Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Урок 33. Экономическое развитие России в 1762-1800 гг.

Урок 33. Экономическое развитие России в 1762-1800 гг.

Цели:
1. Показать и раскрыть начало разложения феодально-крепостнической системы России.
2. Представить подъем отечественной промышленности и торговли во второй половине XVIII в.
3. Рассказать об успехах и трудностях развития сельского хозяйства в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы.
4. Подвести учащихся к осознанию, что крепостнический строй и самодержавие являлись основным тормозом в социально- экономическом развитии Российской империи.
5. Закрепить умения учащихся работать со статистическими | данными, сравнительными таблицами, исторической картой, историческими документами.
Основные понятия: экономика, мануфактура, крестьяне- отходники, денежный оброк, барщина, месячина.
Оборудование: карта «Россия во второй половине XVII в.», учебник, с. 185, «Россия в 1760-1800 гг.».
 
Основные даты и события

1762—1764 гг. — секуляризация церковных земель.
1765 г. - учреждение Вольного экономического общества.
1769    г. - введение бумажных денег.
 
Ход урока
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы классу:
- Как вы считаете, чем отличается восстание Е. Пугачева от других восстаний в России в XVII-XVIII вв. (С. Разина, К. Булавина, И. Болотникова)?
- Покажите на карте район действия восставших в первом, втором, третьем этапах крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.
- Охарактеризуйте органы самоуправления, которые возникли в ходе крестьянской войны.
- Почему менялись взгляды, идеи, призывы к восставшим в манифестах Е. И. Пугачева?
- Определите значение крестьянской войны для исторического развития Российской империи.

Письменная работа по истории России, Экономическое развитие России в 1762-1800 гг.
I вариант
1. Соотнесите даты и события:
а) осада Казани;
б) пленение Е. Пугачева;
в) манифест Е. Пугачева об отмене крепостного права;
г) начало осады Оренбурга.
1) март 1774 г.;
2) июль 1774 г.;
3) сентябрь 1774 г.;
4) 31 июля 1774 г.
а—2; б-З; в-4; г-1
2. Продолжите логический ряд:
Салават Юлаев, А. Овчинников, ... (И. Зарубин-Чик.)
3. Охарактеризуйте причины крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.
II вариант
1. Соотнесите даты и события:
а) первый манифест Е. Пугачева;
б) начало осады Оренбурга;
в) пленение Е. Пугачева;
г) осада Казани.
1) март 1774 г.;
2) 12 сентября 1774 г.;
3) 17 сентября 1773 г.;
4) июль 1774 г.
а-3; 6-1; в-2; г-4.
2. Продолжите логический ряд:
П. А. Чернышев, А. И. Бибиков, ... (М. И. Михельсон.)
3. Охарактеризуйте социальный состав участников крестьянской войны. Всегда ли он был однородным? Почему?
II. Изучение нового материала.

ПЛАН
1. Начало разложения феодально-крепостнической системы.
2. Развитие сельского хозяйства и промышленности.
3. Развитие внутренней и внешней торговли. Финансы.
4. Итоги экономического развития Российской империи во второй половине XVIII в.
Учащимся предлагается задание (всему классу):
- Охарактеризуйте основные изменения в экономическом положении России во второй половине XVIII в.
- Как вы считаете, была ли экономическая политика Екатерины II продолжением политики Петра I?
Эти задания получают успевающие учащиеся в начале урока.
Также целесообразно сравнить экономическое развитие Российской империи в XVIII в. с XVII в.
- Охарактеризуйте экономическую политику Петра I. (Она была направлена на быстрое преодоление социально-экономической отсталости Российской империи.)
- Сравнить экономическое развитие Российской империи и Западной Европы.
Этот вид работы проверяется в конце урока, когда будут подводиться итоги экономической политики Екатерины II.
Работа с картой:
- Показать территории, которые вошли в состав Российской империи во второй половине XVIII в.
Учащиеся называют: Белоруссия, Правобережная Украина, Крым, Приазовье, часть Северного Причерноморья и Литвы.
Учитель отмечает, что с увеличением территории Российской империи население увеличилось вдвое (с 18 до 36 млн. человек).
Учитель говорит и о том, что в период царствования Петра I насчитывалось более 336 городов.
Рекомендуется задать вопрос:
- Сколько возникло городов в итоге проведения губернской реформы 1775 г.? (Учащиеся называют: примерно 216 новых городов.)
Но, несмотря на появление новых городов, Российская империя оставалась аграрной страной. Почему? Крестьяне составляли большую часть населения России. Например: 60-е гг. XVIII в. - 7,1 млн. ревизских душ; 80-е гг. XVIII в. - 12,1 млн. ревизских душ. А в городах проживало только 4,1 % населения.

1. Начало разложения феодально-крепостнической системы.
Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом, с. 184—186, и определяют, в чем проявилось начало разложения феодально-крепостнической системы. Учащиеся называют эти факторы:
1) ослаблена натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйства;
2) проявлялись ростки новой экономической системы, основанной на наемном труде;
3) источники формирования рынка рабочей силы были ограничены сохранением крепостного права;
4) усилилось ограбление крестьянства помещиками; государственный оброк вырос в 3-5 раз; барщина увеличилась до 4—6 дней в неделю; выросли налоги;
5) разорение и упадок переживало крестьянское хозяйство. Но именно оно являлось основой экономической системы Российской империи. Увеличилось число разорившихся крестьян.
Учитель, обобщая ответы учащихся, подводит их к пониманию причинно-следственных связей.
Начавшийся процесс разложения крепостнической системы поставил самодержавную власть перед необходимостью обновления основ экономической жизни Российской империи.
Учителю рекомендуется обязательно напомнить учащимся об экономических взглядах западноевропейских просветителей (см.
таблицу уроков 30-31), так как при проведении экономической политики Екатерина II исходила из теории естественного права, а к естественному праву она относила и право частной собственности. По мнению Екатерины II, недопустимо государственное вмешательство в экономическую жизнь страны, так как это и является нарушением естественных прав. А вот свобода конкуренции соответствовала естественному праву.

2. Развитие сельского хозяйства и промышленности.
1- й    вариант изучения этого вопроса.
Вопрос о развитии сельского хозяйства рекомендуется изучить на основе текста учебники, с. 187-188, и документов, с. 191— 192, затем организовать беседу по вопросам, с. 191 вопрос 3, с. 192 вопросы 1, 2, 3.
2- й    вариант изучения этого вопроса.
Учитель вновь обращает внимание учащихся на то, что Российская империя являлась аграрной страной. Следовательно, сельское хозяйство являлось основой экономики Российской империи.
Учитель говорит и о том, что сельское хозяйство развивалось экстенсивно, то есть за счет освоения вновь присоединенных малонаселенных земель.
Затем учитель знакомит учащихся с основными направлениями освоения земель Российской империи. Новые земли осваивались в Поволжье, на Урале, в Сибири.
Но можно выделить:
Южное направление    Восточное направление
Екатерина II стремилась привлечь население в Новороссию, стала выделять участки земли по 60 десятин всем желающим (кроме крепостных). Но имели на это право: государственные крестьяне, отставные солдаты, даже иностранные колонисты (в основном выходцы из Южной Германии). Помещикам, которые обязывались переселить своих крестьян в Причерноморье, правительство выделяло земли от 1,5 тыс. до 12 тыс. десятин.
В конце XVIII в. Новороссия стала поставлять зерно на рынок и вывозить его за границу. Процессом освоения причерноморских земель руководил Г. А. Потемкин . Освоение земель происходило медленно. Население Южного Урала и Сибири постепенно переходило от кочевого скотоводства к земледелию.
В случае необходимости и заинтересованности рассказать учащимся о деятельности Г. А. Потемкина в Северном Причерноморье.
Указом 31 марта 1774 г. Г. А. Потемкину было поручено управление Новороссийской, затем и Азовской губерниями.
Заселялись земли (близкие к Турции), пустынные территории Крыма и Новороссии (Северное Причерноморье).
Г. А. Потемкин был уверен, что ему удастся в короткие сроки превратить эти земли в плодородный и цветущий край. Он стремился привлечь колонистов, дал распоряжение поместить в европейских газетах приглашение иностранцам.
Из Англии и Франции были выписаны специалисты для устройства садов, парков, разведения шелковичных деревьев. Усиленное внимание Г. А. Потемкин уделял посадке и сохранению лесов на степных территориях. Была создана контора земледелия и домоводства. Он написал инструкцию, в которой давал советы по развитию садоводства, виноделия, хлебопашества. На южных землях Российской империи вскоре появились образцовые европейские колонии.
Г. А. Потемкин основал город Екатеринослав. На месте татарского селения Ахтиар и турецкой крепости Гаджибей образовались города Одесса и Севастополь.
В этих землях Г. А. Потемкин обязал разводить виноградники, разбивать сады, сооружать винодельни, кожевенные, свечные, кирпичные, фаянсовые фабрики.
Следует сказать о том, что Г. А. Потемкин приветствовал рост частной фабричной промышленности. Сам князь Г. А. Потемкин имел в частном владении в Дубровке суконную фабрику, в Кременчуге - чулочную и шляпную фабрики, в Екатеринославе - фаянсовую фабрику.
Надо отметить, что Г. А. Потемкин связывал свои надежды с Екатеринославом, этот город он желал превратить в столицу края и центр просвещения. На берегах Днепра был построен дворец для него, разбит сад с оранжереями.
В 1787 г. состоялось знаменитое путешествие Екатерины II в сопровождении всего двора и иностранных дипломатов в Крым.
Активная деятельность Г. А. Потемкина вызывала разноречивые отклики современников. Именно тогда и возникают легенды о «потемкинских деревнях» - декорациях в виде цветущих городов и сел, расположенных по пути следования Екатерины II.
Эти слухи, легенды возникли до поездки Екатерины II в Крым. На подготовку к приему Екатерины II Потемкин потратил огромное количество государственных денег.
- Что увидела императрица в реальности в Крыму?
Вдоль дорог посадили красивые деревья, поставили чернобелые полосатые столбы с указанием расстояния до Санкт- Петербурга. В городах были построены дворцы, красивые здания. В деревнях строились просторные, чистые избы, крестьяне встречали императрицу нарядными, в крестьянских домах столы ломились от изобилия еды. Также были подготовлены фейерверки в честь приезда Екатерины И. Но за всей этой парадностью, декоративностью Екатерина II смогла увидеть главное. Ранее пустынные земли были заселены казаками, украинцами, русскими, греками, немцами и другими. Появились новые города - Херсон, Екатеринослав, Севастополь. В Херсоне, Таганроге открылись новые корабельные верфи для строительства российского Черноморского флота.
О своих впечатлениях от увиденного в Крыму Екатерина II написала Александру (своему внуку): «Дорого сие мне, тем паче приятно, что везде нахожу усердие и радение, и, кажется, весь край в короткое время ни которой российской губернии устройством и порядком ни в чем не уступит». «Здесь, где назад тому три года ничего не было, я нашла довольно красивое на вид: гавань, якорная стоянка и пристань хороши от природы, и надо отдать справедливость князю Потемкину, что он во всем этот обнаружил величайшую деятельность и прозорливость».
Заслуги Г. А. Потемкина были оценены Екатериной II и к своей фамилии он получил титул Таврический; а в честь путешествия Екатерины II были отчеканены особые монеты - «таврические».
Учитель отмечает, что помещичье хозяйство втягивалось в рыночные отношения. Внедрялись новые культуры: подсолнечник и картофель.
На юге Российской империи в черноземной зоне становится выгодным производить хлеб на продажу. Следовательно, помещики стремились расширить барскую запашку, сократив наделы крестьян, увеличив время барщины до 6 дней в неделю. Стала распространяться новая форма зависимости крестьян - это месячина, так как помещик лишал крепостного земельного надела и заставлял всю неделю работать на своем помещичьем поле. Эта форма - месячина - превращала крепостного в раба, лишала его какой-либо собственности.
В нечерноземной зоне Российской империи организация крупного помещичьего земледельческого хозяйства не приносила их владельцам прибыли. Оброк в этих территориях преобладал денежный. Например, 1760-1790 гг. - от 1-2 рублей до 5-10 рублей с ревизской души.
- Как же крепостные крестьяне зарабатывали деньги для выплаты денег оброка?
1) Занимались промыслом; ремеслом.
2) Уходили на заработки в бурлаки, в извоз, в плотничьи артели, на мануфактуры.
Выводы:
а) усиление крепостного права постепенно вело к разорению крестьянского хозяйства - основы экономического развития Российской империи;
б) система крепостного права оказывалась в противоречии с потребностями экономического развития страны.
Вопрос классу:
- Что являлось основой российской промышленности в XVIII в.? (Мануфактурное производство.)
Например, в начале XVIII в. насчитывалось 30 мануфактур, 1725 г. - 200, 1750 г. - 600, в конце XVIII в. - 1200 мануфактур.
Работа с картой, учебник, с. 185:
- Найти, показать, назвать территории развития: текстильных мануфактур, металлургических и металлообрабатывающих заводов.
Работа с картой позволяет учащимся увидеть следующее:
1) развитие текстильных мануфактур, а именно суконных и парусно-полотняных мануфактур. Очень быстрый темп производства объяснялся растущими потребностями государства и большими возможностями для экспорта.
2) Русское парусное полотно и железо охотно закупали европейские страны, особенно «владычица морей» Англия.
При более детальном разборе карты учащиеся видят, что металлургическая промышленность была сосредоточена на Урале. А, например, Олонецкий и Тульско-Каширский металлургические районы пришли в упадок.
Что касается легкой промышленности, то стали формироваться новые центры. Сукноделие активно развивалось на юге. Почему? Там разводили овец. Полотняные заводы, мануфактуры строились под Смоленском, Псковом и Новгородом, так как это были льноводческие районы.
Учитель отмечает, что мануфактуры в основном располагались на землях помещичьих вотчин.
Вопрос классу:
- Как вы считаете, кто работал на мануфактурах? (На мануфактурах преобладали посессионные и казенные крепостные.)
Целесообразно сказать и о том, что в металлургической промышленности стала успешно развиваться крестьянско-купеческая мануфактура, а она была основана на вольнонаемном труде.
Учитель говорит и о том, что в 1762 г. Екатерина II своим указом запретила всем недворянам приобретать крестьян для работы на мануфактурах.
Как же выходили из положения, например, уральские промышленники? Они уже имели огромное количество крепостных, которых можно было использовать на своих новых заводах. А как выходили из положения промышленники других предприятий, например, владельцы шелковых, стекольных, бумажных предприятий? Они набирали рабочих по вольному найму.
Вопрос классу:
- Какие мануфактуры имели будущее: основанные на труде крепостных или основанные на труде наемных рабочих?
Учащимся предлагаются следующие данные:
• 1760-е гг. - 220 тыс. наемных рабочих;
• к концу XVIII - 420 тыс. наемных рабочих.
- Кто же не мог трудиться на мануфактурах по найму?
- Вспомните, где зарабатывали крестьяне в нечерноземных районах, вынужденные платить денежный оброк.
Это были крестьяне-отходники, которые отрабатывали оброк. Но была в том определенная особенность. Крестьянин-отход- ник оставался лично зависимым от своего помещика, но был вольнонаемным по отношению к хозяину завода или мануфактуры. Развитие отходничества способствовало распространению денежного оброка и росту капиталистических мануфактур.
Учитель вновь обращает внимание на аспекты правительственной политики Екатерины II, направленной на поощрение развития предпринимательства.
Целесообразно представить указы Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
1731-1732 гг. - крестьяне были лишены права заводить фабрики, брать подряды, торговать в портах.
1747 г. - разрешено производство промышленных товаров только «настоящим фабрикантам», а крестьянская мелкая промышленность (созданная без разрешения властей) этого права лишалась.
1762 г. - Екатерина II упразднила торговые и заводские монополии.
1775 г. - указ разрешил «всем и каждому заводить всякого рода станки и производить на них всевозможные рукоделия».
От западноевропейских конкурентов отечественную промышленность защищали протекционистские тарифы 1766 г., 1782 г., 1796 г.
Хронологический ряд объясняет изменения экономических взглядов от Анны Иоанновны до Екатерины II. Политика Екатерины II направлена на поощрение предпринимательства и свободной конкуренции.
Вопросы классу:
- Как вы считаете, какие крестьяне, помещичьи или государственные, имели благоприятные условия для предпринимательской деятельности? Ответ свой обоснуйте.
- Как вы считаете, в черноземной или нечерноземной зоне Российской империи получила активное развитие крестьянская мануфактура? Почему?
Работа над этими вопросами поможет учащимся осознать особенности формирования русской буржуазии и рабочего класса.
Учитель отмечает, что отечественная буржуазия стала постепенно пополняться выходцами из крестьян. Но каким образом?
Учитель вновь обращает внимание учащихся на указ Екатерины II от 1775 г., разрешающий «всем и каждому заводить всякого рода станки и производить на них всевозможные рукоделия». А это означает, что крестьянин мог иметь в хозяйстве 1-2 ткацких станка. На них трудились крестьянин и его семья. Некоторым удавалось расширить свое производство, к ним нанимались даже односельчане, и постепенно вырастала мануфактура. Таких удачливых, разбогатевших крестьян называли капиталистыми.
Учитель отмечает, что практически многие известные отечественные промышленники происходили из крестьян. А что касается купечества, то оно вкладывает деньги в развитие торговли, так как там быстрее получалась более высокая прибыль.
Вопрос классу:
- Как вы считаете? Разбогатевший, и даже имеющий мануфактуру крестьянин был свободен от крепостного права или оставался зависим?
Учащиеся могут сказать о том, что даже разбогатевший крестьянин (крепостной миллионер) оставался крепостным - полностью зависимым и бесправным человеком.
Вопрос классу:
- Как вы считаете, крепостное право сказывалось на формировании отечественной буржуазии отрицательно или положительно?

3. Развитие внутренней и внешней торговли. Финансы.
Задание: Проследите взаимосвязь между развитием сельского хозяйства, промышленности и внутренней и внешней политикой.
Работа с картой:
- Найти, показать, назвать крупные ярмарки во второй половине XVIII в.
Учащиеся говорят об усилении специализации районов Российской империи, о росте промышленности, производства кресть- ян-отходников, так как эти факты способствовали активному развитию внутренней торговли.
Рекомендуется по карте проследить путь некоторых товаров. Например, с юга (Новороссии) везли зерно и продукты животноводства, в Черноземье везли ткани, изделия из металла, посуду. Образовались центры внутренней торговли, ими явились ярмарки в регионах. Наиболее важнейшие их них - Макарьевская, Ирбитская, Оренбургская, Нежинская, Коренная, Архангельская и другие.
В 60-е гг. XVIII в. на всех российских ярмарках собиралось в течение года до 2 млн. человек. В 80-е гг. XVIII в. - более 7,5 млн. человек. Но существовали также многочисленные местные ярмарки и торжки.
Далее учитель знакомит учащихся с развитием внешней политики России.
В 1763-1765 гг. экспорт России составил 12 млн рублей, импорт- 9,3 млн рублей. В 1781-1785 гг. - экспорт составил 23,7 млн рублей, импорт - 17,9 млн рублей.
Экспорт Импорт
Лен, пенька, пакля, кожа, ткани, лес, смола, канаты, щетина, сало, железо, пушнина, хлеб    Сахар, сукно, шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, вино, фрукты, пряности, краски, металлические изделия, фарфор, парфюмерия, чай.
Учитель говорит о том, что увеличился внешнеторговый оборот Российской империи, примерно в 4 раза.
Учитель обязательно отмечает, что в 1767 г. был введен таможенный тариф, запрещавший ввоз товаров, которыми «по изобилию в собственном государстве довольствоваться можем».
Что было запрещено ввозить? Соль, водку, скипидар. В случае провоза писчей бумаги надо было заплатить 200 % пошлины. Интересно, что сырье для промышленности по указу облагалось 6-процентной пошлиной, а вот те изделия, которых в России было недостаточно, провозились беспошлинно.
Учащиеся должны осознать, что таможенные тарифы способствовали развитию отечественной промышленности.
На Дальнем Востоке России активно торговала с Китаем (пользовался популярностью китайский чай и другое). Выход на Черное море способствовал развитию торговли хлебом. Быстро росли портовые города на Черноморском побережье. Центрами внешней торговли являлись Рига и Санкт-Петербург на западном направлении и Одесса и Херсонес - на южном.
С финансовой системой Российской империи рекомендуется познакомиться с помощью учебника, с. 190.

4. Итоги экономического развития Российской империи во второй половине XVIII в.
В социально-экономическом развитии Российской империи проявились два противоречивых процесса:
1) В социально-экономическом развитии России господствовал феодализм. Сохранение крепостнической системы тормозило экономическое развитие Российской империи.
2) Проявлялись новые формы хозяйства, которые были основаны на наемном труде и рыночных отношениях.
Но в целом в конце правления Екатерины II экономическое положение Российской империи было на подъеме.
Расположите в правый столбик тенденции, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений; в левый - тенденции сохранения феодальных отношений в экономике России.
1) рост количества мануфактур;
2) преобладание крепостного труда;
3) экстенсивная система землепользования;
4) рост числа капиталистах крестьян;
5) рост оброчной повинности;
7) разрешение на организацию мануфактур и заводов;
8) разложение натурального хозяйства;
9) рост наемного труда;
10) рост барщины;
11) рост денежного оброка;
12) низкая покупательская способность крестьян;
13) внедрение новых сельскохозяйственных культур;
14) сохранение прежнего уровня развития орудий труда.
Ответы:
Развитие капиталистических отношений в экономике Российской империи    Сохранение феодальных отношений в экономике Российской империи
1,3,4, 7, 8,9, 13    2,5, 10, И, 12, 14
Домашнее задание: вопросы и задания. Подготовить сообщения: «Полководческое искусство А. В. Суворова», «Флотоводческий талант Ф. Ф. Ушакова», «Г. А. Потемкин-Таврический », «П. А. Румянцев-Задунайский», «Ход военных действий на суше в русско-турецких войнах 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.», «Ход военных действий на море в русско-турецких войнах 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.».
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты