Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Поурочное планирование История России Конец XVI-XV arrow Урок 32. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА

Урок 32. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА

Урок 32. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА

Цели:
1. Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины II и усилением крепостной зависимости крестьян.
2. Проследить взаимосвязь между усилением крепостного гнета и активизацией народного движения.
3. Охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны.
4. Продолжить развитие умения сравнивать, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой, с историческими документами.
Основные понятия: крестьянская война, самоуправление, самозванец.
Оборудование: карта «Россия в 1760-1780 гг.», карта «Россия во второй половине XVIII в.», учебник с. 185, портреты Емельяна Пугачева разных художников.

Основные даты и события

1773-1775 гг. - восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
1773 г. - провозглашение Е. Пугачева себя императором Петром III.

Ход урока
Организационный момент.

I. Проверка домашнего задания.
1. Тестовые задания.
1. Что означает политика «просвещенного абсолютизма», проводимая при Екатерине II?
а) политика, направленная на просвещение народа;
б) политика приобщения знати к европейскому просвещению;
в) политика, проводимая Екатериной II для укрепления власти дворян, основанная на видимости защиты интересов народа;
г) политика Екатерины II, направленная на просвещение народа и стремление к общему благу;
д) политика, направленная на развитие буржуазных отношений в России.
2. В «Наказе» для Уложенной комиссии Екатерины II основой являлись идеи:
а) Ш. Л. Монтескье;
б) Вольтер;
в) Д. Дидро;
г) Ж. Руссо.
3. Целью созыва Уложенной комиссии являлось:
а) создание нового свода законов;
б) начало школьной реформы;
в) проведение реформы церкви;
г) проведение губернской реформы.
4. По указу Екатерины II в 1785 г.:
а) подтверждалась обязательная служба дворян;
б) сокращалось помещичье землевладение;
в) освобождались дворяне от обязательной службы;
г) закреплялось право монарха лишать дворян привилегий.
5. Продолжите логический ряд:
Градское общество избирает: общую градскую думу, городовой магистрат, (городского голову).
(Городовой магистрат)
6. Закончите схему:
7. Соотнесите даты и события:
1) 1765 г.;
2) 1775 г.;
3) 1785 г.;
4) 1764 г.;
5) 1767 г.
а) секуляризация церковных земель;
6) учреждение Вольного экономического общества;
в) Жалованная грамота городам;
г) создание Уложенной комиссии;
д) Жалованная грамота дворянству;
е) губернская реформа.
1-6; 2-е; 3-в, д; 4-а; 5-г;
8. В царствование Екатерины II:
а) расширялось помещичье землевладение;
б) сокращалось помещичье землевладение;
в) ликвидировались права дворянского самоуправления;
г) закреплялось право монарха лишать дворян привилегий.
9. О ком из отечественных просветителей Екатерина II сказала: «Он бунтовщик похуже Пугачева»?
а) Н. И. Новиков;
б) Д. Л. Фонвизин;
в) А. Н. Радищев;
г) Н. Л. Панин.
2. Письменная работа.
I вариант
1. Дайте определение следующим понятиям: конституция, секуляризация, уезд.
2. Какое событие произошло в данное время?
а) 1762 г.;
б) 1785 г.;
в) 1775 г.
3. Какое влияние оказала французская революция на внутреннюю политику в России?
1. Дайте определение следующим понятиям: просвещенный абсолютизм, губерния, секуляризация.
2. Какое событие произошло в данное время?
а) 1765 г.;
б) 1767 г.;
в) 1785 г.
3. Почему царствование Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства?
II. Изучение нового материала.
 
ПЛАН
1. Причины крестьянской войны.
2. Емельян Пугачев.
3. Этапы крестьянской войны.
4. Особенности и значение крестьянской войны.

1. Причины крестьянской войны

Целесообразно задать учащимся вопрос:
- Как вы думаете, какая связь прослеживается между увеличением привилегий дворян и катастрофическим положением крестьянства?
- Сравните положение российских крестьян с положением крестьян во Франции или Германии. (В Западной Европе крестьяне были лично свободными.)
Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к пониманию причин крестьянской войны, то есть знакомит с социальной ситуацией в стране.
1) Усиление крепостной зависимости, рост повинностей и налогов вызывали сопротивление крестьян. Одной из форм крестьянского сопротивления было бегство. Например, с 1727 по 1742 гг. бежали от произвола помещиков более 400 тыс. крестьян. Крестьяне бежали в основном на окраины Российской империи: на Урал, в Сибирь, на север, в казачьи области, в степные районы, на Украину и даже за границу.
В 1730-1750 гг. стали организовываться разбойные шайки из беглых крестьян. Именно они грабили торговые караваны на дорогах, нападали на усадьбы помещиков.
2) 1730-1750 гг. - происходят открытые вооруженные крестьянские выступления. Примерно 37 восстаний против помещиков в 32 уездах. Стали восставать и монастырские крестьяне - 57 восстаний.
В 1760 г. крестьянские волнения активизируются, и только в Московской губернии погибло 27 помещиков.
Активность приобрели восстания крестьян и работных людей на заводах Урала и Карелии.
3) В 1771 г. в Москву с фронта русско-турецкого войны пришла чума. Ежедневно умирало до тысячи человек. Многие богатые люди бежали из Москвы, закрывались фабрики, лавки. Огромные толпы людей, оставшихся без средств к существованию, с большим риском быть зараженными чумой, но в надежде на спасение стали собираться у Варварских ворот у иконы Божьей Матери. Но по приказу московского архиепископа Амвросия икона была убрана. Народная толпа учинила страшный погром в Кремле. Амвросий был убит. Эти события вошли в историю, как «Чумный бунт». Через три дня мятеж был подавлен. Для подавления бунта и принятия прочих мер против распространения чумы в Москву был прислан Г. Орлов с гвардейскими полками. Было убито более 100 тыс. человек. К концу 1771 г. эпидемия чумы закончилась.
4) Учитель также обращает внимание на факт, что происходившие в 1730-1760 гг. народные выступления были разрозненными, стихийными, без определенных четких целей, а вызывались только местными причинами. Следовательно, они были быстро и легко подавлены правительственными войсками. Но и эти крестьянские волнения свидетельствовали о нарастании в России мощного народного движения.
5) В это время вновь появляются в разных концах Российской империи самозванцы, которые объявляли себя сыновьями царя Ивана, царевичами Алексеями; Петром II, Петром III.
Очень много (шесть претендентов) до 1773 г. объявляли себя Петром III.
Вопросы классу:
- Почему в народе оказался популярным именно Петр III?
Что могут ответить учащиеся? (См. таблицу урока 28.) Примерно:
а) облегчил положение старообрядцев;
б) пытался перевести монастырских крестьян в государственные;
в) так как был свергнут дворянами.
В народе еще ходили легенды о том, что Петр III был свергнут дворянами, так как заботился о простом народе.
6) Новым явлением становятся волнения работных людей и приписных крестьян.
Один из примеров:
Московский суконный двор. В 1737 г. в течение двух месяцев продолжалась забастовка по причине снижения заработной платы. Была подана челобитная Анне Иоанновне с требованием восстановить прежнюю зарплату. Сенат удовлетворил требования работных людей.
Эти выступления также предшествовали мощному социальному потрясению в России.
7) Затем учитель формулирует главные причины крестьянской войны в России в 1773-1775 гг.:
• усиление крепостничества;
• ужесточение эксплуатации крепостных крестьян.
Это проявилось в:
а) 1765 г., 1767 г. - указы о ссылке крестьян в Сибирь за жалобы на помещиков;
б) щедрые раздачи помещикам земель с крестьянами;
в) продажа крестьян без земли;
г) увеличение налогов;
д) увеличение барщины до 5-6 дней в неделю, введение «месячины»;
е) увеличение денежного оброка до 10 рублей с мужской души;
ж) жестокие наказания крестьян помещиками;
з) тяжкое положение работных людей;
и) усиление насилия по отношению к народам Поволжья и Приуралья;
к) наступление государства на бывшие вольности казачества.
2. Емельян Пугачев.
Предлагается заслушать подготовленные сообщения (см. домашнее задание § 30-31) «Из биографии Емельяна Пугачева». Или о Емельяне Ивановиче Пугачеве может рассказать и сам учитель, основываясь на разнообразной исторической литературе.

3. Этапы крестьянской войны
В процессе изучения этого вопроса учащиеся выполняют задание в контурной карте № 4, 5, 6, с. 12.
В крестьянской войне прослеживаются три этапа:
I- сентябрь 1773 г.-март 1774 г.
II- март 1774 г.-июль 1774 г.
III- июль 1774 г-1775 г.
В 1773 г. в Яицком (Уральском) казачьем войске Емельян Пугачев провозгласил себя «государем Петром III Федоровичем».
Е. И. Пугачев, донской казак, поднял крестьянство, прибегнув к старому способу: объявил себя справедливым царем Петром III и призвал свергнуть с престола дворянскую императрицу Екатерину II, которая обманом заняла его (что было правдою).
Но почему поддержку Е. И. Пугачев нашел на Яике? Дон уже утратил свою самостоятельность. Возможно, потому что казаков - людей, умеющих обращаться с ружьем и привыкших к вольности, можно было поднять на антиправительственное выступление. В свою очередь, яицкие казаки поддержали Е. Пугачева - «Петра III Федоровича».
Учитель знакомит учащихся с первым манифестом Е. И. Пугачева Яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежным жалованием и хлебным провиантом, 1773 г. 17 сентября. (См. Хрестоматия по истории России. Автор-составитель Орлов А. С. и другие. М., 2003. С. 207.)
Учащиеся понимают, что в этом манифесте Е. Пугачев обещал казакам восстановить все казачьи вольности и дать землю, реки, денежные жалованья, порох, свинец и т. п.
Но самое важное для казаков то, что Е. Пугачев обещал создать «Казацкое царство», в котором казаки станут первым сословием. Это и нашло главный отклик среди яицких казаков.
Царское правительство в 60-е годы XVIII в. ввело монополию государства на ловлю рыбы, продажу вина и добычу соли на Яике (эти жизненно важные для казачества промыслы брали на откуп казацкие старшины и допускали злоупотребления). Злоупотребления коснулись и таможенных пошлин. Казаки жаловались в Петербург, присланные оттуда комиссии занимали позиции богатых казаков. И вот в 1772 г. казаки пришли на Яик просить царского генерала сместить угнетавшего их атамана и восстановить прежние привилегии, но шествие казаков было расстреляно, войсковой круг уничтожен, 85 активных повстанцев были наказаны и сосланы в Сибирь, остальные обязывались платить огромный штраф. Казаки успокоились, но не смирились с ситуацией.
Далее организуется работа в группах. Класс делится на четыре творческие группы (по 4 человека). Группы получают задания и в течение определенного времени его выполняют, а затем представляют. Работа в группе требует личной ответственности и заинтересованности каждого учащегося.
1-я    группа: Охарактеризовать первый этап крестьянской войны.
О чем могут рассказать учащиеся:
• начало восстания и захват крепостей на степных границах;
• недооценка царским правительством опасности крестьянской войны;
• осада Оренбурга, действия сподвижников Е. Пугачева;
• присоединение к восстанию башкиров, калмыков;
• действия правительственных войск под командованием генерала В. А. Кара, A. Л. Бибикова.
2-я    группа: Охарактеризовать второй этап крестьянской войны.
О чем могут рассказать учащиеся:
• движение Е. Пугачева на Урале;
• основная социальная опора - башкиры, горнозаводские рабочие;
• захват ряда крепостей, но поражение от действий войск генерала де Колонго.
• поход на запад, к Казани. Осада Казани;
• указы Е. Пугачева (манифест);
• действие правительственных войск под командованием И. М. Михельсона.
3-я    группа: Охарактеризовать третий этап крестьянской войны.
О чем могут рассказать учащиеся:
• Е. Пугачев повернул на юг с целью поднять на восстание Дон;
• поддержка действий Е. Пугачева огромной массой крепостных;
• в Москве паника. С фронта военных действий в русско- турецкой войне вызван А. Суворов;
• изменение социального состава восставших;
• действия правительственных войск под руководством П. И. Панина;
• арест Е. Пугачева яицкими казаками.
4-я группа: Охарактеризовать причины поражения восставших в крестьянской войне (или почему Емельян Пугачев потерпел поражение?).
Группы выполняют задание, используя учебник, § 25, с. ISO- 182; сообщения (см. домашнее задание § 30-31) «Е. Пугачев в Оренбурге», «Е. Пугачев на Урале», «Е. Пугачев в Поволжье» и атласы, а также можно использовать разнообразную дополнительную литературу.
Группы 1-3 получают задание при подготовке к ответу - заполнить соответствующую таблицу:
Этапы крестьянской войны 1773-1775 гг.
Вопросы сравнения  I этап
II этап
III этап
Даты и сроки      
Сподвижники Е. И. Пугачева      
Социальный состав восставших      
Национальный состав восставших      
Количество участников восстания      
Район, территория действия восставших
     
Программа, требования (манифест Е. Пугачева)
     
Степень организованности восставших (органы самоуправления)      
Результат
     

Далее рекомендуется организовать беседу по следующим вопросам:
- Почему Е. И. Пугачев выдавал себя за «доброго царя Петра Федоровича»?
- Назовите район (территорию), охваченную крестьянской войной, и покажите на карте.
- Почему Е. Пугачев не пошел в центральные районы России, к Москве? Хотя такие планы не исключались.
- Определите, какой период крестьянской войны был успешным? Чем объяснить успехи Е. Пугачева? Почему впоследствии он был разбит?
- Почему менялся социальный состав участников крестьянской войны?
- Почему именно третий период восстания приобрел характер крестьянской войны?
- Что имел в виду генерал А. М. Бибиков, говоря: «Не Пугачев важен, важно всеобщее негодование».
- Объясните, почему яицкие казаки, которые так активно поддержали Е. Пугачева, выдали своего предводителя правительственным войскам?
 
4. Особенности и значение крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева
Рекомендуется обратиться к таблице «Крестьянские восстания в России» (И. Болотников, С. Т. Разин, К. Булавин) (см. темы «Бунташный век», «Народные движения первой четверти XVIII в.»).
Учащиеся отмечают, что крестьянская война 1773-1775 гг. отличалась от прежних народных движений XVI I-первой четверти XVIII вв.:
а) самое крупное, мощное народное выступление;
б) охватила огромную территорию;
в) участвовали огромные массы крестьян, казаков, работных людей, горожан, инородцев;
г) выше организованность восставших. Восставшие копировали органы государственного управления в России (то есть Е. Пугачев смог придать своей армии полурегулярный характер);
д) создан штаб, ставка, военная коллегия, в захваченных городах были поставлены коменданты. Пугачев стремился укрепить дисциплину восставших, боролся с мародерством;
в) в манифестах Е. Пугачева «Петра III Федоровича» впервые были сформулированы не только идеи свободы, но и призывы к борьбе с крепостничеством и к истреблению дворянства как сословия, от которого исходило все зло в России;
ж) в восстании активно принимали участие работные люди, угнетенные национальные меньшинства.
Учитель обращает внимание на особенности восстания:
• высокая степенно организованности (система органов самоуправления);
• масштабный размах восстания;
• восстание носило локальный характер;
• крестьяне редко покидали пределы своего уезда (то есть постоянное обновление состава восставших);
• военная организация все-таки низкая.
А что же было общим?
- Идеалы, которые противопоставлялись идеалам крепостного государства, были утопическими. В манифестах нашла выражение идея «мужицкого царя», но это лишь обновленная идея «доброго царя».
Далее совместно с учителем определяется значение крестьянской войны 1773-1775 гг.:
1) показало глубокие противоречия русского общества;
2) практически не изменила к лучшему положение крестьянства, казачества, народов Поволжья, Прнуралья;
з) на некоторых уральских заводах была повышена оплата труда; приняты меры по улучшению условий труда работных людей;
4) правительственные мероприятия направлены на укрепление системы управления государством;
5) губернская реформа 1775 г., «Жалованная грамота дворянству» 1785 г., «Жалованная грамота городам» 1785 г.;
6) заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса;
7) оставила глубокий след в народной памяти, прочно вошла в сознание господствующего класса России.
 
III. Закрепление изученного материала
Тестовое задание
ТЕСТ ПО ТЕМЕ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА

1. Е. И. Пугачев принял имя Петра III, потому что:
а) надеялся таким образом обеспечить себе поддержку со стороны дворян:
б) помнил об успехе Лжедмитрия I, за которым пошел народ;
в) знал о вере народа в хорошего царя;
г) стремился занять российский престол.
2. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева началась:
а) в период Семилетней войны;
б) в годы царствования Елизаветы Петровны;
в) до присоединения к России западных и центральных районов Казахстана;
г) в период русско-турецкой войны;
д) в годы царствования Екатерины II.
3. После поражения Е. Пугачева под Казанью в июле 1774 г.:
а) крестьянская война была подавлена;
б) от него отошли сподвижники и его войско распалось;
в) он был вынужден уйти на Урал;
г) с остатками войска перешел на правый берег Волги, и война вспыхнула в широких масштабах;
д) крестьянская война продолжалась, но с меньшим размахом;
е) он с остатками войска ушел на Дон.
4. Е. И. Пугачев стремился пополнить свою армию донскими казаками, потому что:
а) считал крестьян недостаточно подготовленными для участия в крупных боевых действиях;
б) казаки, в отличие от крестьян, были хорошо вооружены и обучены военному делу;
в) понимал, что крестьяне - ненадежные воины, так как не могут участвовать в долгих военных походах, бросать хозяйство и семью;
г) понимал, что ему противостоит регулярная правительственная армия и невысоко оценивал возможности своего крестьянского войска.
Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени значимости.
5. Причины поражения восставших в крестьянской войне 1773-1775 гг. :
а) преобладание разрозненных локальных выступлений крестьян;
б) нерешительность и колебание предводителя восстания и его ближайшего окружения;
в) нежелание большинства восставших крестьян покидать свои деревни;
г) нехватка оружия и боеприпасов;
д) отсутствие дисциплины в войсках;
е) плохая военная подготовка;
ж) высокая степень боеспособности регулярной царской армии;
з) недостаточная стойкость в боях;
и) наличие изменников среди окружения Е. И. Пугачева.
Обозначьте указанные причины в убывающей последовательности в зависимости от степени значимости.
 
Домашнее задание: § 25, работа над вопросами, документом, с. 183-184, вопросы 1-3. Некоторым учащимся рекомендуется предложить задание: заполнить графы таблицы:
Крестьянская война под руководством Е. Пугачева и прежние крестьянские бунты и восстания
«Пугачевщина»
Прежние крестьянские бунты и восстания
   

Запишите в правый столбик характерные черты всех прежних крестьянских войн, а в левый - черты, присущие только войне под предводительством Е. И. Пугачева.
- создание воинских частей из восставшего народа;
- преследование восставшими помещиков и чиновников;
- создание штаба и канцелярии повстанческой армии;
- широкий размах, выдвижение умелых руководителей;
- осуществление связи между полками путем посылки рапортов и распоряжений;
- жестокий террор со стороны правительственных войск;
- направленность против крепостнического строя в целом;
- направленность против целого сословия - дворянства;
- массовое участие нерусских народов;
- активная пропаганда идей восставших через специальных посланцев;
- противопоставление царствующему монарху «народного царя»;
- предательство со стороны зажиточных участников восстания;
- использование против восставших регулярной правительственной армии.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты