§18—19. Человек и коллектив, культура и власть в предвоенное десятилетие
Давайте вспомним
Названия детских и молодежных организаций, созданных после революции
Какие новые виды транспорта появились в то время
Самые популярные фильмы и актеров советского кино 1930-х гг.
Попробуйте
Узнать у своих родственников или знакомых, какие парки, дома культуры, школы, институты были построены в вашем районе в 1930-е гг. Что в них сейчас находится
Назвать художественные фильмы, рассказывающие о 1930-х гг.
Социальная сфера: образы и реальность повседневной жизни
В годы первых пятилеток в города хлынул поток людей из деревни. Городское население составило, по данным переписи 1939 г., 56 млн человек (всего население СССР составляло 170,5 млн человек). Более половины горожан проживали в крупных и средних (свыше 50 тыс. человек) городах. В составе городского населения преобладала молодежь.
Социальная структура населения постепенно стала меняться в направлении роста численности промышленных рабочих (10 млн к концу первой пятилетки против 4 млн в 1928 г.), общая численность рабочего класса к 1941 г. превысила 25 млн человек. В 1930 г. закрылись активно работавшие в годы нэпа биржи труда. Было утверждено положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию и по старости (до этого пособия получали только инвалиды старости — рабочие и служащие, имевшие серьезные заболевания, бывшие красноармейцы). По данным переписи 1939 г., самыми большими социальными группами в СССР были колхозники (46,2%) и рабочие (32,1%). По 2,2% составляли крестьяне-единоличники и кооперированные кустари (некооперированные кустари — 0,6%). Служащие и интеллигенция объединяли 14,1% населения, выделенные в отдельную категорию руководители партийных, государственных и прочих организаций — 2,5%.
Борьба за высокие производственные результаты стала нормой повседневной жизни, «Напор», «Штурм», «Взятие рубежей» являлись лозунгами дня, «Даешь!» — ключевым призывом. В целях укрепления трудовой дисциплины директора предприятий получили широкие полномочия, в том числе право увольнять работников без согласия профсоюза. Самовольный невыход на работу грозил увольнением и судом. С декабря 1932 г. в СССР были введены общегражданские паспорта, их прописывали в органах милиции по месту жительства (в 1920-е гг. личность удостоверяли с помощью профсоюзного билета, расчетной книжки с места работы или справки домкома). Эта мера ставила заслон бесконтрольному притоку людей в город и ужесточала контроль над городским населением.
В конце 1920-х гг. в условиях нараставшей нехватки продуктов питания и товаров повседневного спроса вновь ввели распределительную систему. Те, кто работал, прикреплялись к определенным магазинам, выдававшим товары по так называемым заборным книжкам. Товары в неограниченном количестве можно было купить в появившихся в 1929 г. коммерческих магазинах, но цены здесь были в несколько раз выше государственных, по которым осуществлялось распределение по карточкам. Особую категорию составляла сеть магазинов Торгсина, поначалу снабжавшая за валюту иностранцев. Эти магазины открыли двери и для советских граждан, здесь можно было купить отсутствовавшие в обычных магазинах товары, сдав государству золото, ювелирные изделия и антикварные вещи или обменяв бумажные рубли на золотые червонцы по спецкурсу.
Для пополнения бюджета индустриализации в целях закупки за рубежом новой техники была организована беспрецедентная в мировой практике продажа за границу художественных ценностей. Еще одним источником дополнительного привлечения средств для финансирования индустриализации стали государственные займы. В 1927—1935 гг. было выпущено в общей сложности 9 займов, они обеспечили около 10% доходов бюджета в первой половине 1930-х гг. На фактически обязательную покупку облигаций у работающих в среднем уходила одна-две месячные зарплаты в год.
Механизмы мобилизационной экономики возвращали в повседневную жизнь черты аскетичного быта первых послереволюционных лет. С уходом нэпа стал меняться облик городских жителей. В условиях нехватки товаров повседневного спроса вновь возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные
ткани. Руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства. В моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. Молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли (кожаные могли позволить себе далеко не все, а в деревне такая обувь вообще была редкостью). Крепдешиновые (крепдешин — вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон — плотная шерстяная ткань) костюм.
В быту появились новые слова, отвечавшие реалиям тогдашней жизни, — «очаг» (детский сад), гопник (хулиган), лишенец (лишенный избирательных прав), стахановец, шамать, жироприказ (квитанция на уплату за квартиру), управдом, блат, заборная книжка. Но быт городов еще сохранял и привычные с дореволюционных времен патриархальные черты. По дворам ходили старьевщики (покупали и продавали старые вещи), точильщики (точили ножи, ножницы), разносчицы молока. Из деревни выписывали помощниц по хозяйству; в большинстве семей работали все. Привычной практикой в семьях управленцев и служащих было приглашение няни для присмотра за маленькими детьми. Нередко все члены семьи жили в одной комнате. Значимой фигурой городского быта был всезнающий дворник. Дворы городских окраин оставались местом повседневного общения.
Жизнь большинства людей поневоле проходила на работе, в коммунальной квартире или в общежитии, в клубе на занятиях кружков и секций. Придавать значение быту у молодежи считалось «мещанством», главное место в жизни отводилось труду. Люди «пропадали» на работе, трудились вне графика. Человек вписывал свои трудовые усилия в общий порыв, он нес ответственность перед товарищами за свои дела и помыслы, а коллектив обязан был перевоспитывать «оступившегося» или «несознательного». Массированное давление государства диктовало жесткую модель поведения советского человека. Жертвенность и энтузиазм переплетались со страхом перед системой поощрений и наказаний, пронизывавшей все сферы жизни.
«Мы будем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда...» Организация досуга
Развитие коллективных форм досуга — отличительная черта повседневной жизни эпохи первых пятилеток. Жизнь между «бесправным прошлым» и «светлым будущим» заставляла рассматривать трудное настоящее как временное, преходящее явление. Роскошные дворцы культуры, клубы, парки культуры и дома отдыха были своего рода образами прекрасного социалистического завтра, доступными уже сегодня. На юге страны начинается массовое строительство новых санаториев и домов отдыха (сразу после революции под них отводились национализированные дворцы и богатые дачи). Они передаются в ведение профсоюзов, многие крупные предприятия организуют собственные базы отдыха и пионерские лагеря.
Первый парк культуры появился в Москве на Крымской набережной. Работы по его обустройству развернулись в 1928 г., в 1932 г., еще при жизни М. Горького, главному парку страны было присвоено его имя. В Ленинграде парк организовали в одном из любимых мест народных гуляний — на Елагином острове. Подобные места «культурного отдыха» стали появляться во всех больших и малых городах.
Особое место в организации досуга и воспитательной работы отводилось детским клубам и паркам. Уже в середине 1920-х гг. под дома пионеров стали приспосабливать старые помещения детских клубов (первый такой дом был открыт в 1923 г. на базе клуба «Трудовая коммуна» в Хамовни- ческом районе Москвы). Началась организация летних лагерей отдыха. Под главный детский лагерь страны — Артек — в 1925 г. отвели большую территорию на южном побережье Крыма. В канун Великой Отечественной войны работало более 700 детских технических и сельскохозяйственных станций, тысячи секций во дворцах пионеров. Под влиянием пропаганды идей о преобразовании природы массовым становится движение юных натуралистов (юннатов), их достижения показывали в особом павильоне на открывшейся летом 1939 г. Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
Происходит быстрая политизация пионерского движения, оно попадает под начало администраций школ, а быть пионером становится для школьников обязанностью, хотя и почетной. В 1940 г. после публикации повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» и появления на экранах ее киноверсии начинает развиваться тимуровское движение, оно родилось как своего рода вызов терявшей привлекательность официальной пионерской организации.
Праздничные демонстрации приобрели к середине десятилетия невиданный размах и особую символическую художественную форму выражения единомыслия языком четко организованного, слаженного движения под политическими лозунгами. Писатель Д.А. Гранин вспоминал, что «попасть на демонстрацию, дойти до Дворцовой площади было радостью. Мы шли, пели, выкрикивали лозунги, мы проклинали лорда Керзона и славили Стаханова, Бусыгина, Марию Демченко, мы знали имена первых ударников первых пятилеток лучше, чем имена киноартистов, поэтов, певцов».
С первых лет советской власти регулярно проводились парады физкультурников. В годы первых пятилеток они превратились в грандиозные мероприятия по пропаганде советского образа жизни. Выступления физкультурников готовили лучшие художники страны. В 1939 г. был установлен единый всесоюзный праздник — День физкультурника. Спортивные праздники стали массовой формой отдыха. «Был вчера на авиационном празднестве, на военном аэродроме, — записал К.И. Чуковский в своем дневнике в 1936 г. — Десятки тысяч веселых людей. Демократия с арбузами, грушами, дынями, детьми, женами (одна женщина даже с козой) — разлеглась на траве — счастливая своим авиационным могуществом».
У молодежи огромной популярностью в условиях подготовки страны к войне пользовались военно-технические виды спорта — парашютный, стрелковый. Многие знаменитые летчики грядущей войны начинали летать в аэроклубах. В 1931 г. вводится единый физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Сдача норм ГТО и других специальных нормативов («Ворошиловский стрелок», «Парашютист СССР») стала почти обязательной составляющей социального статуса молодого человека.
«Когда страна быть прикажет героем...»
Человек «в буднях великих строек»
«Фронту» социалистического строительства требовался современный герой. Героизация революционного прошлого находит продолжение в героизации труда на стройках социализма. В 1932 г. появляется роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Жизненные пути героя книги Павла Корчагина и автора слились в овеянную романтическим пафосом повесть о новом человеке, рожденном и воспитанном революцией. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи.
Литература выполняла социальный заказ на героизацию повседневного труда. Настрой на великие свершения звучал в маршевых ритмах популярной песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!»
Развернувшееся в стране движение ударников труда равнялось на показатели шахтера А.Г. Стаханова. Впечатляющие трудовые рекорды, далеко не всегда оправданные с точки зрения непосредственных интересов производства (когда, например, в помещении текстильного цеха не хватило места для нужного ткачихе для рекордного перевыполнения плана числа станков, пришлось проламывать стену), показывали всем, что новому советскому человеку по плечу решение самых смелых задач.
Кино оказалось наиболее адекватным инструментом создания оптимистического образа великой страны и ее «знатных людей». В 1934 г. на советский экран вышли два разительно несхожих между собой фильма, завоевавшие любовь и признание советских зрителей разных поколений. Фильм «Чапаев» (режиссеры С.Д. и Г.Н. Васильевы — «братья Васильевы») создал галерею народных героев Гражданской войны, а воплощенный Б.А. Бабочкиным образ красного командира стал хрестоматийным. Комедия «Веселые ребята» (режиссер Г.В. Александров) поведала историю о превращении простой домработницы (актриса Л.П. Орлова) в певицу, а простого пастуха (артист JI.O. Утесов) в дирижера джазового оркестра. Этот фильм критиковали за легковесность и безыдейность. «Картина дает настоящую зарядку бодрости, — писал режиссер JI.3. Трауберг. — Однако неправильно делают те, кто создает ненужную шумиху вокруг «Веселых ребят», провозглашая линию этой комедии генеральной линией советской кинематографии». Однако по распоряжению высшего руководства страны этот фильм был выпущен в прокат. Обе линии — преданность идеям социализма, жертвенность, с одной стороны, и неистощимый оптимизм строителей новой жизни — с другой, сливаются в образах героев многих советских фильмов. Среди них «Подруги» (режиссер JI.O. Арнштам), «Цирк» и «Светлый путь» (Г.В. Александров), «Трактористы» (И.А. Пырьев) и последний шедевр довоенного отечественного кино — «Свинарка и пастух» (И.А. Пырьев). Эти фильмы создают образ страны победившего социализма как воплощение общественного идеала, оплота дружбы народов, такого общества, где любой преданный идеям социализма человек становится (или может стать) героем.
Для миллионов советских людей примером героизма и демонстрацией возможностей социалистической системы стало освоение Арктики, которое имело огромное экономическое значение для нашей страны. В 1934 г. во время арктического дрейфа на пароходе «Челюскин» экспедиция во главе с О.Ю. Шмидтом оказалась затертой во льдах. Эпопея спасения челюскинцев приковала внимание Афиша фильма «Веселые ребята», всей страны. Летчики, участвовавшие в сложнейшей операции по эвакуации полярников, первыми получили звание Героев Советского Союза, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена А.В. Ляпидевскому, первым снявшему с льдины 12 женщин и детей. Трансарктические беспосадочные перелеты советских экипажей из Москвы в США (В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков и М.М. Громов, А.Б. Юмашев, С.А. Данилин) на самолетах АНТ-25РД (рекорд дальности) стали триумфом советского человека и победой советской науки и техники. Особое звучание приобрел перелет через Сибирь женского экипажа B.C. Гризодубовой, П.Д. Осипенко, М.М. Расковой в сентябре 1938 г. на самолете ДБ-2 «Родина», установившего мировой рекорд дальности полетов для женщин.
Важной формой мобилизации советских людей являлись кампании солидарности с прогрессивными силами других стран. Самой яркой стала кампания поддержки республиканского правительства во время Гражданской войны в Испании 1936—1939 гг. Через структуры Коминтерна в Испанию были отправлены тысячи добровольцев, СССР негласно направлял туда военных советников и специалистов, летчиков и технику. Весной 1937 г. в СССР прибыли первые корабли с испанскими детьми, всего было принято более 3 тыс. «детей войны».
Мобилизационная экономика опиралась на мобилизационное сознание. Оно формировалось в обстановке ощущения каждым человеком постоянной угрозы — реальной или мнимой, внешней или внутренней. С начала 1930-х гг. на волне кампании по раскулачиванию в деревне и борьбе с «вредителями» на производстве в обществе стала сгущаться атмосфера подозрительности. Распространению шпиономании способствовали многие художественные фильмы и книги. Появившиеся в общественных местах плакаты с грозными лозунгами предупреждали о подстерегавшей каждого опасности. Открытые судебные процессы над «врагами народа» использовались для мобилизации сил на борьбу с «вредителями», которые «мешают строить социализм».
Успехи социалистического строительства пропагандировались в изданиях под характерными названиями («Наши достижения», «Даешь!» и т. д.). Печать проходила самую жесткую цензуру и стала мощным пропагандистским орудием. Французский писатель А. Жид, посетивший СССР, так оценил итоги массированного идеологического воздействия на сознание людей: «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие... Каждое утро газета «Правда» сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить... Самое главное при этом — убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достичь, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром».
Относительно свободные поездки деятелей культуры за рубеж к середине 1930-х гг. прекратились. За границу отправлялись в основном исключительно официальные делегации с задачей пропаганды позиций СССР.
Власть придавала большое значение необходимости создания положительного образа советской страны за рубежом. Пропагандой достижений социализма в сочувствующих СССР кругах, среди членов компартий и социалистов, в профсоюзах занимался Коминтерн, из Москвы «Радио Коминтерна» вещало на основных европейских языках. Специально для зарубежной аудитории издавался иллюстрированный журнал «СССР на стройке».
Образование и идеология
В 1930-е гг. в СССР существовало убеждение, что советскому человеку по плечу любые свершения. Условиями этого были идейная убежденность и овладение знаниями и умениями, которые могут принести максимальную пользу делу социалистического строительства.
К середине 1930-х гг. сложилась система образования, которая в основных чертах просуществовала около полувека. Ориентация образования в первые послереволюционные годы преимущественно на трудовое обучение привела к неприемлемому снижению уровня школьных знаний. Поэтому решено было вернуться к «школе учебы», но с идеологическим содержанием. К концу первой пятилетки было в основном введено всеобщее обязательное начальное образование, а в городах всеобщее обучение велось в объеме семилетней школы.
В ходе проведения советской властью «культурной революции» был совершен настоящий прорыв в ликвидации неграмотности. Грамотными в 1939 г. называли себя 81% населения, правда, среди людей старше 50 лет этот показатель оставался вдвое ниже.
Среднее образование полностью вернулось к классноурочной системе и предметному подходу. Круг знаний должен был охватывать родной язык (в 1938 г. было введено обязательное изучение в значительных объемах в школах национальных республик русского языка), литературу, математику, химию, физику, географию, историю. Вводилась единообразная система преподавания по единым учебникам. Для решения этой задачи в 1930 г. было создано издательство «Учпедгиз» (с 1965 г. — « Просвещение »).
С 1934 г. в школьный курс возвратилась история, причем с изложением последовательного хода исторических событий. Первые учебники, подготовленные известными специалистами, были подвергнуты критике за отсутствие марксистского подхода. С выходом в 1938 г. «Краткого курса» содержание всех учебных программ было приведено в соответствие с записанными в нем оценками.
Трудно переоценить влияние этой книги на формирование стереотипов массового исторического сознания и создание цент-
рализованной системы идеологического воспитания. Предельно упрощенная трактовка событий окрашивала историю правящей партии и страны в черно-белые тона, делила всех исторических деятелей на «своих» и «чужих». Факты и имена, не вписывавшиеся в эту схему, изымались или упоминались исключительно при описании борьбы с идейными врагами большевизма.
В 1937 г. к 20-летию революции вышел фильм «Ленин в Октябре» (режиссер М.И. Ромм) и первое литературное произведение, в котором выведен Сталин, — «Хлеб» («Оборона Царицына»)
А.Н. Толстого о событиях Гражданской войны. В этих и других произведениях (фильмах «Ленин в 1918 году» М.И. Ромма, «Великое зарево» М.Э. Чиаурели, трилогии о Максиме Г.М. Козинцева и Л.З. Трауберга, пьесах Н.Ф. Погодина о В.И. Ленине, по одной из которых режиссером С.И. Юткевичем был снят знаменитый фильм «Человек с ружьем») созданы образы смелых борцов за великие идеалы, близких народу мужей государственной мудрости, выдающихся деятелей отечественной истории.
В рамках становления новых подходов к освещению истории власти принимали и репрессивные меры против представителей «старой исторической школы». Кульминацией здесь стало «академическое дело» 1930 г. Нескольких «буржуазных» историков (С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле и др.) обвинили в «великодержавном русском шовинизме» и «национализме» и отправили в ссылку. С.Ф. Платонов умер в ссылке, Е.В. Тарле возвратился из нее в 1932 г. и позднее был реабилитирован. В конце 1930-х гг. им были изданы биографии Наполеона и Талейрана, получившие широкое признание и одобрение властей. К этому времени советские историки уже получили четкий социальный заказ. Он готовился на уровне высшего партийного руководства (статья И.В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма», в которой указывалось, какая историческая наука нужна стране, появилась еще в 1931 г.). Основной установкой для исторических и всех обществоведческих наук был признан принцип партийности, означавший приверженность идеям правящей партии.
В условиях надвигавшейся угрозы войны в трактовке отечественной истории стали усиливаться акценты на укрепление значения государства. Роль сильнейших правителей России, строивших централизованное государство, была признана сугубо положительной.
Лучшие кинофильмы, литературные и музыкальные произведения, созданные на основе данной идеи, вошли в золотой фонд отечественной культуры. Их объединяет, помимо художественных достоинств, высокий патриотический пафос, созвучный настроениям народа предвоенных лет. Образ Петра I, созданный артистом Н.К. Симоновым в фильме по роману А.Н. Толстого («Петр I», режиссер В.М. Петров), стал живым каноническим портретом великого правителя России — военачальника, реформатора и патриота-государственника. В фильме «Александр Невский» (режиссер С.М. Эйзенштейн) из уст главного героя (его сыграл Н.К. Черкасов) прозвучало грозное предупреждение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет Русская земля!» Музыку к этому фильму написал С.С. Прокофьев. Живой отклик вызвала прозвучавшая в фильме песня «Вставайте, люди русские».
Одной из самых востребованных профессий в СССР стала профессия учителя. С середины 1930-х гг. была введена единая система педагогического образования, резко увеличился набор в педагогические институты. Другим ключевым направлением оставалась подготовка инженеров для промышленности, прием на инженерные специальности на вечерние и заочные факультеты был организован без отрыва от производства. Кадры руководителей предприятий готовила Промакадемия, первый ее выпуск состоялся в 1930 г. Хотя общий показатель имевших высшее образование оставался пока невысоким (0,6% в 1939 г.), но количество охваченных различными видами образования в канун войны достигло 22 на каждые сто граждан СССР. Такие показатели свидетельствовали о близкой перспективе качественных изменений в образовательном уровне советских людей.
«Страна ученых». Наука и техника в 1930-е гг.
С начала 1930-х гг. была реализована установка государства на идеологизацию науки. Наука должна была работать на решение приоритетных для государства задач, государство же обеспечивало поддержку ученых и их исследований на значимых для мобилизационной экономики направлениях. Академия наук, имевшая статус «высшего всесоюзного ученого учреждения», превращается в главный центр организации и координации научных исследований на основе централизованного планирования и под жестким государственным контролем.
Курс на укрепление обороноспособности страны определял основные направления развития науки и производства. Если в конце 1920-х гг. была заложена промышленная база для начала массового производства основных видов боевой техники — артиллерии и стрелкового вооружения, танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, то в середине 1930-х гг. было осуществлено массовое перевооружение Красной Армии и Красного Флота. Они получили многие совершенные с технической точки зрения и оригинальные образцы вооружений. Выдающиеся конструкторы В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров и Б.И. Шавырин создали серию артиллерийских систем. Истребители конструкции коллектива под руководством Н.Н. Поликарпова (особенно знаменитый «ишак» — И-16) и бомбардировщики А.Н. Туполева показали высокие боевые качества в небе Испании. Большим успехом отечественной конструкторской мысли стало развертывание массового производства танка БТ. Начался выпуск подводных лодок и кораблей средних классов, шла подготовка к созданию океанского флота. В канун войны советские оружейники Ф.В. Токарев, В.А. Дегтярев, Г.С. Шпагин сконструировали образцы стрелкового вооружения (ручной пулемет, автоматические винтовки, автомат ППШ, противотанковое ружье ПТРД), не уступавшие, а по многим параметрам, таким, как дешевизна производства и простота в эксплуатации, превосходившие лучшие зарубежные образцы. В 1939 г. начались
испытания первых образцов легендарного танка Т-34 (конструкторы М.И. Кошкин, А.А. Морозов и др.). За несколько дней до начала войны высшее руководство СССР присутствовало на показе боевой техники, в ходе которого была продемонстрирована реактивная система залпового огня БМ-13, вскоре прославившаяся под именем «катюша».
«Катюша» была разработана в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Здесь, опираясь на идеи К.Э. Циолковского, вели работы по созданию ракетной техники. Первые успешные испытания ракетных двигателей были проведены в 1931 г., на этом направлении трудились группы ученых под руководством С.П. Королева, В.П. Глушко, М.К. Тихонраво- ва. Началась разработка самолета с реактивным двигателем.
На основе внедрения научных разработок в СССР появились новые производства (радио- и электротехники, синтетических материалов, особых металлических сплавов). Развитие металловедения и передовых методов сварки связано с работами Е.О. Патона, полученные коллективом под его руководством результаты позволили приступить к производству цельносварных конструкций, что имело принципиальное значение в производстве корпусов кораблей и танков. В черной металлургии внедрялись передовые технологии непрерывной разливки стали и кислородно-конверторного процесса. В 1931 г. в СССР были осуществлены первые передачи телевизионных изображений, год спустя в Ленинграде была выпущена первая опытная партия телевизоров бытового назначения и смонтирован первый фильм специально для телевидения.
Принципиальное значение для осуществления планов индустриализации в условиях ограниченного доступа Советского Союза на мировые рынки имело обеспечение промышленности сырьем. Годы первых пятилеток были отмечены бурным развитием геологии и минералогии, почвоведения. Активно велись геолого-разведочные работы. Освоение новых районов нефтедобычи связано с именем И.М. Губкина, автора книги «Учение о нефти». Экспедиции под руководством А.Е. Ферсмана открыли месторождения цветных металлов и апатита на Кольском полуострове, серы в Средней Азии и другого сырья для промышленности.
Традиции фундаментальных исследований в математике продолжали руководивший Математическим институтом АН СССР И.М. Виноградов (аналитическая теория чисел) и один из основоположников теории вероятностей А.Н. Колмогоров, который стал также автором известных учебников. В Москве сложилась научная школа мирового значения, работавшая в области теории чисел, функционального анализа, дифференциальных и интегральных уравнений, математической логики.
Достижения отечественной физики предвоенного времени стали одной из основ для создания уже после войны атомного оружия. Эти работы велись научной школой под руководством А.Ф. Иоффе (физика твердого тела, электрофизика, квантовая теория и ядерная физика). Среди этих ученых был и «отец» советской атомной бомбы И.В. Курчатов. В 1930-е гг. выдвигается плеяда молодых ученых, в их числе и будущие лауреаты Нобелевской премии П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, А.М. Прохоров и др.
Репрессии не обошли стороной и науку. Поводом для них могли стать неизбежные технические неудачи или неполучение планируемых заранее исследовательских результатов. В 1940 г. был осужден и позже погиб выдающийся биолог Н.И. Вавилов.
С целью использования труда «враждебных», но нужных для продолжения научных разработок ученых, инженеров и конструкторов была создана особая система закрытых конструкторских бюро — спецтюрем (такая «шарашка» описана в романе А.И. Солженицына «В круге первом», обобщившем лагерный опыт самого писателя). Репрессиям были подвергнуты А.Н. Туполев, С.П. Королев, В.П. Глушко. Многим из них пришлось работать на оборону страны в условиях спецтюрем.
Интеллигенция и власть
В 1934 г. в Москве состоялся Первый съезд писателей.
На нем был создан Союз писателей СССР, первым председателем которого стал М. Горький. Этот съезд явился вехой в организации взаимодействия творческой интеллигенции и власти.
С того времени началось оформление объединений архитекторов, художников, музыкантов, театральных деятелей, кинематографистов. Членство в таких союзах давало возможность профессионально заниматься творческой деятельностью, получать государственную поддержку и доступ к системе социальных льгот (мастерских и дач, домов творчества и санаториев и пр.), распределение которых было передано в ведение этих организаций. Всем работникам культуры предписывалось следовать определенным государством установкам и руководствоваться в своем творчестве идейными подходами, отвечавшими политическому курсу правящей партии. Считалось, что все произведения должны были создаваться в рамках метода социалистического реализма. Приоритет отдавался идейному содержанию произведений, они должны были быть «понятными» по форме, «конкретными» по содержанию, оптимистичными по настрою и нести воспитательный заряд.
Для власти необходимо было не только озвучить нужные ей идеи в художественной форме, но и опереться на признанные авторитеты. После того как И.В. Сталин назвал В.В. Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», за ним закрепилось место «первого поэта в рабочем строю». Горький считался «великим пролетарским писателем». Широко, хотя и избирательно, популяризировалось творчество А.С. Пушкина и JI.H. Толстого. В 1937 г. страна с огромным размахом отметила 100-летие со дня гибели Пушкина. Творчество Толстого в соответствии с формулировкой В.И. Ленина стало рассматриваться как «зеркало русской революции». В музыке главными авторитетами являлись П.И. Чайковский и М.Н. Глинка, в живописи образцом считалось творчество передвижников.
Утверждение единообразия в сфере художественного творчества стимулировало целенаправленную борьбу с «отклонениями». Она развернулась в рамках дискуссий о «формализме» в литературе, музыке, архитектуре, театре и кино. В начале
1936 г. в «Правде» одна за другой выходят статьи «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «Какофония в архитектуре», «О художниках-пачкунах». Оперу Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», поставленную в Большом театре, обвинили в «грубом натурализме», «мелодийном убожестве» и аполитичности, а его балет на сюжеты из колхозной жизни «Светлый ручей» — в «бесхарактерности» и «равнодушном отношении композитора к теме». Нападки аналогичной тональности обрушились на иллюстраторов детской книги ленинградских художников В.В. Лебедева, В.М. Конашевича, Н.А. Тырсу и др. Им инкриминировалось непонимание воспитательных за-
дач детской литературы. Бывшие архитекторы-конструктивисты лишились возможности не только проектировать, но и преподавать (К.С. Мельников со второй половины 1930-х гг. не построил ничего). Летом 1936 г. был закрыт ряд московских театров, их коллективы были распущены. В январе 1938 г. после разгромной критики ликвидировали театр В.Э. Мейерхольда, строившееся для него здание переоборудовали под концертный зал. В печати развернулась кампания против «мейерхольдовщи- ны» и «непонятного театра», закончившаяся арестом и гибелью режиссера. В подобных условиях среди самих творческих деятелей развернулась кампания критики, «самокритики», взаимных обвинений. Неучастие в спланированных властью акциях — выступлениях на собраниях и в печати, подписях под обвинительными письмами — нередко требовало большого гражданского мужества.
Некоторые писатели переживали в эти годы настоящий творческий кризис. Так, Б.Л. Пастернак после поездки в составе делегации по Сибири и увиденных там голода и нищеты не мог ничего писать и в течение нескольких лет занимался в основном переводами.
Духовное сопротивление попранию свободы человека и творческой свободы принимало разные формы. Многое из созданного в 1930-е гг. было обнародовано лишь через несколько десятилетий. В 1938 г. М.А. Булгаков закончил роман «Мастер и Маргарита», который далеко отходил от канонов социалистического реализма. В книге нарисована картина нравов и быта Москвы 1920-х гг., которая мало соотносится с официальными представлениями о «новом человеке». Трагическое, усиленное приемами гротеска видение коммунистической утопии отличает произведения А.П. Платонова («Чевенгур», «Котлован»). Свидетельства о драме, смятении, мучительных раздумьях творческой интеллигенции можно найти в сохранившихся писательских дневниках. Такие уникальные документы эпохи оставили К.И. Чуковский, М.М. Пришвин, М.А. Булгаков и др.
О трагической причастности художника к судьбам страны пишет А.А. Ахматова в эпиграфе к поэме «Реквием»:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Личное горе поэтессы — тюремное заключение сына — сливается с горем тысяч и тысяч испытавших те же страшные страдания людей.
Среди репрессированных в 1930-е гг. — известные писатели, поэты, художники, представители разных творческих профессий и их читатели, зрители, слушатели. В заключении погибли поэты О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев, П.Н. Васильев, Б.П. Корнилов, Т.Ю. Табидзе, А.И. Введенский, Д.И. Хармс, писатели И.Э. Бабель, Б.А. Пильняк, художник В.М. Ермолаева. В тюрьмы и лагеря попали В.Т. Шаламов, Н.А. Заболоцкий, сын поэтов А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева будущий ученый JI.H. Гумилев и многие другие.
Творчество многих не вписывавшихся в рамки социалистического реализма писателей и художников было предано забвению еще при жизни. Такая судьба постигла М.А. Булгакова, художника П.Н. Филонова, вернувшуюся в СССР из эмиграции поэтессу М.И. Цветаеву. Искусство художников авангарда попало под запрет, часть коллекций центральных музеев отправилась в запасники, в небольшие провинциальные собрания, многие работы были уничтожены.
Религиозная жизнь в годы гонений
С конца 1920-х гг. власти резко усилили антирелигиозную борьбу против всех без исключения конфессий. Постановление «О религиозных объединениях» (апрель 1929 г.) ставило религиозные организации под прямой государственный контроль.
Набирала обороты атеистическая пропаганда, огромными тиражами издавались антирелигиозные материалы. На съезде общественной организации «Союз воинствующих безбожников» в том же 1929 году прозвучал лозунг, выдвинутый еще В.И. Лениным: «Борьба с религией есть борьба за социализм!» Была объявлена «безбожная пятилетка». План такой «пятилетки» активно проводился в жизнь силами «Союза воинствующих безбожников» и при поддержке государства, хотя на официальном уровне вопрос о полном уничтожении религии напрямую не ставился. Создание новых колхозов нередко начинали со снятия колоколов и закрытия храмов. Такие действия вызывали протесты крестьян, в Псковской области произошли даже вооруженные столкновения. В статье И.В. Сталина «Головокружение от успехов» (1930) критиковались и «перегибы» в борьбе с религией, что не мешало продолжать эту борьбу.
В одном только 1937 году было закрыто более 8 тыс. храмов. В некоторых национальных республиках к началу Великой Отечественной войны не было ни одного прихода, в крупных городах, таких, как Куйбышев (Самара), зачастую действовал всего один храм. По данным Комиссии по реабилитации Московской патриархии, к 1941 г. за веру было репрессировано в общей сложности около 350 тыс. человек (не менее 140 тыс. священнослужителей), из них 150 тыс. — в течение 1937 г. (80 тыс. расстреляно). Более 1200 новомучеников и исповедников православия XX в. были позже причислены к лику святых.
Несмотря на жесточайшие гонения и активную пропаганду атеизма, большинство населения страны осталось верующим.
В ходе проведения переписи населения в 1937 г. верующими среди граждан старше 16 лет назвали себя 56,7% от числа ответивших на вопрос об отношении к религии, т. е. более 55 млн человек открыто заявили о своей вере. Три четверти из них были приверженцами православия, католиков и лютеран оказалось по 0,8% от общего количества верующих (их число выросло с вхождением в 1939—1940 гг. в состав СССР Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики). Второй по численности приверженцев религией оставался ислам. Буддистов насчитывалось несколько десятков тысяч.
Усиление антирелигиозной пропаганды сказалось на положении ислама. Духовная власть имамов стала рассматриваться государством как серьезное препятствие на пути социалистического строительства. В результате появилась система жестких ограничений, аналогичных мерам в отношении православия: закрывались мечети и медресе (в 1930 г. было закрыто более 10 тыс. из 12 тыс. действовавших мечетей), муллы были лишены возможности заниматься своими прямыми обязанностями. Согласно оценкам, в 1930-е гг. было репрессировано около 40 тыс. представителей духовенства, исламских правоведов и ученых. Целенаправленно уничтожалась исламская литература. Земельные владения, приносившие доход, который шел на содержание религиозных учреждений, передавались колхозам. Деятельность религиозных фондов, касс взаимопомощи и других традиционных видов социальной работы в исламе была свернута. Проводились акции против ритуальных молитв и празднования Рамадана, в 1935 г. паломникам был окончательно закрыт путь в Мекку, развернулась кампания против ношения женщинами чадры. Но из повседневности мусульманские традиции не исчезли, они оставались частью образа жизни. Религиозная жизнь уходила в подполье, господствующие позиции в ней занял народный ислам. Исламское образование и просвещение организовывались на дому силами подпольных религиозных братств.
Начались захваты буддийских дацанов, при этом уничтожались памятники искусства и тибетской письменности. Стала сокращаться численность лам. В условиях непомерного налогообложения и лишения их права на землю религиозные служители стали уходить из дацанов, многие были репрессированы. Само существование буддийского духовенства тоже оказалось под угрозой.
В СССР широко пропагандировалось творчество национальных писателей, поэтов, художников. Их творчество называли неотъемлемой частью «многонациональной советской культуры». Выходили книги современных авторов и переводы национальной литературы на языки народов СССР. Но в предвоенные годы центр тяжести в идеологии был перенесен на консолидацию советского общества на патриотической основе. Объединяющим фактором становились русская история и традиции российской государственности. В 1930-е гг. был свернут курс на развитие национальных языков и культур, произошли серьезные изменения в организации просвещения и образования в национальных республиках и областях. Введенная после революции латинизированная письменность для восточных языков переводилась на кириллицу.
«Искусство исторического оптимизма»
На первом совещании стахановцев в Кремле в ноябре 1935 г. И.В. Сталин произнес фразу, ставшую своего рода официальным камертоном предвоенной эпохи: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее!» Этот настрой активно пропагандировался средствами всех без исключения видов художественного творчества. Критерием оценки наряду с идейностью была признана народность, которая нередко сводилась к доступности, соответствию произведения массовым вкусам. Повышенное внимание уделялось литературе и самым демократическим искусствам — кино, цирку, в музыке — песенному творчеству. Маршевые песенные ритмы 1930-х гг. внедряли в сознание человека стремительную поступь «страны мечтателей, страны героев» (как пелось в «Марше энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь» режиссера Г.В. Александрова). Подобный настрой был созвучен пропагандистским усилиям государства, но он отвечал и мечте о справедливом и светлом завтрашнем дне, глубоко укорененной в народном сознании.
Самые любимые и популярные мелодии шагнули в повседневную жизнь с киноэкрана. «Песня о Родине» («Широка страна моя родная») прозвучала в фильме «Цирк» (режиссер Г.В. Александров, 1936 г.), она стала плодом творческого содружества композитора И.О. Дунаевского и поэта В.И. Лебедева- Кумача. В сплаве слов и музыки отразилась созвучная русскому сознанию идея простора, шири, приволья, мифологизированная в образе «самой свободной страны мира». Мелодия песни использовалась в качестве позывных Всесоюзного радио.
Особое внимание стало уделяться производству фильмов специально для детей. Появляются первые экранизации популярных литературных произведений советских и зарубежных писателей с идейно-воспитательным подтекстом («Белеет парус одинокий» по повести В.П. Катаева, режиссер В.Г. Лего- шин, «Золотой ключик» по повести А.Н. Толстого, режиссер A. Л. Птушко, «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ» по романам Ж. Верна и Р.Л. Стивенсона, режиссер В.П. Вайншток). Особое внимание уделялось экранизации русских сказок («По щучьему веленью», «Конек-Горбунок», режиссер А.А. Роу).
В СССР получил всемерную государственную поддержку цирк, популярный еще в дореволюционной России. На арене выступали представители легендарной династии дрессировщиков Дуровых. В цирках устраивались показательные спортивные состязания с участием знаменитых боксеров, борцов и тяжелоатлетов, такие мероприятия пользовались огромным успехом у зрителей.
В организации созвучных настроениям эпохи идеальных пространств решающая роль отводилась архитектуре. В символах архитектуры выражалось стремление отразить идеи величия государственного начала. Правда, многие проекты так и не удалось осуществить. В их числе был грандиозный план реконструкции Москвы с символическим центром в виде Дворца Советов (проект Б.М. Иофана, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха). Это колоссальное по замыслу строительство было прервано войной и заморожено. Оно стало символом «великой утопии». Но другие «стройки победившего социализма» были доведены до конца. Первое место в их ряду занимает московское метро. Первая его линия (от станции «Парк культуры» до станции «Сокольники») была пущена в 1935 г., вторая — в 1938 г. Строительство метро не прерывалось даже в годы войны. Подземный вестибюль станции «Площадь революции» скульптор М.Г. Манизер украсил 76 скульптурными изображениями «простых советских людей» — рабочих, колхозников, инженеров, студенток, спортсменов, красноармейцев, матросов, летчиков, пограничников, матерей с детьми. Это убранство стало своего рода образцом утвердившихся в искусстве слияния реалистических приемов и идейного содержания, понятности, конкретности и достоверности изображаемого.
Далеко не все даже получившее офи- Студентка. Скульптура станции Циальное признание искусство вписыва-
метро «Площадь революции». лось в жесткие каноны социалистического
реализма, тем более что акценты в его трактовке нередко менялись. Среди открытых в предвоенные годы станций метро выделяются цельностью замысла и изяществом архитектурного решения построенные А.Н. Душкиным подземные вестибюли станций «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») и «Маяковская».
Символом «эпохи великих строек», самым ярким художественным воплощением идеи устремленности в будущее стала скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной, венчавшая павильон СССР на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, а затем установленная в Москве.
Идея о том, что высшие достижения мирового наследия должны служить народу, оказалась созвучной политическому запросу власти и творческим устремлениям пришедших на смену приверженцам конструктивизма представителям архитектурного сообщества. Величие страны утверждалось в привычных глазу классических формах, черпавших вдохновение в наследии Древних Греции и Рима и эпохи Возрождения.
Вестибюли и залы заседаний украшали статуи и бюсты вождей, в помещениях водружали парадные портреты и огромного масштаба полотна на историко-революционные и современные темы. Такая живопись была наиболее востребованной, художники работали по государственному заказу. Многие полотна выполнялись бригадами, живопись нередко носила ремесленный характер. Наиболее яркие образцы представляют руководителей ВКП(б) в окружении простого народа или рисуют картины счастливой жизни людей (как два полотна с одинаковыми названиями «Колхозный праздник» С.В. Герасимова и A. А. Пластова). Мажорная тональность отличает полотна на темы спорта и портреты спортсменов, они воплощают дух молодости, здоровья, силы и красоты (А.А. Дейнека, А.Н. Самохвалов, Ю.И. Пименов), а также индустриальные пейзажи (А.А. Лабас, B. В. Рождественский, А.В. Куприн, К.Ф. Юон). Традиционный пейзаж и натюрморт отошли на второй план, но художники писали такие камерные картины для себя или на заказ для интерьеров санаториев и домов отдыха.
Государственная поддержка оказывалась народному искусству. Известные художественные промыслы, такие, как дымковская игрушка и богородская резьба по дереву, переживали второе рождение, осваивали новые современные темы, не всегда, впрочем, созвучные традиционным формам народного искусства.
Широко пропагандировалась классическая музыка, в прямом эфире по радио звучали также отвечавшие классической традиции произведения современных композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова и др. В больших городах открывались филармонии, были созданы новые музыкальные коллективы. Государство оказывало особое покровительство музыкальному театру. В иерархии театральных коллективов на первом месте был Большой театр, сюда стягивали лучшие художественные силы со всего Советского Союза. В главном театре страны была создана балетная труппа самого высокого мирового уровня, здесь танцевали великие балерины Г.С. Уланова и М.Т. Семенова. На оперной сцене шло негласное соревнование двух теноров С.Я. Лемешева и И.С. Козловского. Коронной партией Лемешева была партия Ленского в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Козловский создал неповторимый образ «совести народной» — Юродивого в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В оперном репертуаре главного и других музыкальных театров страны преобладали произведения русских и советских композиторов, шедевры мировой классики исполнялись исключительно на русском языке.
Среди драматических театров ведущее место принадлежало Московскому Художественному театру. В 1932 г. в знак особого признания роли театра он стал академическим и получил имя М. Горького. До 1938 г. коллективом выдающихся артистов (В.И. Качалов, И.М. Москвин, М.М. Тарханов, А.К. Тарасова, А.П. Зуева, А.Н. Грибов, М.М. Яншин, Н.П. Хмелев и др.) руководил К.С. Станиславский. Вторыми в этом ряду были Малый театр и Театр им. Евг. Вахтангова. Спектакли ставились в сугубо реалистической манере, но вахтанговский театр сохранял в репертуаре поставленную его основателем в 1922 г. «Принцессу Турандот» по пьесе К. Гоцци, которая стала настоящим театральным долгожителем.
На эстраде традиции литературно-политического монтажа получили развитие в искусстве художественного слова, оно становится массовым. Появляется форма «театра одного актера» (В.Н. Яхонтов). В 1930-е гг. с эстрады и по радио классику читают великие мхатовцы В.И. Качалов, И.М. Москвин и многие другие популярные артисты.
Важнейшим критерием признания становится в предвоенные годы патриотическая тональность художественных произведений. Воспитательным задачам, решение которых возлагалось на образование, литературу и искусство, соответствовал оптимистический настрой. В эти годы рождается идеологизированная массовая культура, формируются ценности и мировоззрение советского человека, в жизнь вступает первое выросшее при советской власти поколение.
Подведем итоги
Механизмы мобилизационной экономики возвратили в повседневную жизнь черты аскетичного быта первых послереволюционных лет. Придавать значение быту считалось «мещанством», главное место в жизни человека занимал труд. Усилились антирелигиозная пропаганда и атеистическое воспитание. Образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль. «Фронту» социалистического строительства требовался современный герой. Героизация революционного прошлого находит продолжение в героизации труда на стройках социализма. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи. В предвоенные годы важнейшим критерием признания становится патриотическая тональность художественных произведений. Тем не менее, несмотря на жесточайшее идеологическое давление, советская культура, наука и образование достигли огромных высот.
Проверяем себя
1. С чем связано ускорение процессов урбанизации в СССР в период индустриализации? Имело ли место подобное в других странах на этой стадии развития?
2. Как изменилась социальная структура советского общества после свертывания нэпа?
3. Какие изменения произошли в повседневной жизни населения СССР в 1930-е гг.? Какие черты старого быта продолжали сохраняться?
4. Какие новые формы досуга появились в СССР в период индустриализации? Как они отражали изменения в социальной структуре общества и идеологии?
5. С чем связана героизация труда в советском искусстве 1930-х гг.?
6. Какие изменения произошли в 1930-х гг. в системе образования? Как в новой структуре советского образования отразилась государственная идеология?
7. Приведите примеры, доказывающие идеологизацию науки и искусства в СССР. С чем связана эта идеологизация? Какова была судьба тех деятелей науки и искусства, которые пытались работать вне рамок официальной идеологии? Свой ответ подтвердите примерами.
8. Приведите примеры достижений советской науки в 1930-е гг. Почему значительная часть этих достижений связана с военной техникой?
9. Охарактеризуйте религиозную жизнь СССР в 1930-е гг. Перечислите меры государства, направленные на борьбу с религией. С чем связана эта борьба?
Думаем, обсуждаем
1. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из героев 1930-х гг. Сравните его реальную жизнь с образом, созданным советской пропагандой. В чем состояло различие?
2. Найдите примеры, иллюстрирующие организацию досуга на селе в 1930-е гг. Сравните их с современными возможностями сельских жителей вашего района. Что изменилось? Почему? Составьте тезисы устного доклада.
3. Найдите данные (по годам) с 1930 по 1940 г. о количестве научно-исследовательских институтов в СССР. Сопоставьте их с аналогичными данными по США и крупным европейским странам. Проанализируйте и представьте информацию в виде графика. Обоснуйте выводы.
4. Составьте список запрещенных произведений 1930-х гг. Проанализируйте причины запрета. Каким образом контролировалось исполнение запрета?
5. Какие сюжеты составляли основу советских кинофильмов того периода? Сравните их с сюжетами кинофильмов того же времени Германии и США. Опишите черты главных героев и найдите существенные различия. Какая закономерность прослеживается? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде организационной диаграммы.
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Что можно сказать о судьбах деятелей культуры 1930-х гг., об их отношениях с властью и достижениях советской культуры того периода?
Из письма П.Л. Капицы И.В. Сталину. 28 апреля 1938 г.
Товарищ Сталин. Сегодня утром арестовали научного сотрудника института Л.Д. Ландау. Несмотря на свои 29 лет, он вместе с Фоком — самые крупные физики-теоретики у нас в Союзе...
Из открытого письма И.В. Сталину не вернувшегося в СССР старого большевика Ф.Ф. Раскольникова
Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью земли», Вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает...
...Вы беспощадно истребляете талантливых, но лично вам неугодных русских писателей, Где Борис Пильняк? Где Сергей Третьяков? Где Александр Аросев? Где Михаил Кольцов? Где Тарасов-Родионов? Где Галина Серебрякова, виновная в том, что была женой Сокольникова?
Вы арестовали их, Сталин.
Вслед за Гитлером Вы воскресили средневековое сжигание книг.
Из справки из архива НКВД о писателе А.П. Платонове
А. Платонов — сын рабочего и сам бывший рабочий, получил незаконченное высшее техническое образование и работал в системе ВСНХ как инженер-консультант по электростроению. За последнее время работает в тресте точной механики, где как изобретатель электрических весов премирован. На получаемое жалованье с этой своей работы Платонов и живет. Литературные доходы были относительно значительны в прошлом, за последние два-три года он фактически не печатается и никаких гонораров не получает. Живет бедно.
2. Охарактеризуйте процесс формирования молодой советской интеллигенции. Узнайте и напишите сочинение-размышление о судьбе одного из известных ученых, инженеров, литераторов и т. д.
3. Какие художественные фильмы 1930-х гг. вам известны? Какую модель поведения, мировоззрение, мысли и чувства они пропагандировали?
4. Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жесткий контроль?
5. Назовите наиболее характерные черты советской культуры 1920—1930-х гг. Какие из этих черт стали результатом политического воздействия на ее развитие?
6. Произведения каких деятелей русской культуры 1930-х гг., на ваш взгляд, популярны и сегодня? С чем это связано?
7. Подготовьте сообщение об одной из сторон жизни советского общества изучаемого периода, опираясь на материалы домашнего архива, краеведческого музея.
8. Сравните политику коммунистической партии и Советского государства в отношении культуры в 1920-е и 1930-е гг.
9. Подготовьте рассказ о коллективных формах досуга в советском обществе. Как они связаны с идеологией нового государства?
10. Напишите историческое сочинение на тему «Жизнь и быт советских людей в городе и деревне (по произведениям литературы)».
11. Составьте словарь новых слов из обихода граждан СССР 1930-х гг.
|