Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогическую деятельность А.Г. Бермус arrow 9. Основы педагогического творчества и саморазвития

9. Основы педагогического творчества и саморазвития

9. Основы педагогического творчества и саморазвития

Традиционной проблемой педагогического образования, на протяжении десятилетий был поиск оптимального соотношения между тремя компонентами: научно-предметной,    психолого-педагогической и методической подготовкой учителя. В последние годы, к этому треугольнику добавилась еще одна вершина - личностное развитие студента.
Действительно, важность знаний преподаваемого предмета, равно как и методики ее преподавания, а также - психолого-педагогических основ преподавания и воспитания, не вызывает сомнений. Но, не менее важно - и знание каждым педагогом самого себя, своих особенностей, возможностей и ограничений, потенциала личностного развития. Именно этот компонент, в конечном счете, определяет успешность профессиональной карьеры, и его актуальность в педагогическом образовании постоянно возрастает. В каком- то смысле, сам процесс подготовки педагога предстает в качестве двойственного движения - от студента - к миру его профессионального выбора и, одновременно, к самому себе.
Основой развития личности педагога является, так называемая, профессиональная «Я-концепция». Вообще, любая «Я-концепция» содержит три компонента: когнитивный (что я знаю о самом себе?), оценочный (как, в этой связи я к самому себе отношусь, как себя оцениваю?) и поведенческий (как я себя веду?) (Р.Бернс).
С учетом специфики педагогической деятельности, профессиональноличностная концепция, включает совокупность более дифференцированных компонентов, в том числе:
1) Психофизиологические предпосылки педагогического мастерства (состояние здоровья, физическая активность, работоспособность, сила нервных реакций, адаптивные навыки, желание и потребность в общении, лидерские навыки);
2) Социально-психологические предпосылки педагогического мастерства (наблюдательность, эмоциональность, объем памяти и внимания, творческие способности, уважительное отношение к другим, выдержанность, потребность в красоте, способность к сопереживанию);
3) Профессиональные способности и компетенции (в том числе, познавательные, коммуникативные, конструктивные, организаторские, перцептивные, мотивационные, исследовательские, диагностические);
4) Личностно-профессиональные качества (эрудиция и кругозор, дисциплинированность и ответственность, чувство собственного достоинства, тактичность, порядочность, справедливость, оптимизм, увлеченность профессией, интерес и учительская любовь к детям, критичность и самокритичность в общении).
Оптимальным условием процесса саморазвития личности педагога является организация и проведение двухуровневой диагностики. Сначала каждый студент оценивает себя по всем перечисленным критериям по 5балльной шкале (1 - соответствует полному отсутствию этого качества или свойства, 5 - максимальному уровню проявления, его ведущей роли в личности). Затем, по этим же критериям осуществляется взаимная оценка: в результате каждый студент оказывается перед лицом продуктивных противоречий: некоторые качества оказываются переоценены, некоторые - недооценены в сравнении с самооценкой. Чем более заметны противоречия, тем актуальнее это направление профессионально-личностного развития.
Другим основанием для профессионального саморазвития являются противоречия между идеальным и реальным образом «Я». Для этого могут сопоставляться ролевые модели (друг, вдохновитель, диктатор) или компоненты - диагностический, проективный, организационный.
Некоторые исследователи (например, Л.М.Митина) различают большее количество компонентов «Я-концепции»: «Я-идеальное» (проявляющееся как предел мечтаний и самосознания), «Я-возможное» (являющееся проектируемым образом на ближайшую или отдаленную перспективу) и
«Я-реальное» (нынешний статус). Таким образом, процесс профессионального саморазвития включает множество компонентов и аспектов, среди которых: принятие норм и требований профессиональной деятельности; профессиональное самоопределение и самооценка, осмысление своего пути и опыта профессиональной деятельности.
Следует учитывать, что все процессы профессионального развития имеют двойственную - социально-личностную и профессиональноличностную природу. Профессионально-личностный компонент обеспечивает формирование профессиональных ролей, общения и деятельности, в то время как социально-личностный компонент представляет процесс формирования субъектности в мире, обществе и культуре.
В целом, процесс профессионального самоопределения предстает в качестве трех компонентов: возникновения и развития профессионального самосознания (профессиональной «Я-концепции»), профессиональной самоидентификации (принятия социальных и культурных особенностей, свойственных представителям своей профессии), и процесса развития профессионально-личностных компетенций.
В современных условиях, происходит тектонический сдвиг в представлениях о содержании педагогического образования: предметная подготовка, основанная на приобретении частно-предметных знаний, уходит на второй план. Напротив, на первый план выходят личностные функции и способности, связанные с ориентировкой в изменяющейся действительности, организацией и самоорганизацией практического педагогического опыта, выявлением и удовлетворением динамического социального заказа. Ключевыми процессами профессионального образования становится индивидуализация и профессиональная социализация студентов, а главным требованием к деятельности преподавателей системы педагогического образования - оказание эффективной психолого-педагогической поддержки процесса профессионально-личностного развития.