18.3. Субъект и объект общественного мнения
Ключевые понятия феномена «общественное мнение» — объект и субъект.
Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. То есть мнения — это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту.
Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. Ведь люди не только отражают действительность и познают ее, но и вступают в определенные практические отношения с ней, изменяют ее. В процессе взаимодействия человека, социальной группы, класса с окружающим миром высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений, поведения людей.
Мнение складывается на основе знания о предмете высказывания, и чем глубже наши знания о нем, тем объективнее наше суждение. Однако мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения. Например, от интересов будет зависеть, обратят ли люди внимание на то или иное явление. Если это явление затрагивает интересы людей, то они не останутся безразличными к нему. Следовательно, если мнение зависит от интересов людей, их мировоззрения, а не только от знания, то оно не может не содержать субъективный момент, хотя и не сводится к нему.
Мнения различаются по своему субъекту, в качестве которого может выступать любая группа, общность людей. Все мнения, кроме индивидуального, принято называть общественным мнением. Существует мнение той или иной социальной группы или мнение коллектива, которые не совпадает полностью, ибо любая социальная группа и любой коллектив имеют свои специфические интересы, касающиеся только их членов. Субъектом коллективного мнения выступает социальная группа, коллектив, которые могут принимать участие в формировании общественного мнения по какой-либо проблеме общественной жизни. Такой коллектив можно назвать субъектом общественного мнения лишь постольку, поскольку он входит составной частью в ту или иную социальную группу или общность людей, которой принадлежит общественное мнение. В этом смысле коллективное мнение выступает формой проявления общественного.
Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности. В строгом смысле слова общественное мнение — это народное мнение, хотя этот термин употребляется для обозначения мнения самых различных социальных групп и общностей людей.
Для точного употребления понятия «общественное мнение» следует различать термины «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения».
Субъект — это устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, интересы, с позиций которыж оно выгсказытается.
Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами. Различие понятий «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения» позволит уйти от расширительного толкования общественного мнения при обозначении им любого общего мнения.
Наряду с общественным мнением по одному и тому же предмету существуют, как правило, мнения, не охватываемые этим понятием. Кроме того, в каждый данный момент в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемым по самым различным вопросам. Для обозначения всей совокупности мнений в литературе принято понятие «мнение общества». Это понятие ни в коей мере не умаляет значения понятия «общественное мнение», так как речь идет лишь о более полном выражении в понятиях реально существующих и играющих все более важную роль в современном обществе.
Важность использования данного понятия вызывается и чисто практическими соображениями. Когда используется мнение общества как средства регулирования отношений между людьми, возникает потребность исследования не только общественного мнения, являющегося мнением большинства, но и иных мнений по данному вопросу. Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий и факторов, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинства, или единодушным мнением, т.е. общественным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений также делает необходимым анализ всей их совокупности, т.е. мнения общества.
Ведущее место в совокупности мнений принадлежит общественному мнению, по которому можно судить о мнении общества как об одном из состояний общественного сознания. Общественное мнение высказывается по вопросам политической, экономической, социальной, нравственной и другим сторонам жизни общества. Но первостепенное значение приобретают те вопросы, которые представляют для субъекта общественного мнения непосредственный интерес в данное время. Если же вопрос не представляет общего интереса, то по нему не будет формироваться общественное мнение.
Итак, субъектом общественного мнения выступает доминирующее большинство того или иного общества. Как мнению большинства, общественному мнению присуще внутреннее единство.
В содержании сформировавшегося общественного мнения не могут одновременно присутствовать противостоявшие и противоборствовавшие в период его зарождения и становления суждения. Сложившееся общественное мнение самим фактом своего существования выражает не процесс обмена мнениями, не борьбу противоположных мнений, а результат, итог этого обмена, этой борьбы. Если было бы иначе, если бы общественное мнение выступало как множественное образование, оно не имело бы того огромного морально-политического авторитета, которым отличается в реальной жизни1.
Именно это единство определяет его превращение в общественную силу, оказывающее влияние на деятельность людей.
Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Этот вопрос имеет свою историю. Определяя общественное мнение как мнение публики, Г. Тард и Г. Лебон подчеркивали этим пассивный характер мнения. Хотя публика и имеет свои интересы и цели и это ее объединяет, но она не всегда является активным участником событий. На ограниченность понимания общественного мнения как мнения публики обращал внимание выдающийся русский ученыш Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927). В работе «Коллективная рефлексология», рассматривая разные объединения людей, он связывал существование общественного мнения с такими объединениями или коллективами людей, как собрание и мир.
Собрания — съезды, общества, комитеты и т.д., в которых выражается активное отношение к предмету их объединения. Миром ученый называл коллективы, имеющие общие воззрения и даже свои обычаи и создающие «так называемое общественное мнение»2. Бехтерев считал, что это уже нечто другое, чем публика, и мнение, выраженное им, не может рассматриваться как что-то внешнее и пассивное, оно выступает как внутренне присущая и активная сила общественности.
Развитие общественного мнения начинается буквально с установления семейного очага, образования клана и племени.
Если раньше до образования этих союзов действиями человека руководил исключительно эгоизм, который самое большее допускал милость и пощаду врагу, то с этих пор начинается впервые регуляция действий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такого регулирования везде и всюду является так называемое общественное мнение, определяющее добро и зло с точки зрения интересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений1.
Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль, как в примитивных обществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.
С общественным мнением связывается и такое общественное явление, как популярность, известность, которое является для многих побудителем к действиям, имеющим общественный характер и общественный интерес.
Сила общественного мнения настолько велика, что против него бессильны даже самые сильные личности. Лебон говорит буквально об иге общественного мнения в любом обществе. Он характеризует этот феномен в древнем мире следующим образом. Греки, которые, по мнению невежественных краснобаев, наслаждались неограниченной свободой, в действительности были подчинены игу общественного мнения и обычая. Каждый гражданин был окружен мощной сетью безусловно ненарушимых верований: никто не смел и думать об оспаривании общепринятых идей и подчинялся им без протеста. Греческий миф не знал ни религиозной свободы, ни свободы частной жизни, ни какой бы то ни было свободы вообще2.
Очевидно, что как только личность сделает попытку выйти из обычно установленных обществом правил, как на нее обрушится сила общественной оценки и вернет ее в границы допустимого обществом либо уничтожит в социальном смысле. Однако при всем подавлении обществом личности следует отметить, что общественные шаблоны ограничивают личность лишь в той деятельности, которая является стереотипной. Они не влияют на ее индивидуальность, самобытность с принадлежащими только ей взглядами и стремлениями. Эта индивидуальность личности имеет важное значение в общественной жизни, ибо ею на самом деле и определяется прогресс общества. Бехтерев отмечал, что лишь благодаря своим индивидуальным способностям личность поднимается выше уровня массы и может осуществлять созидательную работу, обеспечивающую поступательный ход умственного развития человечества. Можно сказать, что самобытное развитие личности есть основа социального прогресса народов, который лучше всего обеспечивается полной свободой личности в ее взглядах и стремлениях, насколько последние не могут нарушать интересы других, и в особенности интересы общества как целого1.
1 Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (Социологический анализ) М.: РОССПЭН, 2000. С. 22.
2 Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.: Наука, 1974. С. 176.
1 Гегель. Философия права, 1974. С. 117.
1 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. С. 123.
2 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. С. 119.