Когда мы говорим о власти, мы чаще всего думаем о политике. Тем не менее власть касается каждого из нас в повседневной жизни. Если нам приходится кому-то подчиниться, то делаем мы это потому, что он обладает властью над нами. Наши родители, школьные учителя, тренер иногда заставляют нас делать то, что они считают нужным, даже не спрашивая, хотим ли мы этого или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.
— Когда поздно вечером к вам подходят трое здоровенных парней и вынуждают вас отдать свои деньги, они применяют силу.
— Когда на собрании отдела начальник, облеченный официальными полномочиями, объявляет вам выговор, он проявляет власть.
— Когда президента России, накануне отказавшегося присутствовать на захоронении останков царской семьи, академик Д.С. Лихачев все-таки убеждает сделать это, он проявляет авторитет.
Сила, власть и авторитет — три формы проявления влияния. Оно показывает, что один (человек или группа) в чем-то превосходит других. Это может быть превосходство в физических качествах или вооружении, тогда налицо влияние через силу. Это может быть превосходство в должности, социальном положении, которое закреплено конституцией, уставом, законом, традицией, тогда налицо влияние с помощью власти. Это может быть превосходство в компетентности, знаниях, нравственных качествах, популярности, и тогда мы должны говорить о влиянии через авторитет.
Между тремя способами влияния существуют очень сложные взаимоотношения и переплетения. Иногда они проявляются в чистом виде, как показано выше, но это бывает редко. Гораздо чаще они выступают в комбинации. Попробуем разобраться во взаимоотношениях трех способов влияния.
СИЛА — применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания.
В таком значении сила выступает как принудительное влияние. В дворовой компании подростков всегда есть лидер, часто устанавливающий свое господство благодаря силе, а не уму или знаниям. Мафия применяет силу оружия. Здесь сочетаются запугивание, угроза, шантаж, убийство.
ВЛАСТЬ — это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.
Поскольку законный порядок одобряется большинством населения, то любое действие властей надо считать благом для народа, если оно, разумеется, не противоречит закону или обычаю. Когда правительство собирает налоги, то кому-то это не нравится и он старается уклониться. Но большинство населения исправно выполняет свою обязанность, поскольку знает, что на собранные деньги финансируется социальная сфера общества.
Исторически власть возникла гораздо позже силы. Она формировалась тогда, когда появились первые люди, ведущие бродячий образ жизни охотников и собирателей, т.е. 40— 30 тысяч лет назад, когда, по мнению антропологов, можно говорить о зарождении человеческого общества в подлинном смысле слова.
Позже, 6—5 тысяч лет назад, когда возникли первые государства, начался новый этап в развитии власти — государственный. Законная власть, закрепленная в специальных кодексах, хартиях, конституциях, распространяется на сотни тысяч и миллионы людей. С образованием государства происходит разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную, сыгравшее огромную роль в политическом развитии общества.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Власть становится политическим институтом общества, оформляющим влияние в законных решениях — королевских указах, парламентских законах, принятых судом постановлениях, приказах директора или генерала и т.д. Кроме первого лица в государстве, законной властью обладает первое лицо в любом учреждении, даже самом маленьком, если оно создано законным путем. Первые лица делегируют часть своей власти, т.е. делятся ею со своими подчиненными, а те могут передавать ее дальше.
Так возникает разветвленная пирамида власти, она включает только начальников и не включает подчиненных. Начальник — любое должностное лицо, которое вправе принимать управленческое решение и требовать его исполнения. Президент, министр, директор, бригадир — все это начальники, т.е. люди, «стоящие в начале».
Люди подчиняются их приказам не из личных симпатий или физического принуждения, а потому что выполняют предписанные роли. В армии приказы узаконены воинским уставом, дающим командиру право контролировать поведение других. Приказы отдаются не как личные просьбы, а как законное требование, предусмотренное структурой организации. Подобным образом отношения складываются в школе, учреждении, министерстве и т.д.
Власть — более широкое понятие, нежели сила, так как она может осуществляться без применения последнего. Хотя чаще речь идет о сочетании того и другого.
В науке власть считается средством разрешения экономических, социальных и политических проблем. Демократическая партия, пришедшая к власти, проводит всеобщие выборы, расширяет политические свободы и права граждан, повышает материальный уровень жизни, укрепляет правовой порядок в обществе. Но часто власть превращается в цель, ее добиваются не для того, чтобы облегчить жизнь народа или решить важные проблемы, а для того, чтобы обогатиться, улучшить собственное положение.
Власть как средство и власть как цель — не только разные, но противоположные явления.
Из средства решения насущных проблем власть превращается в самоцель по самым разным причинам. Это могут быть личные качества руководителя. Многие тираны с детства мечтали властвовать над миром. Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Гитлер и другие выдающиеся деятели, изменившие ход истории, это сильные личности с ярко выраженной потребностью во власти. Кроме того, причиной могут служить социальные условия. Мы знаем, что, когда политическая партия набирает голоса, она раздает множество обещаний, задабривая народ посулами решить все его проблемы. Но когда она получает власть, партия моментально забывает
о предвыборных обещаниях, делает все, чтобы удержаться на политическом Олимпе, не гнушаясь и такими средствами, которые губят народ: залезает в долги перед другими государствами, устраивает войну, где гибнут тысячи людей, не борется с преступностью и т.п.
АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние) — в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.
Если вы пользуетесь у друзей авторитетом как умный, честный и принципиальный человек либо как активный защитник их интересов, скажем перед администрацией школы, то вы сохраните свое превосходство только в том случае, если не утеряете тех качеств, за которые вас уважают. Уважение — вот основа авторитета.
Если сравнить три формы влияния, то вот что обнаружится. Сила и авторитет противостоят друг другу, как огонь и вода. В нормальной жизни они не сочетаются между собой, зато уживаются в криминальной среде, т.к. вор в законе — авторитетное лицо, получившее влияние на других людей благодаря грубой физической силе, угрозе жизни других людей. Но авторитетный человек на производстве, в культуре или политике никогда не применяет физическую силу.
Власть, находящаяся посредине, относится терпимо к обеим крайностям. Она прекрасно сочетается и с силой, и с авторитетом. Использование полиции и армии — это законное употребление государством физической силы. Но глава государства опирается на авторитет знаний и деловых качеств.
Таким образом, сила и авторитет могут считаться двумя источниками власти.
Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую систему, разделены на менее и более престижные (влиятельные, привилегированные, властные) должности, где существуют руководители и подчиненные. Одни, наделенные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, ее лишенные, внизу. Такой порядок называется иерархическим.
ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros — священный и arche — власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в социологии — для обозначения социальной структуры общества, бюрократии; в теории организации — принцип управления.
Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, где выделяется три основных уровня — верхний, средний, нижний. В управленческой иерархии — это уровни управления, в социальной — классы.
Так уж устроено общество, что власть всегда находится в руках активного меньшинства. Если она не заинтересована в поддержке своего режима пассивным большинством, может продержаться и без него, то народ к управлению не допускается. А если, как при демократии, находящиеся у власти сильны только поддержкой масс, они станут привлекать их к управлению. Если они этого не делают, то демократов очень скоро оттеснят олигархи — очень богатые и влиятельные люди, которые распоряжаются властью в интересах узкой группы. Олигархи — опасные враги демократов, вот почему вторые должны искать поддержку у народа.
Так уж устроена природа человека: те, кто достиг вершины пирамиды, не желает делиться привилегиями с другими. На этом основаны абсолютная монархия или диктатура. Тот, кто остался обделенным, но не утратил желания власти, готов при первой возможности совершить переворот. Часто этот кто-то оказывается среди ближайшего окружения короля. Всемирная история свидетельствует, что
дворцовые перевороты, устраиваемые ближайшим окружением правителя, происходят даже чаще, чем мятежи и революции, устраиваемые социальными низами.
Борьба за власть на время объединяет врагов. Но как только массы или группа заговорщиков добиваются своего, начинаются внутренние ссоры и выяснение отношений. У власти появляется оппозиция, мечтающая свергнуть правительство
или президента (короля, царя, султана и т.д.) любым путем. Таким образом, в борьбе за власть всегда находятся друзья, но при ее делении есть только враги.
От своих ближайших друзей и завистников правитель уберегает власть множеством разнообразных способов. Он засылает шпионов и использует доносчиков, сообщающих о властолюбивых происках недругов. Время от времени он проводит чистки в рядах оппозиции, как это делал Иван Грозный с боярской знатью. Наконец, для укрепления самодержавия правитель придумывает множество законов, ограничивающих доступ к власти. Самым испытанным является закон о престолонаследии, согласно которому трон передается только членам королевской семьи.
Но он не защищает правителя от гнева революционной толпы, свергающей королей, и законодательных шагов парламента, ограничивающего амбиции единоличного правителя. История Нового времени переполнена примерами бесконечных битв, иногда кровопролитных, между парламентом и королем. Избавиться от насильственного посягательства на трон правителю помогают мощные армия, полиция и суды, т.е. узаконенные способы применения физической силы.
Итак, мы выделили три способа влияния — силу, власть, авторитет. Среди них власть является самым сложным и самым мощным средством влияния на людей.
Понятия: сила, авторитет, власть, иерархия власти.
Вопросы и задания
1. На какой стадии развития человечества можно говорить о разделении властей и почему?
2. Что такое пирамида и иерархия власти? Какую роль в ней играет потребность во власти?
3. Что такое активное меньшинство и пассивное большинство? Проанализируйте на конкретных примерах, как могут складываться взаимоотношения между ними?
4. Проанализируйте различие между тремя формами влияния — властью, силой и авторитетом. К какому типу влияния вам чаще приходится прибегать?
5. В школе можно нередко наблюдать борьбу за лидерство и власть — скрытую или открытую. Объясните, с какими целями она ведется? От чего зависит успех в этой борьбе?
6. Власть является самым сложным и самым мощным средством влияния. Попытайтесь доказать или опровергнуть этот тезис. Приведите примеры в пользу вашей точки зрения, ч
Проблема. Какая власть, основанная на силе или авторитете, более прочна? Или так нельзя ставить вопрос и почему?
Практикум. В следующих утверждениях что-то перепутано:
1. Превосходство в должности, социальном положении, закрепленное конституцией, уставом, законом, традицией, — пример влияния через силу.
2. Превосходство в физических качествах или вооружении — пример влияния через свой авторитет.
3. Превосходство в обаянии, компетентности, знаниях, нравственных качествах, популярности — пример влияния с помощью власти.
Зная текст § 1 (§25), вы легко распутаете клубок противоречий.
1 Понятия в конце параграфа выделены для того, чтобы учитель мог организовать работу с ними.
2 Вопросы со значком являются вопросами повышенной сложности.