Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
7 гостей

Краткие новости

Урок «Человек и его деятельность» (§ 5)

Урок «Человек и его деятельность» (§ 5)

Назначение данной темы заключается в формировании на доступном шестиклассникам уровне представлений о деятельности человека. Знакомство с ней носит пропедевтический характер.
Задача урока: объяснить, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку; деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.
Имеющийся у шестиклассников личный опыт дает возможность углубить и расширить представления об игре, учебе и труде как основных видах деятельности.
План изучения нового материала
1. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе».
2. «Пчела мала, да и та работает».
3. Жизнь человека многогранна...
Заранее рекомендуется предложить ребятам подумать над вопросами, помещенными в начале параграфа. Они служат своеобразной основой для концентрации внимания, позволяют сделать нужные акценты в работе с новым материалом.
Урок целесообразно начать с ответов на эти вопросы, слушая и корректируя их в случае необходимости. Затем учитель предлагает поработать с рубрикой «Обсудим вместе». Обобщая ответы учащихся, учитель акцентирует внимание на том, что человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности. Слова, действия и поступки человека помогают его понять.
Работу с разделом «Птицу узнают по полету, а человека — по работе» следует начать с обсуждения темы. Далее учитель предлагает учащимся подобрать синонимы к слову «работа». Это позволяет определить уровень имеющихся исходных представлений учащихся. Целесообразно в ходе урока опираться на эти представления, расширяя и углубляя их.
Учащиеся, как правило, называют слова «труд», «занятие», «дело», «поступки», «поведение» и т. д. В ходе беседы важно выяснить, что объединяет эти понятия.
Здесь рекомендуется ввести определение деятельности (в сильном классе можно предложить сделать это самим учащимся).
Дальнейшую работу по изучению нового материала можно построить на основе рассказа учителя с обращением к отдельным фрагментам учебного текста. Изучение темы следует начать с объяснения того, что многие предметы, окружающие человека, — результат его деятельности. Затем учащимся предлагается продолжить список вещей, которые также можно назвать результатом человеческого труда.
Обобщая ответы, учитель подводит учащихся к выводу, что и сам человек меняется в процессе деятельности. Рекомендуется привести примеры того, как деятельность человека влияет на его характер, поведение и т. д. Затем уместно предложить учащимся подумать над приведенным в тексте параграфа высказыванием Демокрита, а также высказать свои мнения по поводу значения деятельности в жизни человека. Полученные ответы помогут определить, как учащиеся понимают утверждение, что личные качества в деятельности не только проявляются, но и формируются.
Для закрепления этого материала полезно предложить учащимся поразмышлять над заданием к разделу учебника.
Слушая ответы, учитель обращает внимание на причины, которые определили выбор учащихся.
Дополнительный материал
Знаменитый оратор Древней Греции Демосфен был от природы косноязычен. Это мешало его желанию стать оратором. Он стал произносить речи с камешками во рту под шум морских волн. Ему было нелегко, но он добился успеха.
Знаменитый русский полководец Александр Суворов родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливанию своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошел путь от солдата до генералиссимуса.
Герой Великой Отечественной войны Алексей Маресьев в воздушном бою получил тяжелое ранение, оказался на территории противника. 11 дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения (у него были раздроблены ноги). Врачи ампутировали ему ноги, тем не менее он вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолетах.
Далее целесообразно обратиться к рубрике «Поэтическое слово». Учителю желательно прочитать вслух стихотворение Н. А. Некрасова и предложить учащимся ответить на вопросы после этой рубрики. В случае затруднений советуем задавать наводящие вопросы, например: «Почему тот, „кто хочет сделаться глупцом“, должен пренебречь трудом?», «Почему даже физически и умственно развитый человек без труда не станет сильным и смелым?»
Подводя предварительный итог изучению материала этого раздела, учитель еще раз подчеркивает, что личность человека не только проявляется в действиях, поступках, отношениях, но и формируется в них.
Содержание раздела «Пчела мала, да и та работает» целесообразно изложить учителю и закрепить с помощью обращения к тексту. Важно обратить внимание на преобразовательный характер деятельности человека, подчеркнуть ее отличие от поведения других живых существ. Учителю следует подкрепить свои слова следующим примером: подтачивая дерево, бобры грызут удаленную от воды сторону ствола, давая дереву упасть именно в воду. Причины такого поведения бобра обусловлены его инстинктом, который подсказывает ему, деревья какой породы следует выбирать для сооружения плотины, способы «лесоповала» и т. д.
Объясняя этот материал, важно не столько указать на отличительные особенности поведения животных, сколько объяснить, почему человек, в отличие от них, может писать музыку и стихи, верить в Бога, создавать как новые орудия труда, так и новые виды оружия уничтожения.
В материале раздела раскрывается содержание терминов «цель», «средства достижения цели», «деятельность», «результат». Учитывая пропедевтический характер подачи материала, важно обратить внимание на правильность понимания их смысла учащимися.
Первый термин — «цель» — разъясняется на любых примерах с привлечением внимания учащихся к тексту раздела, где дается фрагмент из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Это поможет полнее усвоить суть понятия «цель» как необходимого элемента, передающего смысл любой деятельности человека.
Понятие «средства достижения цели» требует пояснений. Учитель должен отметить их разнообразие. Это могут быть приемы, способы действий, деньги, орудия труда, предметы для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, которыми владеет человек, тем больше у него возможностей достичь поставленных целей. Учащимся предлагается назвать любые способы достижения цели, характерные для той или иной деятельности.
«Результат» рассматривается в соотнесении с целью. Всегда ли результат деятельности воплощает задуманное, соответствует поставленной цели? Этот вопрос лучше всего рассматривать на конкретном примере. Рассмотрим ситуацию: ученик хотел получить в четверти «5» по математике, но получил «3». Учитель предлагает подумать, почему результат не совпал с поставленной учеником целью. Ученики могут перечислять различные предположения: плохо готовился, не всегда выполнял домашние задания, прогуливал, не интересовался пропущенным материалом и т. п. Кроме того, они могут назвать другие причины.
Обобщая ответы, учитель отмечает, что результат может отклониться от цели или не полностью ей соответствовать. Несовпадение результата с целью может быть объяснено разными причинами (выдвижение заведомо недостижимых целей, недостаточный учет внешних условий деятельности, возможных препятствий, трудностей; неверный выбор средств достижения цели; неполнота действий, направленных на достижение цели; неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий).
Важно обратить внимание детей на то, что независимо от занятий человека ему в первую очередь требуются определенные знания и умения, поэтому учеба — первый шаг в достижении любой цели.
Далее учитель предлагает учащимся назвать отличительные черты деятельности человека (в слабом классе их следует прочитать в учебнике).
Изучая раздел «Жизнь человека многогранна...», учителю рекомендуется опираться на знания, полученные ранее.
Тематически с содержанием данного раздела связаны сюжеты рубрики «Картинная галерея». Рассмотрев репродукцию картины В. Г. Перова, учащиеся смогут рассказать о том, что дети заняты непосильным трудом, что место детей этого возраста — за школьной партой или на игровой площадке. Им рано работать, тем более заниматься таким тяжелым трудом.
Ссылаясь на текст учебника, учитель подводит ребят к пониманию того, что игра тоже является трудом. Учащимся напоминают о «потешных играх» Петра I, о том, какую роль сыграли они в судьбе российской армии. Важно подчеркнуть мысль о том, что игра нередко закладывает основу для дальнейших занятий человека.
В процессе изучения темы учителю следует предложить учащимся поразмышлять над вопросами: «Какие черты характера человека воспитывает учеба и труд?», «Какие качества помогают школьнику хорошо учиться, а какие мешают?».
Выслушав ответы учащихся, учитель может несколько расширить их представления, обратив внимание на то, что, помимо знаний по различным предметам и учебных умений (понимать смысл услышанного, выделять главную мысль прочитанного, составлять план и др.), учение дает еще очень многое, способствующее развитию личности учащихся. Это прежде всего самостоятельность в организации своего труда, распределение своего времени, требовательность к самому себе, ответственность (например, делать не только то, что тебе в данный момент хочется, но и то, что ты должен).
Рубрика «Путешествие в прошлое» посвящена возникновению гончарного ремесла. Познакомив учащихся с ее содержанием, полезно остановиться на вопросах к ней. Обсуждение ответов подводит учащихся к следующим выводам: усложнение труда требует повышения мастерства работника, овладение ремеслом требует упорного труда и многих лет учебы.
При наличии времени советуем выполнить в классе задание 2 рубрики «В классе и дома». Это задание построено на основе обсуждения конкретной ситуации. Важно обсудить все предложенные вопросы, поскольку они стимулируют перенос оценочных суждений в отношении другого человека на себя. При нехватке времени в классе это задание можно предложить выполнить дома.
В качестве домашнего задания целесообразно дать вопросы рубрики «Проверь себя» и задания 1, 4, 5 рубрики «В классе и дома».
В разделе «Учимся правильно организовывать свои занятия» дан ряд правил. Рекомендуем остановиться отдельно на каждом правиле, рассмотрев его на примере любого из названных видов деятельности (игра, учение, труд). По каждому правилу могут высказаться несколько учащихся. Полезно в завершение этой работы подчеркнуть взаимосвязанный характер этих правил; объяснить, что умение правильно организовывать свои занятия предполагает соблюдение каждого из них.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты