§ 3 (§ 27). Национальное государственное устройство
В мире насчитывается около 200 государств и до 5 тысяч этносов, из которых несколько сотен являются нациями. В составе нынешней России более 100 этносов, в том числе 30 наций. Сопоставив эти цифры, легко догадаться, что не все нации имеют государство, хотя большинство, если не все, стремятся к этому.
В мировом сообществе действуют две противоположные тенденции:
— объединение наций,
— отделение наций.
Первая тенденция находит яркое воплощение в объединении Европы в рамках конфедерации нового типа — Европейского Союза (ЕС). Он образован в 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором на базе Европейских сообществ, объединивших 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 году подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. На сегодняшний день ЕС объединяет 27 государств.
У Европейского Союза свой парламент и Совет министров. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (т.н. «Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а в 1999 году введена единая валюта — евро и осуществляется единая денежно-кредитная политика (в наличном обращении евро с 2002 года).
В начале декабря 2000 года в Ницце (Франция) состоялась встреча глав стран ЕС. Они подписали Хартию, где говорилось о деятельности ЕС в новом тысячелетии, и в частности о расширении стран содружества на юг и восток, о создании сил быстрого реагирования и др. (всего 54 пункта). На совещании присутствовали представители стран-претендентов на вступление в ЕС, среди них были и посланцы стран Балтии.
Вторая тенденция привела к распаду СССР, Югославии и некоторых других государств. Ее еще называют сепаратизмом.
СЕПАРАТИЗМ (от лат. separatus — отделенный) — стремление к отделению, обособлению.
Разделение наций может происходить мирным и военным путем. Чаще выбираем второй путь. Формой немирного отделения выступают национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Между ними трудно провести разграничительные линии, но можно сказать, что войны чаще происходят там, где одна нация поработила другую, а конфликты — между мирно объединившимися некогда народами, один из которых решил отделиться.
Первая тенденция — стремление наций к объединению — ведет к созданию так называемых централизованных государств, вторая — к их распаду.
Централизованные государства — основная форма государственности в современном мире. Часто они создавались через так называемое собирание земель. Оба процесса — централизация и собирание — являются двумя частями одного целого.
Объединением этнически и политически разобщенного государства занимался в X веке германский король и император Священной Римской империи Оттон I Великий. Он захватил чуть не пол-Европы и обложил данью народы, населявшие междуречье Эльбы и Одера. Собиранием земель в том же X веке занимались и датские правители. Впервые страну объединил конунг Горм Старый (920—940), подчинивший себе поселение викингов Хедебю и расширивший территорию Датского государства до Эйдера. И в других скандинавских странах небольшие королевства объединялись под властью отдельных сильных правителей, но после их смерти вновь распадались. Первым конунгом, подчинившим себе значительную часть Норвегии, был Харальд Прекрасноволосый. В Швеции единое государство возникло на рубеже X—XI веков при Олафе Шёт- конунге из рода Инглингов из Вестфольда. Получение королевского титула увенчало многолетние усилия Болеслава I Храброго (992—1025) по собиранию польских земель. За 33 года правления Болеслав объединил польские земли. Позже, чем на Руси, закончилось собирание земель в Италии и Германии. Они превратились в централизованные государства только в последней четверти XIX века.
Не просто собирание земель шло на Руси. Можно выделить два этапа: 1) период Древнерусского государства, 2) период Московского царства. Первый этап начался с утверждения варяжской династии Рюриковичей в Киеве в 882 году, когда древнерусские земли объединились в единое государство. Перед приходом варяг (викингов) из Скандинавии на землях Древней Руси существовало несколько мелких княжеств.
Затем, в период феодальной раздробленности, когда начались разногласия между правящей княжеской родней, государство распалось и стало легкой добычей татаро-монгольских войск. Долгих триста лет томилась Русь под иноземным игом, исподволь собирая земли в единый мощный кулак. И здесь, как и в Европе, использовались военные и мирные способы собирания централизованного государства.
Второй этап собирания земель начался в 1328 году, когда московский князь Иван Калита в награду за усмирение восстания в Твери против сборщиков дани (баскаков) получил от хана Золотой Орды ярлык на великое Владимирское княжение вместе с правом самому собирать дань с русских княжеств. Тем самым было положено начало ослаблению зависимости Руси от Золотой Орды, а также возвышению Москвы. Со времен Ивана Калиты именно московские князья стали вести политику, направленную на собирание земель вокруг Москвы. Позже великий князь Московский Иван III уничтожил удельные княжества и объединил под властью Москвы большую часть земель Северо-Восточной Руси. Постепенно Москве подчинились Ярославль, Ростов, Рязань, Тверь, а также Новгород. Иван III отказался платить дань Орде и положил конец монголо-татарскому владычеству на Руси. Таким образом, централизация русского государства происходила одновременно с обретением им политической независимости.
Централизованные государства — конечный этап исторически длительного процесса. Они имеют большие размеры, многочисленное население, хорошо вооружены, у них четко организованный и разветвленный аппарат государственного управления. Их называют державами и империями.
Централизованное государство имеет и плюсы и минусы. Оно защищает страну от набегов сильных врагов и спасает народ от рабства или истребления. Только при такой форме правления нация начинает чувствовать себя единым целым и достигает мирового признания. Но цена величия — это часто высокое бремя налогов и нищета, ограничение или подавление свободы слова. Редко какому народу удавалось быть одновременно великим и богатым.
Централизованное государство иногда называют национальным. Между ними есть сходство и различие. Древнеегипетское и вавилонское государства, несомненно, являлись крупными централизованными государствами. Но можно ли их считать национальными, если в то время нации еще не появились?
Общенациональное, или национальное, государство —это исторически поздняя форма централизованного государства. Поздним ее делает то обстоятельство, что нация формируется только на этапе капитализма, первые зачатки которого появились в Европе примерно в XV веке, а своей зрелой формы капитализм достиг в XIX веке. Именно в этот момент завершается собирание земель в Италии и Германии и формирование на этой основе национального государства.
Национальное государство создается за счет централизации земель, где проживает одна нация. В строгом смысле слова национальным надо считать только однонациональное государство. Там могут проживать представители и других наций и народностей, но они должны занимать второстепенное место. В нынешней Германии проживают представители многих национальностей, но только как вкрапления в немецкий этнос, занимающий главенствующее положение в обществе. СССР никогда не был однонациональным государством, поскольку на его территории проживали более 100 наций. Он относился к разряду многонациональных. Термины «национальное государство» и «многонациональное государство» необходимо различать.
Централизация указывает только на то, как многочисленные территории связаны с общим центром. Это территориально-административный и отчасти политический признак государства. Но отнюдь не этнический. Если бы на всей этой территории проживала одна нация или очень близкие этносы, то мы могли бы централизованное государство называть также еще и национальным.
Проблема существования национального государства не так проста, как может показаться. Взять, к примеру, Югославию, в составе которой раньше находились только представители одного этноса — славянского. По формальным признакам это национальное государство. Но славяне-сербы исповедуют православие, а славяне-хорваты — католицизм. И вот в 90-е годы между ними разгорелась война. Какая это война — гражданская или национальная? Трудно подобрать точное название. Но в результате образуются два разных государства, теперь уже однонациональных. Что их держало вместе раньше? Коммунистическая идеология. Стоило ей рухнуть, как тут же дали о себе знать религиозные различия. Они оказались сильнее идеологического сходства.
То же самое произошло и с распадом СССР. Что держало вместе католиков-прибалтов, католиков-западноукраинцев, мусульман-азербайджанцев или мусульман-узбеков? Идеологическое единство, проводимое в жизнь разветвленным партийным аппаратом на местах. Он был единым, но народы были разными. На идеологическом единстве советская власть мыслила со временем построить новую национальную общность. Ее так и называли советским народом, понимая под этим искусственным образованием новый тип нации. Ничего не вышло. В конце 1991 года все рухнуло, сохранившиеся национальные и религиозные различия заставили союзные республики побыстрее покинуть общую идеологическую родину.
А вот расколотая на два политических государства — ФРГ и ГДР — единая немецкая нация в те же 90-е годы воссоединилась в единое национальное государство. То же самое произошло с Северным и Южным Вьетнамом, разделенным политическими барьерами. На том же пути стоят сегодня Северная и Южная Корея, политические различия между которыми все еще очень сильны. Но вполне возможно, что в будущем и они отойдут на второй план, уступив место центростремительным национальным тенденциям.
В конце второго и начале третьего тысячелетия всемирная история как бы поворачивает вспять. Процесс собирания земель превращается в их разбегание. Создававшиеся на протяжении сотен лет сильные централизованные государства во второй половине XX века стали быстро рассыпаться. Оказалось, что это — колосс на глиняных ногах. В централизованном государстве, как правило, намешано много этносов, вот почему их еще называют полиэтническими. Но чем больше разных народов собралось под одной крышей, тем разнороднее интересы и больше причин для конфликтов. Следовательно, тем больше повода для сепаратизма — отделения от централизованного государства.
Основные формы национально-государственного устройства Их особенности
1) Унитарная форма — Единая структура государственного аппарата. Глава государства распространяет свою власть на территорию всей страны;
— Все территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;
— Единое гражданство;
— Единая система права;
— Единая судебная система;
— Одноканальная система налогов: они поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.
2) Федеративная форма — Каждая федерация обладает уникальными особенностями — существует два уровня государственного аппарата: федеральный, (союзный) и республиканский;
— двойное гражданство;
— двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации.
3) Конфедеративная форма — Объединение государств на договорной основе. Для достижения определенных целей.
— Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами.
4) Содружество — Объединение государств, в основе которого могут быть общие язык, права и т. д.
По прогнозам американского географа С.Коэна, через 30 лет число государств в мире увеличится на 50% . На глобусе появится более 300 независимых стран. Ученые прогнозируют распад Австралии на четыре государства, образование нескольких новых независимых государств в Европе, распад России, полную перекройку политической карты Азии, исчезновение Канады как государства, изменение границ США. (Социс. 1996. № 12.) Распад государства — это всегда геополитическая катастрофа, поскольку мирные варианты разделения — редкие случаи.
Причина почти половины всех современных войн — сепаратизм. Надежного рецепта борьбы с этим явлением пока не найдено. Статистика показывает, что конфликты на национально-освободительной почве редко заканчиваются благополучно. Часто они никак не заканчиваются, переходя из фазы обострения в «вялотекущее» состояние.
Бывали случаи, когда часть территории получала независимость от своего государства полюбовно, без войны, по обоюдному согласию сторон с учетом мнения народов, населяющих обе страны. Таким образом, в начале века Норвегия отделилась от Швеции, а совсем недавно - Словакия от Чехии, Россия от бывших республик, а республики друг от друга. Кстати, Ингушетия от Чечни отделилась таким же «деликатным» способом.
После первой мировой войны 1914-1918 годов Великобритания разделила Ирландию на Северную (протестантскую) и Южную (католическую). Южная Ирландия получила статус независимого государства, а Северная принялась бороться за то, чтобы отделиться от Британии. Сначала борьба шла вяло. Резкое обострение ситуации началось после того, как в 1969 году англичане послали в Ольстер свои войска. Конфликт продолжается до сих пор.
После второй мировой войны 1939-1945 годов сверхдержавы всерьез занялись размножением государств. Германию разделили на «капиталистическую» и «социалистическую». Единые Корея и Вьетнам были поделены на «коммунистические» и «антикоммунистические» части. От Китая сверхдержавы отгрызли национально мыслящий Тайвань. Англичане отделили от Индии мусульманский Пакистан, поделили Палестину, отобрав у нее кусочек территории для нового государства - Израиля. В эту же группу поделенных стран, разрезанных на части мировыми державами, теперь, по-видимому, следует внести и Югославию.
«Размножение» независимых государств привело к тому, что они стали всерьез воевать друг с другом. Произошла одна война между Кореями, одна - между Вьетнамами, многочисленные конфликты между Тайванем и Китаем, три войны между Индией и Пакистаном и пять арабо-израильских войн.
Если власти хотят, чтобы какой-то регион считался «зоной влияния» вверенного им государства, то первое, к чему они стремятся, - сохранить в этом регионе свое военное присутствие. Это общий закон, который работает не только во внутренних, но и в международных, геополитических конфликтах.
Войска выводят только тогда, когда им уже никак невозможно оставаться. Так, после многократных напоминаний мирового сообщества мы выводили войска из Западной Европы и из Прибалтики. С крайней неохотой мы покинули Азербайджан. С Грузией разработан план о постепенном выводе наших войск.
Грузия потерпела неудачу в борьбе с сепаратизмом. Ей не удалось сохранить свое военное присутствие в Абхазии. Грузинская армия, с боями вступившая в 1992 году на абхазскую территорию, спустя год уходила из Сухуми отнюдь не по своей воле. Абхазцы, усиленные российскими артиллеристами, десантниками и летчиками, перешли в решительное наступление и выгнали грузинские войска со своей территории за границу Абхазии. Абхазия объявила себя в одностороннем порядке независимой республикой. Признания она не получила. (Прим. ред.)
Та же самая история с Карабахом. При помощи армянской армии и при российской военной поддержке карабахцы дополнительно отвоевали себе Лачинский коридор, связывающий республику с Арменией.
Источник: МК. 1996. 7 июня.
Понятия: национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя.
Вопросы и задания
1. В чем состоит различие между централизованным и национальным государством?
*2. К какому из этих типов относится современная Россия?
3. Что такое процесс собирания земель и как он проходил на территории нашей родины?
*4. Попробуйте сравнить процесс собирания земель в странах Западной Европы и в России. К каким выводам вы можете прийти?
5. Как в современном мировом сообществе проявляются тенденции объединения и разъединения наций? В чем сходство и различие этих тенденций?
6. Почему и как распадаются национальные государства?
7. Какую роль сепаратизм играл в новейшей истории? Слышали ли вы выражение «парад суверенитетов»? Как это явление связано с сепаратизмом?
*8. Предположите, какие проблемы исчезают и какие появляются у населения и властей при распаде многонационального государства на национальные.
Проблема. Как вы думаете, грозит ли Российской Федерации распад на множество национальных государств? Поговорите об этом со старшими.
Практикум. В мире насчитывается около 200 государств и до 5 тысяч этносов, из которых несколько сотен являются нациями. В составе нынешней России более 100 этносов, в том числе 30 наций. Сопоставив эти цифры, можно ли сделать вывод о том, что не все нации имеют государство, хотя большинство, если не все, стремятся к этому?