Первым русским царем новой династии стал Михаил Федорович Романов (1613—1645). К началу правления ему едва исполнилось 16 лет. В таком возрасте он не мог быть самостоятельным политиком. Большое влияние на решения Михаила оказывала в отсутствие отца (Филарет был в это время в польском плену) мать молодого царя Марфа, ставшая после провозглашения сына царем «великой государыней». Вступая на престол, Михаил обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь выполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, провозглашенный в 1619 году патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет был фактическим правителем России. При волевых и властолюбивых родителях Михаил был человеком мягким и добрым. Он любил цветы, тратил большие деньги на закупку в Европе редких растений. Царь был физически слабым человеком и часто болел.
После смерти Михаила новым царем стал его сын Алексей Михайлович (1645—1676), вступивший на престол в том же возрасте, что и его отец, - Царь АлексеЙ в 16 лет. К царствованию Алексея готовили заранее: в пять лет стали учить читать, а в семь лет — писать. В зрелые годы он не только сам писал многие документы, но и сочинял небольшие литературные произведения. Его обучением ведал боярин Борис Иванович Морозов, который со временем приобрел большое влияние на Алексея (и даже первые три года фактически управлял страной при молодом царе). Алексей Михайлович был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих и обездоленных. Многие современники отмечали его необычную для российских правителей доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. В народе царя прозвали Тишайшим. Все это не мешало ему, однако, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, жесткость.
От первого брака (с Марией Ильиничной Милославской) у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья Федор и Иван, а также дочь Софья. После смерти первой жены царь женился второй раз на Наталии Кирилловне Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Петр (будущий Петр Великий). Именно между детьми от первого и второго брака разгорелась борьба за власть после смерти Алексея Михайловича и кратковременного правления его старшего сына Федора (1676—1682).
Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти. При этом уменьшилась роль сословно-представительных органов власти.
Земские соборы
Клятва Михаила Федоровича о правлении в согласии с Земским собором и Боярской думой не была случайной: в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти молодой царь был вынужден искать опору у всех слоев населения страны. Такой опорой должен был стать в первую очередь Земский собор. На протяжении всего царствования Михаила Федоровича главной чертой соборов стал значительный рост представительства на них низших сословий. Избранные на собор депутаты получали от своих избирателей «наказы», которые они должны были отстаивать перед царем. В отличие от правления Ивана Грозного и Бориса Годунова теперь в Земских соборах главную роль играли представители дворян и посадского населения. При Михаиле Земские соборы собирались довольно часто. А в период до возвращения из плена Филарета Земский собор практически не прекращал работу. По мере укрепления царской власти Земские соборы собирались все реже.
После смерти Филарета некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Однако эти планы шли вразрез с интересами самодержавной власти. Соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде. А с усилением крепостничества представительство низших слоев населения в Земских соборах стало незначительным.
Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.
Боярская дума
Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Поначалу состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем — так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение. Если прежде в состав Боярской думы входило два десятка бояр, то к концу правления Алексея Михайловича их численность выросла до 100 человек. Причем в состав Думы входила теперь не только родовая знать, но и представители незнатных родов.
Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы — войны и мира, утверждения законов, введения новых налогов и т. д. Руководил ее работой либо сам царь, либо назначенный им боярин.
Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из наиболее доверенных лиц, — «ближнюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой
«большую». В полном составе Боярская дума стала собираться все реже и реже. «Ближняя» же Дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.
Приказы
Увеличение территории страны, усложнение экономической жизни привели к значительному росту числа приказов. В разное время в стране существовало около 100 приказов.
Вопросами внешней политики ведал Посольский приказ. Он же ведал вопросами освобождения военнопленных за выкуп. Дворцовым хозяйством и имуществом царя ведал Приказ Большого дворца. Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. Конюшенный распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. Разрядный приказ занимался распределением дворян и бояр на царскую службу (от него зависело, на какую службу попадет феодал — при дворе, в армии или в органах управления). Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин ведал Поместный приказ. Ямской отвечал за быструю и надежную почтовую связь. С ростом масштабов каменного строительства в столице и крупных городах возник Приказ каменных дел.
Едва ли не центральное место занимал Челобитенный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных
и потому стоявший как бы над всеми другими. При Алексее Михайловиче был создан также Приказ тайных дел, который контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи. В него не входили даже думные бояре. Все это вело к превращению власти царя в абсолютную, не ограниченную другими органами управления.
Однако численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением.
Порой приказы ведали решением одних и тех же или близких по характеру задач. Так, судебные вопросы решали Разбойный, Земский и другие приказы. Военными делами ведали Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский, Казачий приказы. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.
Местное управление
В XVII веке главными административными единицами оставались уезды. Их численность к концу века превышала 250. Уезды, в свою очередь, делились на более мелкие звенья — станы и волости.
С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод, возглавлявших не только местные военные отряды, но и наделенных главной административной и судебной властью. Они отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением. В течение столетия практика назначения воевод во главе местного управления стала повсеместной. Введение воеводской власти на местах означало значительное ограничение полномочий органов местного самоуправления (земских и губных изб), введенных в ходе реформ Избранной рады в середине XVI века.
Со второй половины XVII века царь начинает формировать новые, более крупные военно-административные единицы — разряды, объединявшие группы городов-крепостей в пограничных районах страны для обороны от возможных нападений. Введение этой единицы означало появление промежуточного звена между центральной и уездной властью.
Законы. Соборное уложение 1649 года
Преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту числа принятых законов. Как и прежде, их проекты готовились по поручению приближенных к царю лиц и обретали силу после согласия Боярской думы и царя. В тех случаях, когда законопроект был особенно важен, его утверждал Земский собор.
Появление новых законов в первой половине века, а также применение законов более раннего времени потребовали их упорядочения, сведения в единый документ — свод законов. Составление такого свода было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Одоевским. При составлении Соборного уложения, принятого Земским собором в 1649 году, использовались не только предыдущие законы, но и зарубежные. В разработке свода законов участвовал и молодой царь Алексей.
Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Впервые в закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.
Уложение впервые утвердило полное право феодала на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.
Таким образом, в течение XVII века усиливалась самодержавная власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества; значительно выросли права и привилегии дворянства — социальной опоры царского самодержавия.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Чем можно объяснить укрепление самодержавной власти при первых Романовых?
2. С чем связано неуклонное падение роли Земских соборов и Боярской думы в XVII веке?
3. Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы?
4. Почему стало необходимым принятие Соборного уложения 1649 года? Охарактеризуйте его.
ДОКУМЕНТ
ИНОСТРАНЕЦ А. ОЛЕАРИЙ О РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тираническим.
С малых лет [вельможи] внушают... детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко. Они говорят, что все, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько Богу и великому князю. Никто из них, под страхом телесного наказания, не смеет самовольно выехать из страны. Ни один купец не имеет права без соизволения царя перейти границу страны и вести за границею торговлю. Жалованье он [царь] всегда уплачивает очень правильно, а иным выдает его за несколько месяцев вперед; поэтому-то народ отовсюду так часто является к нему на службу. У него имеется также многочисленный придворный штат.
У великокняжеских слуг и придворных замечается то же явление, что и при дворах большинства государей. Некоторые, имеющие более близкий и частый доступ к
государю, гораздо своекорыстнее, грубее и скупее других. Поэтому, чтобы привлечь их на свою сторону, нужно относиться к ним почтительно и делать им подарки, зачастую не ради того, чтобы они что-либо хорошее сделали, но чтобы они не сделали чего-нибудь худого. С помощью подарков, которые они зовут «посулами», можно всего добиться.
Государственные советники и бояре не только привлекаются ко двору для государственных дел, но служат и в канцеляриях для гражданских дел и судопроизводства, которые русские называют «приказами».
Во всех приказах находится очень много писцов, пишущих красивым почерком и довольно хорошо обученных счетному искусству. Для счета употребляют они косточки от слив, которые каждый имеет при себе в небольшом кошельке.
Брать подарки, правда, воспрещено всем под угрозою наказания кнутом, но втайне это все-таки происходит; особенно писцы охотно берут «посулы», благодаря которым часто можно узнавать и о самых секретных делах, находящихся в их руках».
Вопросы к документу
1. Какие черты российской политической системы управления отражены в документе?
2. В чем, на ваш взгляд, состояли преимущества государевой службы перед другими видами занятий населения?
Запомните новые слова
ВОЛОСТЬ — административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между станом и уездом.
КРЕПОСТНИЧЕСТВО — наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.
САМОДЕРЖАВИЕ — монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.
СТАН — административно-территориальная единица. Два-три стана составляли уезд.
Земский собор, Соборное уложение, укрепление власти царя, Боярская дума, династия Романовых, Первые Романовы, усиление самодержавной власти