Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

9.3. Теория человеческого капитала и социология труда

9.3. Теория человеческого капитала и социология труда

В современной науке активно развивается принципиально новое понятие — человеческий капитал. Что же такое человеческий капитал с точки зрения современной социологии труда? Отметим, что именно эту проблему, проблему человеческого капитала, мы считаем в настоящее время центральной проблемой социологии труда.
Итак, как не странно это прозвучит, но к системному и целенаправленному изучению еще одного ресурса управления — человеческого капитала ученые обратились позже всего — с начала 1960-х годов. Именно в это время появляется «теория человеческого капитала». В чем ее принципиальная суть?
Основная идея этой теории — доказательство экономической целесообразности крупных вложений капитала в человеческий фактор, под которым понимаются прежде всего образование как подготовка будущих специалистов, а также различные социальные программы. Вводится специальное понятие «инвестиции в человеческий капитал», которое включает в себя совокупность прямых денежных затрат на образование и доход, недополученный за время, затраченное на это обучение.
В той степени, в какой заработная плата отражает реальную стоимость продуктов труда, вложения в человеческий капитал являются на самом деле инвестициями. По подсчетам, в США 2/3 всего накопленного капитала вложено в человеческий капитал, а именно: в учебные заведения, научные и исследовательские программы и центры, обучение специалистов и профессионалов и т.д.
Наибольший вклад в развитие теории человеческого капитала внес Г. Беккер1. Ему принадлежит ряд научных трудов, посвященных данной проблеме. Работа «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» (1964) признана Шведской королевской академией наук наиболее значительным вкладом в современную экономическую науку.
Беккер проводил различие между общим образованием и специальным обучением. По его мнению, общее образование хотя и повышает в целом мастерство индивида, то есть его предельную производительность, но отдельный предприниматель оплачивает образование как общественное благо без гарантий получения должного результата в конкретной работе и, таким образом, в принципе не заинтересован в оплате общего (именно общего) образования граждан и работников. Однако любой предприниматель имеет прямую заинтересованность в специальном обучении работников, поскольку в итоге это приводит к росту производительности в данном конкретном бизнесе.
Беккер применил теорию человеческого капитала к проблеме неравенства доходов. Если конкретный индивид производит инвестиции в свое обучение, в дальнейшем это приводит к эволюции его возможностей относительно получения больших доходов. Он исследовал количественную связь между способностями и образованием, различал «человеческий капитал» вообще и специфический «человеческий капитал» фирмы. Интересно его утверждение, что большая мобильность молодых работников связана не с традиционными психологическими факторами, а с тем, что старые работники располагают меньшим временем, чтобы получить прибыль от перемещения, в то время как у молодых этого времени остается гораздо больше.
В процессе своих исследований Беккер развил подход к человеческому капиталу в общую теорию, определяющую распределение трудового дохода. Беккер рассматривает поведение индивидов в данной области как рациональное: индивид, прежде чем решить, продолжать ему образование или нет, взвешивает все выгоды и издержки. Как и любой предприниматель, индивид сопоставляет ожидаемую предельную норму отдачи от вложений в образование с доходностью альтернативных видов инвестирования. Выводы теории с учетом структуры заработной платы были сформулированы в так называемых функциях «заработная плата — человеческий капитал», которые отражают отношение между заработной платой и человеческим капиталом.
Беккер с использованием кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал сформулировал универсальную модель распределения личных доходов:
Спрос, предложение и равновесие на рынке человеческого капитала: I — инвестиции в человеческий капитал; Q — количество человеческого капитала
Кривые спроса на человеческий капитал располагаются на разном уровне, что связано с неодинаковыми природными способностями индивидов, а кривые предложения отражают их неравные финансовые возможности. Человеческий капитал будет распределяться неравномерно в зависимости от индивидуальных кривых. Наибольшая неравномерность достигается в том случае, когда более способные индивиды обладают финансовыми возможностями.
Данная модель объясняет неравенство индивидов, связанное не только с трудом (доходами), но и с собственностью (имуществом). В случае изначально больших возможностей по вложению в человеческий капитал первоначально доход от таких вложений больше, чем от инвестиций в физический капитал, но с ростом инвестиций в человеческий капитал отдача уменьшается. Таким образом, на определенном этапе следует переключаться с инвестирования в человеческий капитал на вложения в иные активы, с тем чтобы последующие поколения могли использовать такие активы для своего образования.
На основании статистических данных Беккер подсчитал, что рентабельность вложений в человеческий капитал в части получения высшего образования составляет 10—15%. Эти выводы впервые были представлены Беккером в нескольких статьях в начале 1960-х и в дальнейшем развиты теоретически и эмпирически в его книге «Человеческий капитал...».
Беккер впервые ввел различие между общими и специфическими инвестициями в человеческий капитал.
Под общими инвестициями он понимает получение знаний и навыков, которые индивид затем может использовать на любом месте работы; поэтому данные вложения должен производить сам индивид.
Специфические инвестиции — это, как правило, инвестиции каждой конкретной фирмы в обучение работника тому, что он не сможет использовать где-либо еще, кроме данной фирмы (например, порядок внутреннего документооборота).
Это различие легло в основу разработки новой теории фирмы О. Уильяменом.
Концепция человеческого капитала, предложенная Г. Беккером, впоследствии получила мощный импульс в своем развитии в связи с разработкой Дж. Акерлофом теории ухудшающего рыночного отбора в результате асимметричного распределения информации между экономическими субъектами. Так, было продемонстрировано, что величина человеческого капитала является тем дополнительным рыночным сигналом для работодателя, который частично устраняет асимметричность распределения информации между ним и наемным работником, возникающую при трудоустройстве последнего и реализующуюся в виде так называемой проблемы «кота в мешке».
Теория человеческого капитала подверглась в дальнейшем серьезной эмпирической проверке. Данная задача оказалась не столь простой, как это могло показаться на первый взгляд. Однако определенных успехов на этом поприще все-таки удалось достигнуть.
В американской экономике были выявлены эмпирические зависимости между сроком обучения человека за весь его жизненный цикл и среднедушевым доходом для каждого периода его возраста. В результате удалось выяснить, что среднедушевой доход не только прямо зависит от сроков обучения работника, но, что еще более важно, рост дохода опережает рост самих сроков обучения. При этом, чем больше времени расходуется человеком на приобретение дополнительных знаний, умений, навыков и репутации, тем более ярко выражена эта тенденция.
Наиболее авторитетная в наше время теория человеческого капитала рассматривает образование как инвестиции, нацеленные на повышение эффективности функционирования такого фактора, как труд.
Подобно инвестициям в оборудование или землю, вложения в человеческий капитал, будь то тренинговые программы, общее и специальное образование или даже мероприятия, направленные на интегральное развитие личности, улучшение здоровья и т.п., проводятся субъектами рыночной экономики ради совершенно конкретной цели — получения прибылей в будущих периодах.
Такова основная суть современной теории человеческого капитала в том виде, в котором она предлагается Г. Беккером и его исследователями.
На первый взгляд кажется, что теория человеческого капитала вполне «состоялась», вполне справилась со всеми своими проблемами, но это совершенно не так. На наш взгляд, ситуация в социологической науке в отношении к человеческому капиталу намного сложнее и запутаннее, и в этом нам необходимо основательно разобраться. Более того, мы утверждаем, что настоящую теорию человеческого капитала еще предстоит создать, а та, которая за нее выдается, таковой на самом деле вовсе не является. В чем тут дело? В господстве все того же экономоцентризма. Сводить сущность человеческого капитала, как это делается в теории Беккера, только к экономически обоснованным характеристикам принципиально неверно. На самом деле человеческий капитал — это единство всего содержательного многообразия человека — интеллектуального, духовного, ценностного, профессионального и т.д., единство нерасторжимое и системное.
Человеческий капитал — это его интеллект, это его социальная природа, организация, культура, образование, мировоззрение и ценности, духовность и ответственность, нравственность и многое другое, что отличает человека от других живых существ, все то, что поднимает человека до космического, до мирового звучания.

1 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 115—116.
1 Беккер Г.С. Человеческий капитал (главы из книги) // США: ЭПИ, 1993. № 11-12.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты