§ 20. Внешние вызовы и изменения международной политики СССР
Давайте вспомним
Потенциальных противников СССР на Дальнем Востоке в 1920—1930-х гг.
Какие государства поддерживали Германию в ее военных приготовлениях
Попробуйте
Назвать государства, с которыми в довоенные годы у СССР были не урегулированы пограничные вопросы
Найти газетные статьи 1930-х гг. о наиболее важных, с вашей точки зрения, международных событиях
Мир в 1930-е гг.
В 1920-е гг. в мировой экономике складывается «восстановительный» эффект: переходившее на мирные рельсы хозяйство европейских стран предъявило значительный, «отложенный» за годы войны спрос на продукцию гражданского назначения. В то же время американские капиталы и репарации с побежденной Германии обеспечивали восстанавливавшуюся западноевропейскую промышленность необходимыми финансовыми ресурсами. Наличие ненасыщенного рынка и «свободных» денег способствовало в этот период бурному экономическому подъему.
Однако подъем оказался не таким долговечным, как думали многие современники. Когда восстановление Европы завершилось, рынок оказался перенасыщен. Разразился крупнейший за всю историю экономический кризис 1929—1933 гг. Объем промышленного производства в развитых капиталистических странах сократился в среднем на 38%, сельского хозяйства — на треть, мировой торговли — на две трети.
Руководители Коммунистического Интернационала проводили в те годы прямую аналогию между мировым кризисом и ситуацией, сложившейся в Европе к концу Первой мировой войны. Им казалось, что кризис вызовет новые пролетарские революции. А потому главным своим врагом компартии считали реформистов (социал-демократов), которые, как некогда российские меньшевики, в условиях острейшего кризиса отвлекали пролетариат от революции, до последнего защищали демократию, призывая рабочих не к свержению капитализма, а к поиску компромисса с буржуазией. Коминтерновцы не учли того, что к началу 1930-х гг. в мире окрепло мощное фашистское движение. Фашисты стремились сыграть на опережение по отношению к коммунистам: свергнуть демократические режимы, разгромить рабочее движение и установить откровенную диктатуру. Преградить дорогу фашизму можно было только в союзе с социал-демократией под лозунгом защиты демократических свобод. Но вместо того чтобы объединиться в борьбе против фашистов, коммунисты и социал-демократы продолжали бороться друг с другом. Во многом благодаря этому к власти в Германии в 1933 г. пришли национал- социалисты во главе с А. Гитлером. Когда же в 1934 г. был взят закрепленный вскоре на VII конгрессе Коминтерна в 1935 г. курс на создание широких антифашистских народных фронтов, было уже поздно: возникли два очага агрессии — фашистская Германия на Западе и милитаристская Япония на Востоке.
В 1930-е гг. в мире существовало семь великих держав: Великобритания, Франция, США, Германия, СССР, Италия и Япония, боровшихся за влияние на международной арене. Англия и Франция стремились любой ценой сохранить плоды своей победы в Первой мировой войне, а потому были не прочь направить усилия обделенной Версальским миром Германии на Восток. США, как и накануне Первой мировой войны, предпочитали не вмешиваться в европейские политические дела, ограничиваясь выгодными коммерческими сделками с любыми заинтересованными партнерами (американцы вкладывали капиталы в возрождавшуюся германскую промышленность, участвовали в советской индустриализации и, разумеется, сотрудничали с английскими и французскими предпринимательскими кругами).
Обделенные при дележе «добычи» после Первой мировой войны Италия и Япония были недовольны сложившейся системой, но до поры до времени ограничивались компенсацией в Эфиопии (ее захватила Италия) и Китае (часть его оккупировала Япония), не решаясь на открытую борьбу с Англией и Францией. Советский Союз, занятый болезненными внутренними преобразованиями (индустриализацией, коллективизацией), был заинтересован в поддержании международной стабильности. И наконец, Германия, потерпевшая поражение в Первой мировой войне и понесшая существенные территориальные, военно-экономические потери, после прихода нацистов к власти открыто заявляла о своих реваншистских целях и претензиях на мировое господство. Причем главным направлением немецкой экспансии А. Гитлер в соответствии с многовековой германской традицией объявлял СССР — «Drang nach Osten» («натиск на Восток»).
Присутствие на арене мировой политики 1930-х гг. нацеленных на передел мира режимов Германии, Италии и Японии
все больше делало планету похожей на пороховую бочку с подведенным к ней зажженным бикфордовым шнуром, длина которого неумолимо сокращалась.
25 октября 1936 г. был оформлен союз Германии и Италии, названный «Ось Берлин — Рим». В соглашении признавался захват Италией Эфиопии, устанавливалась общая линия поведения в отношении событий, связанных с мятежом генерала Ф. Франко в Испании, разграничивались сферы «экономического проникновения» на Балканах и в бассейне Дуная. 25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали «Антикоминтерновский пакт» о совместной борьбе с коммунистическим движением, штаб-квартира которого находилась в Москве. Позже к нему присоединились Италия и другие фашистские и авторитарные государства. 27 сентября 1940 г. «Антикоминтерновский пакт» был превращен в открытый военный союз («Берлинский пакт»).
В крайне напряженной международной атмосфере в конце 1920-х — 1930-е гг. внешняя политика СССР прошла три основных этапа: 1) 1928—1933 гг. — в Европе союзнические отношения с Германией, расширение контактов с другими государствами, на Востоке стремление оказывать свое влияние на события, происходившие в Китае; 2) 1933—1939 гг. — сближение с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией; 3) 1939 — июнь 1941 г. — вынужденное сближение с Германией и Японией.
Восточная политика СССР
На первом и втором этапах положение на западных границах Советского Союза являлось относительно стабильным. Однако на Дальнем Востоке тогда происходило изменение политической карты региона и даже временами вспыхивали боевые действия с участием СССР.
Летом 1929 г. начался вооруженный конфликт в Северной Маньчжурии (северо-восточный район Китая). Здесь находилась железная дорога (КВЖД), которая по соглашению 1924 г. на равных правах принадлежала Советскому Союзу и Китаю. К концу 1920-х гг. китайская администрация дороги в силу более высокой компетенции советского персонала и целенаправленной политики советского руководства была оттеснена от управления КВЖД. Пока Китай был фактически раздроблен на отдельные области, это не вызывало каких-либо осложнений. Но в 1928 г. почти вся страна была объединена под властью
партии Гоминьдан во главе с Чан Кайши, и положение резко изменилось. Попытка китайской администрации силой установить положение, соответствующее договору 1924 г., привела к вооруженному конфликту. В ходе его китайские войска были разгромлены частями Красной Армии. Вооруженный конфликт завершился в декабре 1929 г., но потребовалось еще два года мучительных переговоров, чтобы восстановить политические отношения между двумя странами.
Советский Союз и Китай сблизила японская агрессия в Маньчжурии (в сентябре 1931 г.) и в Шанхае (в марте 1932 г.).
Захват Японией к концу 1931 г. всей Маньчжурии и образование здесь марионеточного государства Маньчжоу-го привели к возникновению японского военного плацдарма на границах Советского Союза и союзной ему Монголии. В 1932 г. Китай и СССР восстановили дипломатические отношения и начали переговоры о заключении договора о ненападении. Однако до начала в 1937 г. полномасштабной Японо-китайской войны эти переговоры не имели успеха. Препятствием являлась поддержка СССР Коммунистической партии Китая, ведшей вооруженную борьбу против правительства Гоминьдана.
В 1937—1939 гг. японская армия захватила основные промышленные и сельскохозяйственные районы Китая. Под угрозой неминуемого поражения китайское руководство пошло на сближение с СССР. В августе 1937 г. Советский Союз и Китай заключили договор о ненападении. Одновременно СССР вынудил гоминьдановцев и китайских коммунистов примириться друг с другом, прекратить Гражданскую войну и провозгласить создание совместного антияпонского фронта. Советская сторона предприняла массированные военные поставки Китаю, что помогло последнему сдержать дальнейшее наступление японской армии. В боях на стороне китайской армии участвовали советские инструкторы и добровольцы-летчики. До 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после подписания советско-германского пакта о ненападении (23 августа 1939 г.) резко ее сократил, а после заключения советско-японского договора о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. прекратил практически полностью (хотя советская помощь КПК, ведущей борьбу с японскими войсками, продолжалась).
Советско-японский договор стал во многом результатом пробы сил между СССР и Японией. В июле — августе 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан и с 20 по 31 августа 1939 г. на монголо-маньчжурской границе в районе реки Халхин-Гол произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской Квантунской ар-
мии. Оба столкновения, в которых советскими войсками (на Халхин-Голе они сражались совместно с частями монгольской армии) командовали маршал В.К. Блюхер (Хасан) и генерал Г.К. Жуков (Халхин-Гол), закончились разгромом японских войск.
Первый этап внешней политики СССР в Европе
В Европе на рубеже 1920— 1930-х гг. Советский Союз использовал трудности, которые испытывали западные страны во время кризиса 1929— 1933 гг. В октябре 1929 г. он восстановил дипломатические отношения с Англией, разорванные в мае 1927 г. английской стороной. В 1929—1932 гг. СССР и Великобритания осуществляли активные дипломатические контакты и успешно развивали экономические связи. В 1929—1930 гг., например, Советский Союз приобрел около 70% экспортируемых Англией станков. В марте 1933 г. в связи с арестом в СССР ряда английских специалистов, обвиненных во вредительстве, Лондон ввел эмбарго на ввоз в Великобританию советских товаров. Арест английских специалистов был вызван стремлением Москвы оказать давление на английское правительство, проводившее активную антикоммунистическую политику в своих колониях и на международной арене. После освобождения англичан и возмещения им материального ущерба конфликт был улажен, и эмбарго отменили.
Также не без шероховатостей, но в целом успешно складывались в первой половине 1930-х гг. советско-французские отношения. В 1930—1931 гг. они временно обострились. Французское правительство утверждало, что Москва использует свои официальные представительства для руководства местными коммунистами и оказания им материальной поддержки. Парижские власти арестовали ценности советского торгового представительства, а правительство ввело ограничения на импорт советских товаров. В конце 1931 г. отношения начали улучшаться. Это было вызвано прежде всего ростом стремления Германии к пересмотру условий Версальского договора.
В ноябре 1932 г. между СССР и Францией был заключен договор о ненападении. В том же году аналогичные соглашения заключили с СССР Финляндия, Латвия и Эстония — государства, шедшие в фарватере внешнеполитического курса Франции.
В начале 1930-х гг. единственной великой державой, не признавшей СССР, оставались США. Несмотря на это, советско-американская торговля развивалась довольно успешно: в 1930 г. Советский Союз занял второе, а в 1931 г. — первое место в импорте машин и оборудования из США. Однако летом 1930 г., обвинив Москву во вмешательстве в свои внутренние дела, Вашингтон ввел дискриминационные меры против советского экспорта.
Наибольшей стабильностью отличались в этот период отношения СССР с Германией: с 1922 по 1932 г. во взаимоотношениях двух стран не произошло ни одного сколько-нибудь серьезного конфликта. Успешно развивалась торговля. Немецкий экспорт в СССР стимулировал восстановление германской тяжелой промышленности. В 1931 г. Берлин предоставил СССР долгосрочный кредит в 300 млн марок для финансирования импорта из Германии. Доля Германии в импорте Советского Союза выросла с 23,7% в 1930 г. до 46,5% в 1932 г. СССР занимал первое место в германском экспорте машин.
Второй этап внешней политики СССР в Европе
Приход к власти в Германии в 1933 г. нацистов, уничтоживших в стране коммунистическое движение и откровенно заявлявших о необходимости «натиска на Восток», вызвал смену ориентиров советской внешней политики. Пленум Исполкома Коминтерна в конце 1933 г. охарактеризовал фашистскую Германию как главного поджигателя войны в Европе. С этого времени Советский Союз стал проявлять большую открытость в отношении западных «демократий» и откровенную заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.
В ноябре 1933 г. были наконец установлены дипломатические отношения между СССР и США. Соединенные Штаты видели в СССР союзника по противодействию ширившейся агрессии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе — сфере их жизненных интересов. В сентябре 1934 г. Советский Союз принимают в Лигу Наций (международную организацию, близкую по характеру действий к послевоенной ООН), «простив» ему инкриминируемые «преступления», прежде всего неуплату долгов царского правительства.
После того как в марте 1935 г. Германия, нарушив статьи Версальского договора, ввела всеобщую воинскую повинность, Франция и СССР подписали договор о взаимопомощи в случае любой агрессии. Договор был ратифицирован французской стороной 28 февраля 1936 г. (правда, в отличие от франкорусского договора 1891 г., он не сопровождался военными
соглашениями). Подобный же договор обе страны заключили с Чехословакией.
В марте 1936 г. Гитлер, квалифицировав ратификацию советско-французского договора как антигерманскую акцию, открывавшую «ворота Европы большевизму», ввел свои войска в Рейнскую область (территории по берегам Рейна, где Германии по условиям Версальского договора запрещалось иметь вооруженные силы). Советский Союз сразу предложил мировому сообществу принять коллективные меры против нарушителя международных обязательств. Но большинство членов Лиги Наций, и прежде всего Великобритания, не поддержали советские предложения. Они надеялись, с одной стороны, путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах (так называемая политика «умиротворения»), а с другой — использовать эту страну в качестве противовеса СССР.
Франция и Великобритания ограничились лишь устным протестом. Новая политическая реальность, когда западные «демократии» и Лига Наций оказались бессильны противостоять грубому натиску, а Версальский договор де-факто терял силу, наглядно продемонстрировала советскому руководству всю хрупкость европейского равновесия и необходимость сохранения в интересах собственной безопасности полной свободы рук.
Следующим шагом в осознании этой жестокой реальности стали для советского руководства Гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании (1936—1939). В феврале 1936 г. к власти в Испании в результате выборов пришло правительство Народного фронта, в которое входили коммунисты. В июле 1936 г. в стране вспыхнул военно-фашистский мятеж против республиканского правительства, возглавленный генералом Ф. Франко.
Советский Союз, как и другие великие державы, в августе 1936 г. объявил о своем невмешательстве в испанские дела (на этой политике особенно настаивали Франция и Великобритания). Однако, столкнувшись с фактами активной поддержки франкистов фашистскими государствами, СССР попытался убедить западные «демократии», в первую очередь Францию, оказать помощь Испанской республике и заставить Германию, Италию и Португалию прекратить вмешательство во внутренние дела Испании. Но «демократии» фактически предали испанских республиканцев. Тогда Советский Союз в одностороннем порядке стал помогать Испанской республике вооружением, военными специалистами. Около 3 тыс. советских добровольцев
сражались в рядах интернациональных бригад, включавших свыше 50 тыс. противников фашизма из 64 стран мира.
Однако силы, участвовавшие в Гражданской войне в Испании, были неравными. Франко поддержала большая часть испанской регулярной армии (до 100 тыс. человек). Его открыто снабжали военной техникой, вооружением, боеприпасами, специалистами фашистские державы. А когда этой помощи оказалось недостаточно, в Испанию стали поступать регулярные войска из Германии (более 50 тыс.), из Италии (около 200 тыс.).
Последующие международные события не могли добавить И.В. Сталину оптимизма в отношении его «демократических» коллег. В марте 1938 г. гитлеровцы оккупировали Австрию. Советский Союз предложил немедленно созвать международную конференцию для принятия мер против агрессора. Советское правительство сообщило, что оно готово участвовать в коллективных действиях против распространения агрессии. «Завтра может быть уже поздно, — заявлял нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов представителям печати 17 марта 1938 г., — но сегодня время для этого еще не прошло, если все государства, в особенности великие державы, займут твердую недвусмысленную позицию в отношении проблемы коллективного спасения мира». Однако западные державы отнеслись к исчезновению Австрии равнодушно.
Кульминацией курса по «умиротворению» Германии и подталкиванию ее агрессии в направлении СССР стала встреча в Мюнхене в сентябре 1938 г. глав правительств Германии, Италии, Англии и Франции (Мюнхенский сговор). Лидеры «демократий» — в который раз! — удовлетворили территориальные притязания А. Гитлера: промышленно развитая Судетская область Чехословакии, населенная в основном немцами, была отдана Германии. А 15 марта 1939 г. немцы оккупировали уже всю Чехословакию. 21 марта Гитлер потребовал от Польши передать Германии вольный город Данциг (Гданьск). На следующий день германские войска вступили в литовскую область в районе Клайпеды (Мемеля). В конце марта 1939 г. после почти трехлетней героической борьбы пала Испанская республика. Прошло еще несколько дней, и войска В. Муссолини захватили Албанию.
В этой взрывоопасной обстановке под давлением общественности своих стран правящие круги Англии и Франции оказываются вынужденными пойти на сближение с СССР, стремясь использовать его в качестве противовеса Германии.
Мюнхенский сговор. Советская карикатура. 1938 г. Объясните смысл карикатуры? Кто изображен на ней?
Третий этап внешней политики СССР в Европе
В марте 1939 г. Англия и Франция предложили советскому правительству дать гарантии Польше и Румынии на случай германской агрессии. Это предложение было сделано вслед за сообщением британского премьер-министра Н. Чемберлена в парламенте об англо-французских гарантиях этим странам. Однако Англия и Франция не давали никаких гарантий прибалтийским странам (на чем настаивало советское руководство), как бы открывая германской армии широкий коридор к границам Советского Союза.
В апреле 1939 г. советское правительство предложило заключить тройственный пакт о взаимопомощи между Советским Союзом, Англией и Францией. После длительных консультаций в мае английское правительство дало согласие на этот пакт. Переговоры шли очень тяжело. Англичане отказывались давать гарантии прибалтийским государствам. «Младшие»
партнеры Англии и Франции — Румыния, Польша и страны Прибалтики — резко негативно высказывались о предложениях Советского Союза предоставить ему право вводить войска на их территории в случае немецкой агрессии, очевидно, опасаясь, что они потом не будут выведены оттуда. Но без этого права Красная Армия не могла вступить в непосредственное соприкосновение с немецкой армией.
Для ускорения переговоров и подписания договора советское правительство пригласило английского министра иностранных дел Э. Галифакса приехать в Москву. Но тот не нашел времени для такой поездки. В начале июля 1939 г. премьер-ми- нистр Н. Чемберлен говорил одному из своих министров: «Я все еще не потерял надежды, что мне удастся избежать подписания этого несчастного пакта».
Наконец, по предложению советского правительства 12 августа 1939 г. в Москве начались переговоры военных делегаций СССР, Англии и Франции. Здесь неожиданно выяснилось, что англичане не имеют полномочий для ведения таких переговоров и подписания соглашения. Пренебрежительное отношение к переговорам подчеркивалось и тем, что во главе английской и французской миссий были поставлены второстепенные военные деятели. Главой же советской делегации был нарком обороны маршал К.Е. Ворошилов.
Советская делегация представила детальный военный план совместных действий вооруженных сил СССР, Англии и Франции против агрессора. В соответствии с ним Красная Армия должна была выставить 136 дивизий. Английская делегация заявила, что в случае возникновения войны Англия первоначально пошлет на континент всего 6 дивизий. Англичане и французы ничего не делали для того, чтобы побудить польское и румынское руководство дать согласие на проход советских войск через их территорию. Наоборот, члены военных делегаций западных держав были предупреждены своими правительствами, что этот решающий для всего дела вопрос не должен обсуждаться в Москве.
Из документов, опубликованных после войны, стало известно, что в директиве английского правительства своей делегации предписывалось вести переговоры медленно, не принимать на себя каких-либо обязательств, «могущих связать нам руки при всех обстоятельствах». Советское правительство имело все основания опасаться нового Мюнхена, на этот раз прямо направленного против Советского Союза. Война в Европе могла начаться в любой день. А в это время в районе реки Халхин-Гол части Красной Армии сражалась с японскими войсками, и Советский Союз мог быть втянут в войну на два фронта.
Столкнувшись с тупиковой ситуацией на переговорах с «демократиями», советское руководство пошло на сближение с нацистами. В ходе предварительных секретных переговоров между Германией и СССР были достигнуты договоренности, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии И. Риббентропом и наркомом иностранных дел В.М. Молотовым пакта о ненападении. В дополнительном секретном протоколе к договору (за ним закрепилось название «пакт Молотова — Риббентропа») разграничивались сферы интересов Германии и СССР в Восточной Европе: большая часть Польши и Литва становились немецкой сферой интересов, а Эстония, Латвия, Восточная Польша (т. е. Западная Украина и Западная Белоруссия), Финляндия, Бессарабия (часть Румынии) — сферой интересов СССР.
То, что у советского правительства в тот момент не было другого выхода, кроме подписания пакта, признавали и многие западные политические деятели. Министр внутренних дел в правительстве Ф. Рузвельта (США) Г. Икее писал по поводу советско-германского договора: «Мне трудно порицать Россию. Как мне представляется, один Чемберлен виноват в этом». Завершив в сентябре 1939 г. бои с японцами, СССР получил передышку и возможность лучше подготовиться к будущему неизбежному столкновению с фашизмом.
Подведем итоги
В 1930-е гг. в связи с существенными изменениями политической ситуации в мире менялся и внешнеполитический курс СССР. В 1928—1933 гг. сохранение стабильной обстановки в Европе позволяло СССР поддерживать союзнические отношения с Германией, расширять международные контакты с другими
государствами. В то же время на дальневосточных рубежах бурные дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения, менявшие политическую карту региона. Приход к власти в Германии в 1933 г. фашистов, уничтоживших в стране коммунистическое движение и откровенно заявлявших о необходимости «натиска на Восток», вызвал смену ориентиров советской внешней политики. Главные ее усилия были направлены на создание системы коллективной безопасности в Европе. Однако, не найдя поддержки у западных «демократий», СССР был вынужден пойти на заключение договора о ненападении с фашистской Германией.
Проверяем себя
1. Каким образом экономическая ситуация в мире в конце 1920-х — начале 1930-х гг. повлияла на развитие международных отношений?
2. Охарактеризуйте стремления крупнейших мировых держав, приведшие к развязыванию Второй мировой войны.
3. Как менялась внешняя политика СССР в конце 1920-х — 1930-х гг.? С чем были связаны эти изменения?
4. Охарактеризуйте политику западных держав по «умиротворению» агрессора. Какие меры принимались в рамках этой политики? Каковы были последствия этой политики?
5. Согласны ли вы с выводом о том, что в 1930-е гг. Версальская система фактически прекратила существование? Почему западные страны не воспрепятствовали этому?
6. Почему предложенный СССР тройственный пакт о взаимопомощи между Советским Союзом, Англией и Францией так и не был подписан? Каковы могли бы быть последствия подписания этого пакта?
7. С какой целью СССР заключил пакт о ненападении с Германией? Какие условия были внесены сторонами в секретные протоколы к этому договору? Почему эти условия держались сторонами в секрете?
Думаем, обсуждаем
1. Сформулируйте проблемы мировой экономики рассматриваемого периода. Каковы причины появления этих проблем? Какие положительные и отрицательные последствия для экономики СССР они имели? Напишите резюме.
2. Оцените преимущества сталинской модели государственного управления для политической системы СССР того периода и ее возможную опасность для системы международных отношений. Составьте схему.
3. Найдите примеры, иллюстрирующие влияние СССР на коммунистические движения Франции и Великобритании. Что предпринимали в ответ правительства этих стран? Как реагировали в СССР на ответные шаги? Сделайте презентацию.
4. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более пяти страниц) «Мюнхенский договор 1938 г. и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР». Определите наиболее существенные статьи этого договора, исходя из темы.
5. На основании воспоминаний участников событий оцените успешность командарма Г. К. Жукова в командовании войсками в районе реки Халхин-Гол. Обоснуйте свою позицию. Подготовьте доклад на 10—15 минут.
6. Сравните договор о ненападении, подписанный СССР в 1932 г. с Францией, с договором о ненападении, подписанным СССР с Германией в 1939 г. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?
Раотаем с источниками, выполняем задания
1. Охарактеризуйте положение СССР на мировой арене накануне Второй мировой войны. Какие из внешнеполитических акций Советского Союза оказали наибольшее влияние на развитие международных событий?
2. Составьте тезисы ответа по теме «Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны». Отразите свою точку зрения на мотивы и значение заключения пакта о ненападении с Германией и секретного протокола к нему.
3. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1939 г. во внешней политике СССР произошли серьезные изменения, были пересмотрены многие принципы, лежавшие в ее основе в предшествующие годы.
Какие установки определяли внешнюю политику СССР в 1933—
1938 гг.? Какие действия, факты свидетельствовали о переменах во внешнеполитическом курсе СССР в 1939—1940 гг. и какие причины их вызвали?
4. Как вы оцениваете военно-техническую подготовку СССР к войне?
Из работы итальянского историка Дж. Боффы
Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, повысился в третьей пятилетке до 25,4%; по отдельным годам военные ассигнования росли следу
ющим образом: 25,6% в 1939 г., 32,6% в 1940 г. и 43,4% в 1941 г.
В сентябре 1939 г. была введена всеобщая воинская обязанность: численность советских вооруженных сил выросла с 1433 тыс. человек в
1937 г. до 4027 тыс. человек к 1 января 1941 г. и превысила 5 млн человек в июне этого года.
5. Закончите фразу экономиста С.А. Бартенева по смыслу в соответствии с известной исторической ситуацией.
Бесспорно, перед угрозой фашистской агрессии необходимо было стабилизировать кадры, укреплять дисциплину. Но для этого использовались главным образом и прежде всего...
6. Какие события способствавали появлению подобного заявления? Как вы оцениваете внешнеполитический курс СССР в 1939—1941 гг.?
Из выступления американского президента Ф.Д. Рузвельта в феврале 1940 г. на конгрессе американской молодежи
Более двадцати лет назад... я решительно симпатизировал русскому народу... надеялся, что Россия решит свои собственные проблемы и что ее правительство в конечном счете сделается миролюбивым правительством... которое не будет покушаться на целостность своих соседей. Сегодня же надежда или исчезла, или отложена до лучшего дня.
Выводы к главе 4
Воспользовавшись очередным кризисом нэпа, И.В. Сталин объявил о «великом переломе», о «наступлении социализма по всему фронту», об ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу.
Подобный поворот был обусловлен объективными факторами, прежде всего внешнеполитическими, таящими в себе угрозу новой мировой войны. Поэтому ускорение индустриализации в СССР носила объективно необходимый характер. Суть первых довоенных пятилеток состояла не столько в превращении аграрной России в мощную индустриально-аграрную державу, сколько в создании единого военно-промышленного комплекса, без которого была бы невозможна гарантия суверенитета страны накануне Второй мировой войны.
В отличие от царской России, СССР не располагал финансовыми источниками (иностранными инвестициями) для осуществления модернизационного рывка, поэтому были задействованы все внутренние резервы: ограничение уровня потребления материальных благ для большинства населения («бытовой аскетизм»), вывоз за границу продовольствия и природных ресурсов, культурных ценностей.
Но главным источником для проведения индустриализации стало перекачивание колоссальных средств из деревни. Поэтому процессы индустриализации и коллективизации необходимо рассматривать совместно.
Сплошная коллективизация стала лишь иным, альтернативным способом решения задачи получения средств для индустриализации, которую не смог решить нэп. Конечно, это было ломкой сельской жизни.
Крестьянство ответило на коллективизацию волнениями, в которых только в 1930 г. участвовало более 2,5 млн человек. Разразившийся в эти годы голод не был специально организован. Такой цели власть не имела, хотя своими действиями нередко усиливала трагедию. Масштабы этой катастрофы были колоссальны. Голод коснулся самых разных категорий многонационального населения страны в Поволжье, на Кубани, на Украине, в Северном Казахстане. Его жертвами стали миллионы человек.
Поставленные перед страной грандиозные задачи, потребовавшие централизации и напряжения всех сил, привели к формированию жесткого политического режима, не последнее место в котором занимал государственный террор. Его появление было связано как с объективными, так и с субъективными факторами.
После Большого террора 1937—1938 гг., направленного против «политических противников», репрессии приобрели иное качество и назначение. С приходом к руководству НКВД Л.П. Берия террор был поставлен на службу задачам индустриального развития: по разнарядкам НКВД обеспечивались плановые аресты инженеров и специалистов, необходимых для решения оборонных и иных задач на Дальнем Востоке, в Сибири. Террор превращался в прагматичный инструмент решения народно-хозяйственных задач.
Сталин физически устранил людей, способных создать реальную оппозицию его режиму. Но в то же время ему удалось привлечь основную массу народа к решению модернизационных задач. Он выдвинул перед людьми весьма привлекательную перспективу построения в короткий срок самого справедливого на Земле общества.
Советское общество, созданное к концу 1930-х гг., было в равной степени далеко и от классического капитализма того времени, и от теоретических моделей социализма. Это была особая некапиталистическая модель развития, основанная на индустриализме, государственном управлении экономикой, социальном государстве. Таким образом, это был особый вариант индустриального общества.
|