2.2. Предмет социологии как науки
Предмет любой науки, согласно современным методологическим представлениям, — это фундаментальное содержание этой науки, ее основные положения, понятийный аппарат, законы, модели — все то, что несет в себе информацию об объекте исследования. Мы уже не раз подчеркивали, что объектом изучения в социологии является общество в целом и различного рода общественные явления в состояниях их функционирования и развития. Тогда понятно, что предметом социологии будет являться вся совокупность научных знаний об обществе, организованная в некую системную и концептуальную форму. Ясно, что предмет современной социологии — совокупный результат длительного исторического развития этой науки, итог интеллектуальных усилий многих поколений ученых. Именно поэтому, прежде чем обсуждать проблемы построения предмета социологии, нужно было познакомиться с основными этапами и достижениями ее развития, что и было сделано нами в теоретикометодологическом анализе основ социальных знаний в предыдущих параграфах данного учебника. Этого уже нами изложенного содержания социологии на разных этапах своего развития вполне достаточно для осознанного осмысления и понимания ее предмета.
Три основных подхода к предмету социологии
Итак, каков же этот предмет социологии? Первое, что следует здесь отметить, — что современная социология имеет не одно, а множество различных трактовок ее предмета; чаще всего выделяют три основных подобных подхода, каждый из которых опирается на свое особенное понимание природы социальной реальности.
1. Социальный реализм (Э. Дюркгейм) утверждает, что общество есть реальность особого рода, отличная и даже независимая от реальности составляющих ее индивидов. Возникая в результате взаимодействия индивидов как некий продукт этого взаимодействия, общество затем начинает жить уже по своим собственным законам как некая особая реальность (вещь), принципиально несводимая к особенностям только ее составляющих элементов — индивидов.
Согласно этому подходу, общество представляет собой реальность гораздо более сложную и содержательно наполненную, чем просто сумма составляющих ее отдельных индивидов, обладающую свойством эмерджентности, или системного эффекта (этот термин современной теории систем означает наличие у какой-либо системы, например общества, особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов (индивидов), ее принципиальную несводимость как целого образования к сумме свойств ее компонентов). Если качества общества как системы несут в себе социальное содержание, то качества отдельного индивида — это, прежде всего, психологические начала. Тогда получается, что обсуждаемая трактовка социальной реальности, очевидно, утверждает принципиальную несводимость социальных начал к чисто психологическим содержаниям отдельных индивидов. Именно такая особенная социальность как системное качество общества в целом и составляет главный предмет социологии (с точки зрения социального реализма).
2. Социальный номинализм (Г. Тард), напротив, считает, что реальны лишь составляющие общество индивиды, а само общество в целом не образует никакой особой реальности, поскольку ничего особенного по отношению к отдельным индивидам общество принципиально не содержит. Если говорить языком современной теории систем и синергетики, то согласно второй трактовке социальной реальности она свойством эмерджентности принципиально не обладает и представляет собой простую совокупность тех самых свойств, которые имеются только у ее отдельных элементов — индивидов, образующих это общество. Тогда получается, что все социологическое фактически сводиться к психологическому содержанию — прежде всего, к разного рода подражаниям (в форме обычая, моды). Социальное как особое психологическое — интерпсихологическое, по Тарду, и есть предмет социологии.
3. Следующая трактовка предмета социологии (П. Сорокин) утверждает, что ни социальный реализм, ни социальный номинализм здесь принципиально неприемлемы. Общество как совокупность взаимодействующих людей, отличное от простой суммы невзаимодействующих индивидов, действительно реально существует, утверждает П. Сорокин. В качестве такой реальности оно действительно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но с другой стороны, вопреки теперь уже социальному реализму общество существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов.
Таковы три основные методологические трактовки предмета современной социологии. Раскрывают ли они полноту предмета этой науки? На наш взгляд, принципиально нет. Мы утверждаем, что в постижении сути предмета социологии следует идти дальше — в направлении поиска в этом принципиально качественном многообразии различных трактовок предмета социологии того стержневого, того сквозного, того инвариантного, который можно будет использовать как исходный исследовательский материал для решения проблемы предмета социологической науки на принципиально не вариативной, а сущностно-общей основе.
Что же можно и нужно отнести к подобному инвариантному содержанию в развитии идей социологии? Из какого такого фактического социологического знания нужно извлекать понимание предмета социологии?
Как уже отмечалось, развитие социологической науки вовсе не случайно пришло к необходимости учета ее принципиально муль- тикультуральной интерпретации. Также совершенно неслучайны в динамике изменений социологического знания ее холистская и ценностная направленность, а также ярко выраженный антиэкономо- центристский вектор развития. Все это мы уже отмечали при теоретико-методологическом обзоре основных идей социологии. Это значит, что у нас есть то, на что можно будет опереться и использовать в определении предмета социологии.
Внутренняя логика развития всей социологии как науки, на наш взгляд, представляет собой мощную исследовательскую попытку уйти от принципиально односторонних подходов к исследованию общества и, в частности, стремление освободиться от узкого и достаточно примитивного для понимания общества экономоцентристского подхода. Мы со всей определенностью и ответственностью утверждаем: понять суть предмета социологии можно по- настоящему осознанно и осмысленно только в сопоставлении трех наук — социологии, философии, экономики.