и идеология Советской России не имели между собой ничего общего. Первая основывалась на экзальтированном, фанатичном национализме, вторая — на социальном восстании масс. Немецкого школьника учили, что мировая культура и наука происходят от германского корня, что «Германия превыше всего» и задачей живущего поколения является обеспечить ей самое лучшее место под солнцем. Советские школьники учили наизусть Гете и Шиллера, их воспитывали в безусловном уважении к великой германской культуре и науке. Нельзя представить себе советского учителя, который проповедовал бы органическое превосходство нашего народа над всеми прочими. При любом отношении к социализму невозможно опровергнуть тот факт, что он не провозглашал национальной исключительности, не ставил соседние народы рангом ниже, не взывал к темным инстинктам крови, не порождал спесивого высокомерия.
Даже сторонники концепции тоталитаризма признают, что она неприложима к послесталинскому СССР. Применять характеристику «тоталитарная страна» к Советскому Союзу 1960-х или 1980-х гг — риторический прием антикоммунистического движения времен перестройки, совершенно недопустимый в педагогической практике.
Советский Союз не был демократией, но в сфере социальной политики он был ориентиром и примером лучшего, справедливого общества для многих миллионов людей во всем мире. Еще в 1918 г. британский премьер Д. Ллойд Джордж, доказывая необходимость немедленного введения всеобщего избирательного права в Англии, сослался на пример России. По его словам, если вернувшиеся с фронта солдаты не получат немедленного доказательства того, что общественная система страны изменилась к лучшему, они могут последовать русскому примеру. На протяжении 70 лет внутренняя политика западных стран корректировалась в пользу прав человека под немалым воздействием СССР, гигантской сверхдержавы, осуществившей социальную революцию и победившей в самой жестокой из войн.
Учебник посвящен событиям, свидетелями и участниками которых были и являются ваши дедушки и бабушки, ваши родители и родственники, наконец, вы сами. Неизбежная особенность современной истории в том, что она прямо и непосредственно затрагивает интересы и чувства ныне живущих людей.
Учитывая дискуссионность многих суждений по поводу истории 1945— 2008 гг., мы предлагаем в учебнике избыточное количество вопросов и заданий. На их основе каждый может проложить свой «маршрут» в понимании истории. Перед параграфами помещены вопросы, на которые надо попробовать ответить без подготовки, не читая текст параграфа. Это упражнение напоминает разминку, позволяющую хорошо усвоить содержание параграфа. В конце параграфов предлагаются три группы вопросов и заданий. Изучив текст учебника, можно ответить на вопросы и выполнить задания первой группы. Вторая группа потребует использования дополнительной литературы и Интернета. Третья группа полезна для тех, кто любит анализировать, делать выводы, строить умозаключения.
Авторы не предполагают, что ученик должен ответить на все вопросы и выполнить все задания. Учитель подберет из них те, которые лучше всего помогут вам освоить предлагаемый материал. При этом необходимо понимать, что споры, кипящие вокруг событий 1945—2008 гг., в обществе и среди специалистов еще далеко не окончены.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты