Урок «Познай самого себя» (§ 4)
Урок занимает важное место в обществоведческом курсе 6 класса. Он раскрывает сущность и различные стороны процесса социализации младших подростков: условия становления личности, потребности и способности, проявление личностных свойств в основных видах деятельности.
Задача урока: раскрыть учащимся роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.
План изучения нового материала
1. Познание мира и себя.
2. Что такое самосознание.
3. На что ты способен.
Установить логическую взаимосвязь с содержанием предыдущих уроков поможет обращение к вопросам рубрики «Вспомни» и обсуждение их совместно с учащимися.
Усилить интерес к теме урока, обозначить в ней проблемные вопросы, а также получить информацию о готовности учащихся к усвоению учебного материала учитель может через включение подростков в обсуждение вопросов рубрики «Обсудим вместе». Подведя итоги обмена мнениями и выявив слабое звено в представлениях учащихся, учитель переходит к объяснению темы урока. Эпиграфом к данному уроку может стать высказывание Л. Н. Толстого о сложности процесса познания человеком самого себя: «Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью».
Далее процесс овладения учебным материалом следует условно разделить на две части: теоретическую и практическую. Первая связана преимущественно с объяснением учителя, опирающегося на текст учебного пособия. Вторая часть основывается на заданиях рубрики «Учимся узнавать и оценивать себя» и направлена на самостоятельное выполнение учащимися практических заданий, развитие их познавательных, коммуникативных и практических умений. Здесь усвоенный теоретический материал закрепляется через конкретные способы и правила поведения.
Приступая к объяснению материала первого раздела параграфа «Познание мира и себя», учитель может дать дополнительную информацию и сосредоточить внимание учащихся на различных аспектах познания человеком самого себя:
— исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать;
— изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей;
— понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»).
Еще одним аспектом темы, требующим внимания учащихся, является стремление человека узнать себя и оценить свои способности. Исторически сложилось так, что это стремление было не только результатом развития его пытливого ума и природной любознательности, но и естественной необходимостью и важнейшей потребностью, условием выживания человека и приспособления к окружающей действительности. Подвести учащихся к этому выводу и успешно усвоить материал позволит обращение к содержанию рубрики «Путешествие в прошлое». Она раскрывает процесс познания себя, которому исторически люди придавали огромное значение. Особенно важно это было для подрастающего поколения в целях подготовки к взрослой жизни. Советуем предложить учащимся вспомнить из истории примеры организации такой подготовки (например, воспитание молодых людей в Спарте).
Изучение следующего раздела «Что такое самосознание» строится с опорой на овладение основными понятиями темы: самосознание, самооценка. Этому будет способствовать не только знакомство с определением этих понятий, но и организация активного участия школьников в предложенном задании на самооценку себя (выбор места на рисунке «Лесенка» на с. 39 в учебнике). Учитель предлагает учащимся определить свое место на этой лесенке и обосновать решение. В случае затруднения необходимо помочь учащимся в выборе своего места. Для закрепления материала рекомендуем предложить учащимся обсудить ответы на следующие вопросы: «Как правильно оценить себя?», «Что нужно знать для объективной самооценки?», «Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей?», «Знаешь ли ты свои сильные и слабые стороны?», «Как обрести большую уверенность в себе?».
Обсуждение последнего вопроса учитель может завершить практическими рекомендациями учащимся по использованию такого известного метода, как самовнушение. Так, во многих странах мира известны упражнения с четками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды. Сделать четки несложно: нанижите на нитку деревянные, пластмассовые или стеклянные бусинки, каждая из которых отделена от других узелком. Их число 25. Перебирая каждую бусинку, нужно произносить важное для себя в данный момент высказывание. Например: «Я радуюсь контрольной работе. У меня все получится. Я докажу, что многое умею». И так 25 раз по числу бусинок. Постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние, главное — не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.
Можно предложить учащимся придумать для себя формулы самовнушения. Например: «Я с каждым днем все лучше владею собой», «Физика — мой любимый предмет», «Я могу быть внимательным» или др. Убедить в результативности этого метода поможет следующий факт: в 1920-е годы метод внушения был применен при лечении больных. Вместо лекарств французский аптекарь Эмиль Куэ стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.
Следующий раздел параграфа «На что ты способен» достаточно доступен для усвоения учащимися. Здесь главное — обратить их внимание на основные выводы раздела (например, на вывод о том, что бесталанных людей нет, природа каждого наградила какими-либо способностями, важно ими воспользоваться и уметь развивать) и по возможности дать дополнительную информацию к ним. Рекомендуется с учащимися обсудить высказывание Л. Н. Толстого: «Знания же, которые приобретут или не приобретут дети, — это дело второстепенное и ни в каком случае неважное. К чему будут способности у ребенка, тому он научится, хотя бы жил в захолустье». По окончании обсуждения учителю следует самому сделать вывод: уровень развития способностей личности отражают понятия таланта и гениальности. Талантом называют способности, позволяющие получать продукт деятельности, отличающийся новизной, своеобразием, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека. Можно предложить учащимся вспомнить людей, которых можно было бы назвать талантливыми или гениальными.
Важный спутник таланта — труд. На этом факте важно акцентировать внимание учащихся. Талант — это не более чем возможность осуществления творческих успехов, но далеко еще не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорна, — это всегда, без исключения, титаны труда. Ведь в процессе деятельности накапливается жизненный опыт, без которого никакое творчество невозможно. «Тысячи тонн словесной руды» потребовалось переработать гениальным А. С. Пушкину и Л. Н. Толстому, чтобы найти точное, единственно возможное слово, которое до сих пор восхищает нас в их произведениях. Предложите учащимся подкрепить этот важный вывод своими примерами.
Значимым для учащихся будет и утверждение о необходимости соединения способностей человека и его деятельности, успешного поиска дела по душе. Здесь учителю необходимо подчеркнуть значение благоприятных условий, в которых может развиться талант. «Быть может, в каждом убит Моцарт» — так оценивал влияние общественных условий на развитие творческих способностей человека писатель Антуан де Сент-Экзюпери. В то же время учителю важно убедить подростков в том, что не стоит дожидаться, когда проявятся твои способности и дарования или сложатся более благоприятные условия для их реализации. Если есть мечта, верь в свои способности, старайся всеми способами их развивать и уверенно двигайся к своей цели. Ведь «дорогу осилит идущий». Этот вывод прекрасно иллюстрирует рассказ учителя о жизненном пути М. В. Ломоносова, сына крестьянина глухой Архангельской губернии, ставшего талантливейшим ученым своего времени (см. рубрику «Жил на свете человек»).
Практическая часть урока основана на работе с рубрикой «Учимся узнавать и оценивать себя». Выполнение заданий поможет закрепить полученные знания. Так, работа учащихся с рисунками на с. 47 заставляет задуматься о своем месте среди окружающих (родные, друзья), оценить себя и свои отношения с близкими, выделить себя среди других.
После разбора рисунков полезно акцентировать внимание учащихся на правилах, помогающих узнать и оценить себя, обсудить их всем классом. Учащиеся работают методом комментированного чтения. Полезно предложить им привести примеры из жизни, проанализировать влияние отступления от этих правил на поведение человека, отношения с окружающими.
Также закреплению материала будет способствовать участие школьников в выполнении практических заданий рубрики «В классе и дома». Добиться наибольшей активности и самостоятельности при их выполнении можно, используя различные варианты работы.
Задания 1, 3 целесообразно предложить выполнить индивидуально в классе, записав ответы в тетрадях, с последующим сопоставлением и обсуждением их. Задания 2, 5 лучше выполнить дома с последующим обсуждением результатов их выполнения в классе. Выполнение задания 4 предполагает формулировку учащимися устного ответа, проведение анализа причин выбора и их обсуждение. Задание 6 возможно включить в канву урока при изучении раздела «На что ты способен».
При наличии времени можно организовать работу с заданиями к данному параграфу из рабочей тетради. Они помогут учителю удовлетворить вполне понятный интерес ребят к самопознанию.
|