Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Введение

Введение

ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА И ПОСЛЕВОЕННЫЙ МИР
2 сентября 1945 г. подписанием пакта о капитуляции Японии закончилась Вторая мировая война. Агрессивная военная группировка, возглавляемая Германией, потерпела сокрушительное поражение. Решающая роль в этой победе принадлежала Советскому Союзу, вынесшему на своих плечах основную тяжесть войны.
Несмотря на идеологические и социальные различия между СССР и странами западной демократии, в ходе войны была сформирована единая антигитлеровская коалиция, целью которой была совместная борьба с фашизмом. К коалиции присоединилось более 30 государств со всех континентов. Если накануне войны СССР поддерживал дипломатические отношения с 26 государствами, то к концу ее число таких государств возросло вдвое. Советский Союз стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением этого статуса стало участие СССР в создании ООН и его место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности. «Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР», — заявлял в феврале 1946 г. нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов.
Однако уже к концу войны отношения между союзниками стали меняться. Возросший авторитет и мощь Советского Союза становились препятствием для внешнеполитических планов США. Могущество Соединенных Штатов колоссально возросло за годы войны. Валовой национальный продукт США увеличился за этот период на 70%, экономические и людские потери были минимальны. Более того, в годы войны США превратились в международного кредитора, от которого экономически зависели многие страны. Президент США Г. Трумэн в
1945    г. заявил, что победа во Второй мировой войне «поставила американский народ перед необходимостью править миром».
Уже через три дня после капитуляции Германии США прекратили поставки в Советский Союз военной техники и вернули американские суда, которые уже находились возле берегов СССР.
Становилось ясно, что СССР, понесший в годы войны наибольшие экономические и людские потери, не сможет рассчитывать на помощь союзников в восстановлении своей экономики. Возможность играть видную роль на международной арене в немалой степени зависит от экономического потенциала страны. Для Советского Союза, экономика которого была разорена, это было серьезной проблемой. Война унесла 27 млн человеческих жизней, страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.
Фактически роль великой державы СССР мог реализовывать в международной политике, опираясь лишь на завоеванный кровью международный авторитет, на свои сухопутные силы, которые стали сильнейшими в
Советский плакат 1947 г. мире, и    на фактор присутствия советских войск на территории освобожденных в ходе войны государств.
Экономические и людские потери западных стран были существенно меньше. Из всех союзных держав менее всего пострадали Соединенные Штаты — война велась почти исключительно за пределами их территории. Кроме тихоокеанских колоний, территория США не знала ни боев, ни вражеской оккупации, ни бомбежек. Американская экономика в годы войны развивалась успешно.
СССР рассчитывал на серьезную помощь США в восстановлении своей экономики. В 1943 г. министр финансов США предложил после окончания войны поставки американской техники и сельхозпродукции в кредит, сумму которого должна была определить специальная комиссия. В 1944 г. размер кредита на восстановление народного хозяйства СССР был определен американцами в 6 млрд долларов. Начались переговоры о деталях. На Ялтинской (Крымской) конференции руководителей СССР, США и Великобритании (4—11 февраля 1945 г.) была согласована общая сумма репараций со стороны Германии в пользу СССР — 20 млрд долларов, половину которой американское правительство пообещало предоставить из своей зоны оккупации Германии. Президент Ф. Рузвельт при этом исходил из интересов своей страны — экономическая помощь служила бы залогом сохранения союзнических отношений, а ослабление Великобритании и СССР из-за понесенных ими в войну жертв предоставляло бы Соединенным Штатам роль арбитра в спорах.
Приход после смерти Ф. Рузвельта к власти в США Г. Трумэна привел к смене политических ориентиров. В политике США возобладало стремление с позиции силы продиктовать Советскому Союзу условия послевоенного устройства мира.
В канун первой встречи нового президента США с наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым (23 апреля 1945 г.) на совещании администрации президента было принято решение о смене курса в отношении СССР на более жесткий.
В частности, США потребовали такой «демократизации» временного правительства Польши, при которой реальная власть перешла бы в руки враждебных СССР деятелей эмигрантского польского правительства в Лондоне. Это восстановило бы «санитарный кордон» против коммунизма, воздвигавшийся до войны, что представляло серьезную угрозу безопасности СССР. Сталин стремился создать широкий «пояс» дружественных государств между Советским Союзом и Западной Европой. Согласиться на установление в соседних странах недружественных правительств после того, как советский народ заплатил за освобождение этих государств жизнями бойцов и командиров нашей армии, не могло бы никакое правительство России — будь оно даже монархическим.
После окончания войны международная обстановка стала обостряться. Уже 22 мая 1945 г. на стол премьер-министра Великобритании У. Черчилля лег план «Немыслимое» — первая подробная разработка войны против СССР.
На Потсдамской (Берлинской) конференции руководителей СССР, США и Великобритании, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 г., наиболее острые вопросы еще удалось решить в духе союзнических отношений. Было достигнуто соглашение по вопросу об основных направлениях общей политики в отношении Германии. Предусматривалось полное разоружение Германии, роспуск ее вооруженных сил, уничтожение монополий и ликвидация всей военной промышленности, роспуск нацистской партии, подконтрольных ей организаций и учреждений, предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды в стране. Была согласована система четырехсторонней оккупации Германии. На время оккупации верховную власть в Германии должны были осуществлять командующие войсками СССР, США, Великобритании и Франции, каждый в своей зоне оккупации; по вопросам, затрагивавшим Германию в целом, они должны были действовать совместно. Новая польско-
германская граница была проведена по линии рек Одер — Западная Нейсе. Установление границы было подкреплено решением о переселении в Германию немецкого населения, оставшегося в Польше, Чехословакии и Венгрии. Конференция подтвердила передачу Советскому Союзу Кёнигсберга (с 1946 г. Калининград) и прилегающего к нему района. Участники конференции подписали специальное соглашение о репарациях, подтверждавшее право на компенсацию ущерба от войны народам, пострадавшим от германской агрессии. Однако так и не была определена общая сумма германских репараций. СССР репарации должен был получать из своей зоны оккупации. В соглашении оговаривалось: Советский Союз вправе получить из западных зон (на различных условиях) в общей сложности 25% того промышленного оборудования, которое не является необходимым для мирной экономики, но это были проценты от неизвестной суммы. Для подготовки мирных договоров с бывшими участниками фашистского блока был создан международный орган — Совет министров иностранных дел, в который вошли главы внешнеполитических ведомств СССР, Китая, США, Великобритании и Франции. Ключевым фактором, обеспечившим успех конференции, была заинтересованность западных союзников во вступлении СССР в войну против Японии.
После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. американские штабы стали рассматривать СССР как своего вероятного противника.
К 3 ноября того же года Объединенным разведывательным штабом при Объединенном комитете начальников штабов США был подготовлен список целей для атомной бомбардировки Советского Союза. Бывшие союзники готовы были применить атомное оружие против тех, кто сберег миллионы жизней их сограждан, уже в год победы.
5 марта 1946 г. Черчилль, к тому времени уже не являвшийся премьер-министром, в присутствии президента США Трумэна выступил с речью в Вестминстерском колледже американского города Фултона. В этой речи, которая считается объявлением «холодной войны», Черчилль обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире.
Из фултонской речи У. Черчилля: «Сегодня на сцену послевоенной жизни, еще совсем недавно сиявшую в ярком свете союзнической победы, легла черная тень. Никто не может сказать, чего можно ожидать в ближайшем будущем от Советской России и руководимого ею международного коммунистического сообщества и каковы пределы, если они вообще существуют, их экспансионистских устремлений и настойчивых стараний обратить весь мир в свою веру... Протянувшись через весь континент от Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом море, на Европу опустился «железный занавес». Столицы государств Центральной и Восточной Европы — государств, чья история насчитывает многие и многие века — оказались по другую сторону занавеса. Варшава и Берлин, Прага и Вена, Будапешт и Белград, Бухарест и София — все эти славные столичные города со всеми своими жителями и со всем населением окружающих их городов и районов попали, как я бы это назвал, в сферу советского влияния...»
Эти публичные высказывания советское руководство рассматривало как заявление о готовящейся войне против Советского Союза. Уже через 9 дней после выступления Черчилля СССР заявил о своей позиции.
Из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 г.): «Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей... По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, — в противном случае неизбежна война.
Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка господина Черчилля несовместима с существующим союзным договором между Англией и СССР».
В марте 1947 г., выступая в конгрессе США, Трумэн провозгласил программу мер по «спасению Европы от советской экспансии», получившую название «доктрина Трумэна». Эти меры должны были включать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы. Предполагалось также создание военно-политического союза западных стран под эгидой США (им стал созданный в 1949 г. блок НАТО), размещение вдоль границ СССР сети американских военных баз, поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина «сдерживания коммунизма»), но и заставить Советский Союз вернуться к своим прежним границам (доктрина «отбрасывания коммунизма»).
Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух сверхдержав — СССР и США. Началось формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада.
5    июня 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл, выступая в Гарвардском университете, произнес речь, в которой изложил программу помощи послевоенной Европе, позже получившую название «план Маршалла». Согласно этому плану, страны, пострадавшие от войны, получали от США миллиардные кредиты, которые должны были быть вложены в восстановление экономики. Расходоваться эти кредиты должны были под контролем американских экспертов, поскольку, как заявил Маршалл, простое кредитование, осуществленное ранее, ничего не дало возрождению экономики. Европа уже получила 12 млрд долларов, израсходовав их на приобретение товаров первой необходимости.
Советский Союз не мог допустить США к своим экономическим рычагам, поэтому он отказался от участия в «плане Маршалла». Позже под давлением СССР такое же решение вынуждены были принять Польша и Чехословакия. Советская пропаганда охарактеризовала «план Маршалла» как план экономической диверсии империализма и вмешательство во внутренние дела СССР.
В сентябре 1947 г. секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов, выступая на совещании компартий, выдвинул тезис о наличии в мире двух непримиримых лагерей: возглавляемого США империалистического, стремящегося к мировому господству и уничтожению демократии, и антиимпериалистического, ставящего себе целью уничтожение империализма. Главной силой второго лагеря Жданов назвал СССР. Таким образом открыто провозглашалось противоборство двух сил в международной политике.
Между вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции началась бескровная, «холодная война». И СССР, и США внесли свой вклад в ее развязывание и несут свою долю ответственности. Однако инициатива «холодной войны» принадлежала США. Администрация Трумэна, взяв на вооружение доктрину наступательного «сдерживания», положила в основу своей политики надежду на атомную монополию. В американских планах войны против СССР ставка делалась на действия океанских флотов и стратегической авиации. Если сухопутная армия СССР превосходила американскую, то в этих родах войск бесспорно господствовали США. В Вашингтоне небезосновательно полагали, что территория СССР открыта для морских и воздушных ударов. При этом американцы считали, что рисковать в случае войны будут европейцы, но не сами США.
Администрация Г. Трумэна опасалась не нападения ослабленного войной Советского Союза на Западную Европу, а того, что ее пострадавшее население само сделает выбор в пользу коммунистической идеологии и окажется под влиянием СССР. Победа СССР в войне с нацистской Германией активизировала коммунистическое движение по всему миру. Число коммунистов с 1939 по 1946 г. увеличилось втрое. Советский Союз, освободитель народов Европы, находился на пике популярности. Многие люди, не разделявшие коммунистических идей, симпатизировали СССР и советскому народу. Правящие круги западных стран после войны развернули активную борьбу против роста левых настроений. Запрещались компартии, преследованиям подвергались профсоюзы, левая интеллигенция. Любая критика основ существовавшего на Западе уклада рассматривалась как «подрывная деятельность» в пользу СССР. К концу 40-х гг. борьба с «подрывной деятельностью» и в США, и в Западной Европе превратилась в борьбу против всякого инакомыслия.