Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Что и как изучает история Средних веков

Что и как изучает история Средних веков

Обдумайте название эпохи «Средние века»: как и почему оно возникло, каков его современный смысл?

1. Что такое Средние века? Несколько тысячелетий продолжалась история Древнего мира. С падением в конце V века Западной Римской империи ей на смену пришла новая эпоха всемирной истории, продолжавшаяся до конца XV века. Эту тысячелетнюю эпоху принято называть Средними веками или Средневековьем.
Среди учёных существуют и другие мнения о том, когда закончилось Средневековье. Так, довольно широко распространена точка зрения, что Средневековье завершилось в середине XVII века.
Название «Средние века» сначала кажется немного странным: почему века— «средние»?
Понятно, что сами люди того времени не могли считать, что живут в Средние века. Для того чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая. В XV—XVI веках многие образованные люди восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, когда не создавалось ничего ценного, а лишь разрушалось наследие Греции и Рима.
Назовите важнейшие достижения культуры Греции и Рима.
Теперь же, как полагали, наступает новая эпоха, когда античность возрождается. А в промежутке между античностью и своим временем видели лишь дикость и суеверия, нашествия и войны, когда даже говорить по-латыни почти разучились. Вот это тысячелетие они и стали называть «Средние века».
В самом этом названии была заложена отрицательная оценка Средневековья, у которой и позже находились сторонники. Так в истории закрепился образ «тёмных веков», времени бесконечных войн, разрушений, жестокости. Даже сейчас иногда можно услышать определение «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, жестокости и невежества тогда хватало — как, впрочем, и в любую другую эпоху.
Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, мудрых государей, вдохновенных поэтов. В Средние века люди строили величественные соборы, писали замечательные книги, совершали великие открытия. Прекрасного и мудрого в той эпохе было ничуть не меньше, чем в любой другой. И потому учёные давно уже отказались от однобокого представления о Средневековье как о чём-то только плохом или только хорошем. Ведь в то время, как и в любое другое, добро и зло, свет и тень были неотделимы друг от друга.
Среди историков нет согласия в вопросе о том, можно ли распространять понятие «Средние века» и определение «средневековый» за пределы Западной и Центральной Европы (только по отношению к которым они первоначально применялись). С одной стороны, развитие каждой части света имеет неповторимые черты, и такого Средневековья, какое было в Европе, не было ни в Азии, ни в Африке, ни в Америке. С другой стороны, в их развитии были и важные общие черты. Поэтому многие учёные считают, что и Восток имел своё Средневековье, которое по времени совпало со Средневековьем западным.
Эпоха Средневековья оказалась намного короче, чем уже известная вам эпоха Древнего мира. Но всё же тысячелетие — это долгий срок, в течение которого в жизни людей произошли важные перемены. Чтобы лучше понимать их, историки выделяют в Средневековье три периода. Сначала на руинах античности постепенно складывается новое устройство общества. Это — раннее Средневековье, длившееся с конца V по конец XI века. Затем наступает этап расцвета Средневековья. Зрелое Средневековье продолжалось более двух столетий, примерно до начала XIV века. Наконец, XIV—XV века — это позднее Средневековье, его «осень», преддверие той эпохи, которая пришла ему на смену, — Нового времени.

2. Откуда мы знаем о Средневековье? Средневековье закончилось более 500 лет назад, но, уходя, оно оставило после себя множество следов. Эти свидетельства прошлого, появившиеся в эпоху Средневековья и сохранившиеся
до наших дней, называют историческими источниками.
Триптих — произведение искусства, состоящее из трёх частей, объединённых одним замыслом.
Исторические источники очень разнообразны. Наиболее полную и подробную информацию о Средневековье дают нам письменные источники: законы, документы (например, завещания или описи земельных владений), исторические и литературные произведения. Далеко не все когда-то существовавшие письменные источники сохранились до наших дней. Многие документы погибли во время пожаров и наводнений, войн и народных восстаний. Иной раз они гибнут и в наше время. Поэтому учёные стараются, чтобы документы попадали в специальные хранилища — архивы, а кроме того, стремятся по возможности публиковать их.
О многом могут рассказать и изобразительные источники: иллюстрации в рукописных книгах, картины, скульптуры.
Один из самых знаменитых изобразительных источников - покрытый вышивкой ковёр (длиной более 70 м) из французского города Байё. На ковре воспроизводится история завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Конечно, об этом событии XI века историкам многое известно и из письменных источников, но только здесь можно увидеть, как люди той эпохи строили корабли, сидели за пиршественным столом, держали оружие в бою.
Не менее важны для понимания прошлого и многообразные вещественные источники. Во многих старинных городах сохранились средневековые укрепления, церкви, дома. К вещественным источникам относятся также различная утварь, одежда, орудия труда, оружие и многое другое. Одни вещи из поколения в поколение сберегались в частных коллекциях и в музеях, другие попадают в музеи уже в наши дни в результате археологических раскопок (например, сокровище VII века из Саттон-Ху в Англии).
А совсем недавно на юго-востоке Франции, в озере Паладрю, проводились подводные раскопки поселения, основанного на узком мысу в начале XI века. Спустя 30 лет оно было внезапно затоплено поднявшимися водами. Уходя, поселенцы едва успели захватить самое необходимое: деньги, часть инструментов и оружия. Остальное было затоплено, причём под водой сохранилось буквально всё: остатки жилищ, деревянная утварь, железные орудия труда, кости животных, семена растений и многое другое. Вот что узнали учёные благодаря этим находкам.
Жители посёлка умело сочетали занятия земледелием и скотоводством, рыболовством и ремёслами. Богатство утвари и найденные археологами 32 монеты, которые обронили жители, свидетельствуют о процветании поселения.
Но особенно заинтересовало учёных то, что наряду с орудиями труда было найдено оружие, каким пользовались только настоящие воины: боевой то- Золотая застёжка пор, копья, обломки мечей. Значит, для плаща, обитатели посёлка были одновременно и крестьянами, и воинами. Благодаря археологии удалось приподнять краешек завесы времени и узнать, как жили эти крестьяне-воины.
Немало могут рассказать о Средневековье и другие исторические источники: имена и названия, устные легенды и предания, народные обычаи, которые сохраняют черты глубокой старины.
Исследуя источники, поколения историков многое сумели узнать о Средневековье. Но это вовсе не означает, что все вопросы уже решены. Ведь история всегда тесно связана с современностью, и потому каждое поколение историков отвечает на духовные запросы своих современников, задаёт прошлому новые вопросы и получает на них новые ответы. Средневековье вызывает споры, а значит, оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается.

1. Каковы хронологические рамки Средневековья? На какие периоды учёные делят эту эпоху?
2. Что такое исторические источники? В чём их важность для изучения истории?
3. Как учёные подразделяют источники? Может ли один и тот же источник относиться к разным видам?
4. Определите, какие источники изображены на с. 9—11.
5. Как вы понимаете различия между письменным историческим источником, историческим исследованием и историческим романом?
6. Работа в парах. Сравните известные вам источники по истории Древнего мира и по истории Средних веков (их разнообразие, сохранность). Сделайте выводы. (Сначала пусть каждый из вас составит списки источников, затем дополните списки друг друга. В ходе обсуждения поставленного задания обратите внимание на иллюстрации данного учебника.)
7. По ресурсам Интернета подберите различные изобразительные и вещественные источники эпохи Средневековья. Что с их помощью можно узнать о том времени, когда они были созданы?
8. Что вам известно о мире Средневековья из художественной литературы? экскурсий в музеи? туристических поездок?
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты