После 8-летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, чего удалось добиться Филарету, — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иосафе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Реформа патриарха Никона
В середине XVII века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие одновременно молились, используя
порой разные молитвы), крещения двумя пальцами и др. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
Одни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
После смерти патриарха Иосифа новым главой Русской православной церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон — митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
Патриарх Никон (Никита Минов) (1605—1681) родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетием возрасте — монахом Соловецкого монастыря. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, он познакомился с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, на которого произвел сильное впечатление своими познаниями и силой характера. Никон был не только умным, но и властным человеком. Отличала его и жестокость. В 1650 году, будучи новгородским митрополитом, он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними. Став в 1651 году патриархом, Никон старался подражать своему предшественнику — Филарету, активно вмешивавшемуся в светские дела. Но именно это привело к разрыву между патриархом и царем Алексеем в 1658 году. Лишенный в 1666 году сана патриарха, Никон остаток жизни провел в ссылке в Ферапонтовом монастыре на севере. Лишь в 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил больному и старому Никону вернуться в построенный им Новый Иерусалим, до которого ему не суждено было доехать — он умер в Ярославле по дороге из ссылки.
В 1653—1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.
Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.
Усиление разногласий между церковной и светской властью. Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога.
Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
Церковный Собор 1666—1667 годов
Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
Собор 1666—1667 годов углубил
раскол в Русской православной церкви.
Протопоп Аввакум
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 — 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в москов-
ском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и другие знакомые и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666—1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 —1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какую роль сыграла Русская православная церковь в преодолении последствий Смуты?
2. В чем вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви?
3. Чем была вызвана необходимость церковной реформы?
4. В чем вы видите причины разногласий между церковной и светской властью?
ДОКУМЕНТ
ИНОСТРАНЕЦ Ж. МАРЖЕРЕТ О РЕЛИГИИ И ВЕРЕ В РОССИИ
Патриарх, после великого князя, имеет наибольшую честь и власть в стране. Он судья над духовными в делах, которые не подлежат одному лишь светскому праву, ему принадлежит надзор над религиозными делами, добрыми нравами и христианским образом жизни; что ему при этом представится правильным, он, по усмотрению своему, устраивает, учреждает и упраздняет, предоставляя великому князю исполнение. В его предприятиях ни великий князь, ни вообще кто бы то ни было не имеет права советовать, ни, того менее, противоречить ему. Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий, как-то: с лютеранами, кальвинистами, армянами, татарами, персиянами и турками. Что же касается римско-католиков, или папистов, то они до сих пор встречали у них мало расположения; напротив, они вместе с их религиею были как бы мерзостью в их глазах. Эта древняя и как бы прирожденная ненависть и недружелюбие русских к папистам, или латинской церкви, впитана их предками от греков и их религии. Так как греки видели примеры соблазна и тирании в поведении представителей латинской церкви, то они восчувствовали к ним омерзение и гнев, передавшиеся и их потомству.
Вопросы к документу
1. В чем конкретно выражалась власть патриарха в России XVII века?
2. Как относились русские к представителям других религий?
Запомните новое слово
ПРОТОПОП — обиходное название старшего православного священника (протоиерея).
Реформа патриарха Никона, причины разногласий между церковной и светской властью, причины церковной реформы, раскол в Русской православной церкви, Церковь после Смуты, Патриарх Филарет, Старообрядчество