Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§ 2 (§ 26). Государство

§ 2 (§ 26). Государство

Власть, рассмотренная в предыдущем параграфе, находит наиболее полное воплощение в государстве. Оно представляет собой огромный, разветвленный, сложносоставной механизм завоевания и поддержания политической власти.
Государство — важнейшая составная часть политической системы общества. Политическая система общества включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие определенные политические цели. Определенную роль в политическом развитии общества играет и церковь.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с государством ежеминутно. Оно издает законы, содержит средства массовой информации, армию, суды, полицию, выдает паспорта и визы, зарплату учителям или врачам, охраняет рубежи нашей родины и борется с контрабандой, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций.
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.
В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины:    княжество,    королевство,    империя,
республика, царство и др.
В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо четко разграничивать государство и общество. Французские просветители XVIII века, создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство — для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (от преступников).
Государства древности: мозаика фактов
1.    Хетты - один из древнейших народов индоевропейского происхождения. Примерно в 1450 году до н.э. хетты создали Новое царство. Главой государства был монарх - носитель высшей военной, гражданской и судебной власти и главный религиозный авторитет. Свободные воины составляли своего рода аристократию. Они объединялись в особое собрание — панкус, от него зависел даже выбор нового монарха.
2.    Фракийский племенной союз, созданный в 730 году до н.э. в Европе, возглавлял верховный вождь, вокруг которого объединялась родоплеменная знать. Он обладал высшей политической и религиозной властью, был верховным командующим во время войн. Знать пользовалась привилегиями: у нее были особые нормы поведения, одежда, украшения, пища, отличный от других образ жизни. Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных селах; вожди и их окружение - в укрепленных городищах (городов как таковых фракийцы не создавали).
3.    Царь Ашшурбанипал (правил в 680—627 годах до н.э.) построил в Ниневии - столице Ассирии, великолепный, украшенный прекрасными рельефами Северный дворец, в котором он разместил свою обширную библиотеку из 30 ООО клинописных глиняных табличек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских и собственно ассирийских текстов. Среди них археологи обнаружили царские указы и хроники, медицинские и математические тексты, географические и ботанические справочники, международные договоры, пророчества и легенды, дипломатическую переписку и хозяйственные записи.
4.    Ассирийский царь Саргон II (правил в 722-705 годах до н.э.) продолжил завоевательную политику своих предшественников. Он разгромил Израильское царство (722 год до н.э.), нанес поражение Египту (720 год до н.э.), а Фригию, Кипр и часть государства Урарту принудил платить дань. Его сын Синахериб (правил в 705-681 годах до н.э.) захватил финикийские портовые города Сидон и Яффу и покорил Иудею (701 год до н.э.), взял штурмом и разрушил Вавилон (689 год до н.э.). Ассирийцы проводили систему массового террора для поддержания строго централизованного управления завоеванными территориями.
5.    При Асархаддоне (правил в 681- 667 годах до н.э.) Ассирия достигла наивысшего могущества. В 671- 664 годах до н.э. она захватила дельту Нила и поставила у власти в Египте своего ставленника. Империя простиралась теперь от Нила до Каспия и от Киликии
до Персидского залива. Ассирийские крестьяне и население порабощенных стран содержали огромную армию и имперский аппарат управления. Для покрытия расходов, например на дворцовое строительство, велись захватнические войны. Военные расходы постепенно подтачивали империю.
Источник: Энциклопедия «Хроника человечества».
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п. Иными словами, государство — это центральный, но не единственный институт политической системы общества.
Государствам прошлого и современности свойственны следующие общие (фундаментальные) признаки:
1.    Единая территория, очерченная государственными границами, признаваемыми другими странами.
2.    Единая система управления территорией, включающая разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящаяся на принципе разделения властей.
3.    Единая система законов, зафиксированная в Конституции, соблюдаемая всеми гражданами на всей территории.
4.    Монополия на легальное применение силы или физического принуждения, опирающаяся на армию, полицию, службу безопасности, суд, прокуратуру.
5.    Право на взимание налогов, идущих на содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной.
6.    Обязательность членства в государстве — гражданство. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения.
7.    Представительство от имени общества в международных организациях, переговорах и т.д.
8.    Суверенитет, т.е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов.
Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства.
СУВЕРЕНИТЕТ (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.
Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Он закреплен в Уставе ООН и других международных актах. Суверенитет — главное, к чему стремится любой народ, претендующий стать самостоятельным государством. В начале 90-х годов, когда распался СССР, произошел процесс, который был назван «парадом суверенитетов». Бывшие союзные республики одна за другой объявляли государственную независимость. На политической карте мира в одночасье появилось более 10 новых государств.
Суверенность (верховная власть плюс независимость) государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила, способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.
Указанные признаки отличают государство от других организаций, например, мэрии города, политической партии или профсоюзов, обладающих признаками, схожими с государственными, но не обладающих другими.
О характере и содержании деятельности государства рассказывают его функции. Они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); участие в управлении экономикой; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т.п.
Внешние функции государства: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие нормальных отношений с другими государствами, взаимовыгодного сотрудничества с ним на основе принципов мирного сосуществования.
Государство появилось на исторической арене 5—6 тысяч лет назад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества. К появлению государства привели следующие, вполне объективные, причины.
Первая причина появления государства — плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40—60 человек разбредались по огромным территориям в поисках провианта. Они встречались, лишь когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы, оттеснить чужаков со своей территории. Ученые считают, что тогда на Земле было не больше 5—6 млн. человек, сегодня их — около 6 млрд. Сравним две цифры. В тысячу раз население выросло за неполные 10—15 тысяч лет. Небольшой срок, если вспомнить, что первый человек появился 2—3 млн. лет назад.
Когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория — группе из 40—60 охотников и собирателей необходимо несколько сот квадратных километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объединение одних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежными. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в такие союзы.
Вторая причина — страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами. Некоторые ученые считают, что к созданию государства людей толкал страх перед агрессией со стороны противника, опасение за жизнь и имущество. Но опасность со стороны разбойников и преступников внутри страны служила не меньшей причиной к объединению в государство, способного применить силу и установить порядок. Оно, как арбитр, могло объективно решать все споры и издавать общие для всех законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но ему подконтрольную и его обслуживающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника.
Третьей причиной возникновения государства является фактор силы. Посмотрите на современное рыночное общество. Каждая фирма, а их миллионы, окружена охранниками, следящей и подслушивающей аппаратурой, сигнальными и компьютерными системами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга, и полной аналогии с феодализмом уже не избежать. Такая аналогия многое объясняет. Средневековая Европа — это множество феодальных княжеств, каждое со своей частной охранной армией, своими флагами, гербами, правительствами, языком, культурой. Города и замки, деревни и округи — под охраной. В путь купцы отправлялись под охраной, а часто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали с оружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечом, даже пахали иногда, не снимая оружия.
Все европейские короли нанимали или переманивали друг у друга профессиональных солдат. С помощью оружия добивались всего на свете: расположения прекрасных дам, обильных налогов со своих и огромных контрибуций с чужих терри-
торий. Военные отряды обеспечивали бесперебойную торговлю и регулярную уплату налогов.
Экономические законы вынудили людей придумывать рациональные формы решения политических проблем. Военная компания — это тоже разновидность делового предприятия. Чистый доход состоит из размеров дани, которую удается собрать с мирного населения, минус издержки на содержание армии. Армия — это главная рабочая сила. Она должна постоянно трудиться, дабы оправдывать свое содержание и приносить доход. Но если ее вылазки имеют разовый характер, то доход непостоянен. Если же верховная власть устанавливает полную монополию над данной территорией и постоянно собирает дань, то издержки на содержание армии снижаются. Одновременно растет благосостояние мирного населения. Дело в том, что при регулярном сборе, об этом знают даже российские рэкетиры, дань с каждого хозяйства берется меньше, ему оставляют на вырост, о его благополучии заботятся, дабы и в будущем можно было бы собирать дань. Регулярные и хорошо собираемые налоги обычно меньше по размерам, нежели разовые, плохо отдаваемые и собираемые разными сеньорами. Вот почему и подданные заинтересованы в сильном государстве, распространяющем власть на большие пространства.
Таким образом, формирование государств происходило по экономическим соображениям. Правитель, имея сильную армию, способен был легко и быстро собирать налоги либо дань с подвластной территории, устраняя любых конкурентов, будь то удельные князья, разбойники, иностранные государства, претендовавшие на эти ресурсы. Разбойники на большой дороге, современные рэкетиры, бизнесмены, уклоняющиеся от налогов, — все это конкуренты, а значит, враги государства в борьбе за налоги. Одни устраняются физической силой, другие — юридическими законами.
Поистине государство — это монополия на законное насилие. Законным оно считается, если закреплено в Конституции государства, где так и записано: на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Сильное государство удерживает свою монополию, слабое ее отдает. Тогда в стране устанавливается правовой беспредел, хаос, от которых страдают простые люди.
Кроме двух указанных, у государства есть множество других видов монополии. Например, монополия на свободу слова, когда оно имеет право запретить литературу, порочащую общественные нравы, например порнографическую, сеющую межнациональную рознь (такова профашистская литература) и др. Существуют еще монополии на таможенные пошлины, на алкоголь и табак, на соль и т.д. Стоило российскому правительству отдать теневым дельцам производство и сбыт алкоголя, как казна недосчиталась десятков миллиардов долларов. Ведь чистый доход в этой сфере бизнеса составляет 2000%. До революции и в советское время «пьяные деньги» составляли треть государственных доходов.
К общим монополиям государство часто добавляет частные, которые раздаются госслужбам и обогащают не только государство, но и чиновников. Государство берет пошлину за оформление свидетельств о браке и рождении детей, за выполнение процедуры расторжения брака, за подтверждение права на получение наследства, за принятие жалобы к рассмотрению в суде и т.п. Вездесущие чиновники умудряются превратить в источник наживы не только частные, но и общегосударственные монополии, например таможенный сбор. Если органы правосудия ослабляют контроль за таможенными службами, через границу за крупные взятки чиновникам проникают наркотики, оружие, алкоголь и другие товары, никак не пополняющие государственный бюджет и наносящие вред стране.
Понятия: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.
Вопросы и задания
1. Что такое политическая система общества? Охарактеризуйте сущность государства как составной части политической системы общества.
*2. Почему государство не является составной частью социальной или экономической сферы общества?
3. Какие причины привели к возникновению и укреплению государства?
4. Опишите общие признаки государства.
*5. Сравните признаки государства с признаками общества, описанными в первой главе. Что общего между ними можно обнаружить? В чем они различаются?
6. В чем состоят функции государства? Почему они разделены на внутренние и внешние? Можете ли вы привести примеры тех и других?
7. Какова роль насилия в становлении государства?
*8. Почему применительно к государству насилие называется законным?
9. В чем выражается монополия государства? Перечислите все виды монополии государства.
*10. Подумайте, без каких монополий любое государство не может обойтись? Обоснуйте свое мнение,
Проблема. Сумеет ли человечество когда-нибудь в будущем обходиться без государства и как?
Существует ли «идеальное государство» и какое оно?
Практикум. Какие из указанных ниже видов монополий не принадлежат государству?
1. Монополия на законное насилие.
2. Монополия учреждать политические организации.
3. Монополия на свободу слова.
4. Монополия на производственную деятельность.
5. Монополия на ценные бумаги.
6. Монополия на таможенные пошлины.
Ответ обоснуйте.