Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

§ 4. Конкуренция и её виды

§ 4. Конкуренция и её виды

Конкуренция. Конкуренция является неотъемлемым элементом свободного рынка.
Конкуренция — это борьба участников рынка за лучшие возможности производства и приобретения товаров и услуг.
Именно наличие конкуренции позволяет потребителю приобретать самые лучшие товары и услуги по наиболее низкой цене. Производителям же конкуренция открывает возможности получить большую прибыль, если он может лучше конкурентов организовать своё производство.
Именно конкуренция является одним из двигателей экономического развития. Предприниматель всегда хочет обойти других, расширить сбыт своих товаров, завоевать новые рынки сбыта, увеличить доходы своей фирмы. Это заставляет его не только строить новые заводы и фабрики, нанимать новых рабочих и вкладывать всё больше денег в производство, но и повышать производительность труда, внедрять новые технологии, производить товары с качественно новыми потребительскими свойствами, снижать цены и одновременно повышать качество своей продукции. Те, кто не преуспеет в конкурентной борьбе, терпят убытки и в конце концов разоряются, освобождая место на рынке тем компаниям, которые работают успешнее.
Для более точной характеристики конкуренции учёные- экономисты используют понятие совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция — это условия деятельности фирм, производящих однотипную продукцию, когда ни одна из них не может непосредственно влиять на цену товара на рынке.
При совершенной конкуренции влияние каждого участника экономического процесса на его протекание настолько мало, что им можно пренебречь. Её признаки следующие:
Доля продукции, реализуемой на рынке каждой фирмой, должна составлять менее 1% . Это приводит к тому, что конкуренты не могут изменить рыночную цену продукта изменением объёма продаж.
Выпуская товар по заданным стандартам, фирма не может повлиять на рыночную цену путём изменения качества продукции.
Каждая фирма может свободно уйти с рынка и возвратиться на него, так как никаких барьеров не существует.
Отсутствие искусственных ограничений по доступу фирм к трудовым ресурсам, капиталам и сырью.
Каждая фирма имеет свободный и равный доступ к информации о цене товара, технологии производства и вероятной прибыли от его реализации. Это позволяет ей оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке, внедрять новые технологии производства и управления наравне с конкурентами.
Монополизация рынка. В действительности совершенная конкуренция довольно редкое явление. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше признаков делает конкуренцию несовершенной. Именно такая конкуренция наиболее характерна для современных рынков. Многие из них развиваются в условиях олигополии или монополии.
Олигополия (от греч. oligos — немногочисленный и poleo — продаю, торгую) — ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли.
Монополия (от греч. monos — один, единственный и poleo — продаю, торгую) — ситуация на рынке, характеризующаяся наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объём предложения и на цену товара или услуги. Они контролируют вхождение в определённый сектор рынка других фирм как потенциальных конкурентов.
Чистая монополия подразумевает, что рыночная доля одной фирмы составляет 100% или близка к этому уровню; вход на рынок надёжно блокирован; осуществляется эффективный контроль за уровнем и структурой цен.
При олигополии рынок контролируют несколько крупных компаний-продавцов, а при монополии — один гигант.
В том и другом случае конкурентов с рынка вытесняют; цены на товары устанавливают по своему усмотрению, прибыль при этом получают максимальную. Иначе говоря, и монополия, и олигополия могут сильно ударить по карману потребителя. Да и не только потребителя. Монополизация рынка оборачивается тем, что в такой компании утрачивается интерес к нововведениям, создаются предпосылки для застойных явлений и расцвета бюрократии и, как следствие, падает эффективность производства. Вот почему государственный контроль над монополиями очень важен.
Даже если в отрасли действуют несколько компаний, они могут вести себя так, будто оперирует одна компания-монопо- лист. Это свидетельство того, что в отрасли принимаются согласованные решения об уровнях цен и объёмах производства. Подобного рода практика получила название сговора монополистов. В последние годы цены на нефть, если говорить
о мировом рынке, и цены на бензин на российском рынке постоянно росли — и во многом благодаря ценовой политике компаний. В нефтепереработке гиганты практически раздавили младших конкурентов.
Хотя олигополия и не удовлетворяет условиям совершенного рынка, она всё же предпочтительнее безраздельного господства монополиста. Когда в отрасли активно конкурируют несколько крупных компаний, им, чтобы не отстать, приходится то и дело внедрять новшества; вкладывать деньги в фундаментальные исследования; использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке. Примеров тому множество — «Кодак», Ай-би-эм, «Дюпон», «Ксерокс», «Сони» и другие развиваются в оли- гопольных условиях.
Существует также монопсония — это ситуация на рынке, когда одна компания выступает уже монополистом не в области производства товаров и услуг, а в области их купли-продажи. Она диктует остальным фирмам цены на их продукцию, потому что только она может её приобрести. Так, например, покупателем ядерного оружия в России выступает только государство, остальным участникам рынка его приобретение запрещено законом. В широком смысле термин «монопсония» применяют также к ситуации, когда потребитель оказывает решающее влияние на формирование рыночной цены на товар или услугу.
Естественные монополии в России.
В наследство от СССР нашей стране достался ряд естественных монополий — группа отраслей прямого государственного регулирования. По экономическим, технологическим, социальным или политическим условиям здесь не может быть конкуренции. Это отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (такое хозяйство не может быть продублировано на его территории); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки. Это отрасли общественного пользования, к которым относятся электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный транспорт. Доступ к этим отраслям регулируется разрешениями соответствующей администрации, которая руководствуется балансом спроса и предложения в данном районе (на транспорте — по маршрутам), чтобы спрос в районе (маршруте) был полностью покрыт и не слишком сильно превышен. Так создаётся территориальная монополия поставщика. Предприятия в этих отраслях не могут закрываться (даже временно) без разрешения государственной администрации и обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Тарифы на продукцию (услуги) этой группы отраслей регулируются государством, и в случаях резкого роста издержек (например, при повышении цен на топливо для электростанций) государство субсидирует тарифы из бюджета.
Антимонопольная политика. Борьба с монополиями — веяние недавнего времени. В конце XIX столетия в США монополии превратились в настоящее бедствие, поставив под угрозу основу основ национальной экономики — свободу конкуренции. Виновниками оказались знаменитые американские тресты. Правительство, прежде почти не вмешивавшееся в свободную игру конкурентных сил, вынуждено было защищать свободное предпринимательство. Начиналась история антитрестовского законодательства.
Антитрестовское законодательство — законы и другие правительственные акты, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты. Они призваны защищать добросовестную конкуренцию от агрессивных нападок со стороны участников рыночных отношений. После Второй мировой войны многие страны позаимствовали американский опыт борьбы с монополиями и сформулировали собственные законы. Общее в них то, что эти законы, во-первых, ставят под государственный контроль слияния компаний, во- вторых, запрещают соглашения и сговоры предпринимателей
и, в-третьих, пресекают недобросовестную конкуренцию.
Проведение в жизнь антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. Органы, проводящие антимонопольную политику, действуют, как правило, через судебную систему, поскольку только суд может вынести решение о санкциях на основе доказательства о нарушении антитрестовских законов.
Во всех странах антимонопольную политику проводят органы центральной исполнительной власти. Иногда это специальные агентства и комиссии: в ФРГ — Федеральное агентство по картелям, во Франции — Комиссия по конкуренции, в Австралии — Комиссия по торговой практике. В Европейском экономическом сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединённой Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.
Антимонопольная политика проводилась и в условиях становления рыночных отношений в Российской Федерации. Первый антимонопольный акт — Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках »> был принят ещё 22 марта 1991 г. Закон о конкуренции характеризует количественные границы монопольной власти.
В 2006 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции», цель которого — пресекать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Федеральная антимонопольная служба являетсяорганом центральной исполнительной власти, на которую возложены функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, а также на рынках деятельности естественных монополий и рекламы. Функции и полномочия ФАС России определены в 1991 г. Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм — антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии. В отличие от закона они не наказывают и не запрещают, а поощряют и стимулируют. В частности, практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства.
Основные термины и понятия
Конкуренция, совершенная конкуренция, олигополия, монополия
Вопросы и задания
1. Что такое совершенная конкуренция? Перечислите её признаки.
2. В каком случае конкуренция бывает несовершенной? Приведите примеры.
3. Сравните олигополию и монополию.
4. В чём состоит сущность антимонопольного законодательства?
5. Какие естественные монополии в России вы знаете? Обоснуйте необходимость их существования.
Практикум
1. На основе перечисленных ниже противозаконных действий, указанных в американском антимонопольном кодексе, сформулируйте:
какие опасности для общества таят в себе действия монополий;
каковы основные цели данного антимонопольного законодательства.
1) Монополизация рынка явным образом: угроза применения антимонопольных санкций по отношению к компании возникает, когда её рыночная доля превышает 60% .
2) Фиксирование цен: запрещается принимать согласованные решения об уровнях цен и объёмах производства.
3) Слияние компаний: если компании объявили о намерении слиться, то надлежит доказать, что образование новой компании не повлечёт ослабления или угасания конкуренции.
4) Переплетающиеся директораты: запрещается быть членом совета директоров двух конкурирующих между собой компаний, если их капиталы превышают 1 млн долл.
5) Ценовая дискриминация: производители должны продавать свои товары всем по одним и тем же ценам, если разница в ценах не обусловлена разницей в затратах.
6) Связанные контракты: продавец какого-либо товара не должен ставить условием его приобретения покупку какого-либо иного товара.
7) Исключительные контракты: если оговаривается, что розничный торговец, закупающий товар у производителя, не должен закупать аналогичный товар у его конкурентов, то такая сделка считается незаконной.
2. В прессе и Интернете найдите примеры нарушений антимонопольного законодательства в России и дайте их оценку (в чём проявилось нарушение; какую опасность для общества оно несло; какие воздействия были предприняты государством и на основании каких юридических норм и т. д.).
3. Изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу следующего высказывания: «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить» (А. Смит).

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты