3.3. Основные техники и методы социологических исследований
Метод опроса
Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные исследователем, вытекающие из целей и задач исследования.
Основное назначение этого метода — получить с его помощью социальную информацию в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Для получения достоверной и качественной информации необходимо соблюдение ряда важных условий, напрямую относящихся к требованиям именно технического характера: четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования, доступность формулировок пониманию респондентов, соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения, точность фиксации ответов респондентов. С помощью такого метода чаще всего стремятся получить информацию о социальном поведении респондентов, их мотивах, ценностных ориентациях, о значимых для них событиях и фактах их жизни.
Особо важное место в этом социологическом методе отводится его центральному элементу — вопросу, под которым понимается письменное или устное обращение к респонденту в целях выявления его мнения, которое может служить в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования. Вопрос к респонденту, очевидно, следует увязывать со всем исследованием в целом, ведь он — результат эмпирической интерпретации исследовательской задачи, опорных понятий исследования, его гипотез, то есть по сути, всей методологической части социологического исследования. Это значит, что формулировка точных и содержательных вопросов — принципиально методологическая, а не только техническая проблема исследования социологов.
Целостная совокупность вопросов, в свою очередь, образует другой важный инструмент ученого-социолога — анкету — структурно-организованный набор некоторой совокупности вопросов. Именно анкета — основной инструмент сбора информации в ходе опроса, фиксируемый в виде устных или письменных ответов респондентов. Сам респондент — это лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации. Респонденты обладают определенной степенью компетентности в изучаемой проблеме. Это могут быть как специалисты (эксперты), так и неспециалисты. В оценке значимости представленной респондентами информации важно знать их социальное положение, уровень образованности, социально-психологические особенности и другие качества.
Этапы и процедура опроса
1. Подготовительный этап
1.1. Разработка программы опроса, постановка целей, задач. Обоснование необходимости его применения и выбор вида опроса
1.1.1. Определение предмета опроса на основе выделенных гипотез исследования, его концептуальной схемы
1.1.2. Определение объекта опроса; предварительная характеристика генеральной совокупности
1.1.3. Выделение состава задач, категорий анализа и ситуаций для проектирования вопросника
1.2. Проектирование инструментария (анкеты, плана интервью, ко- дировочных листов), его размножение
1.3. Выборка. Установление правил отбора респондентов (при необходимости — составление их списков)
1.4. Определение способов обработки и анализа данных
1.5 Подготовка технических средств (аудиовизуальной аппаратуры, средств регистрации и обработки данных)
2. Оперативный этап сбора данных
2.1. Уточнение места проведения опроса. Согласование с респондентом, его мотивация и инструктаж
2.2. Опрос респондента, регистрация его ответов
2.3. Уточнение записей после беседы. Фиксация сопутствующих факторов, характеризующих поведение респондента, обстановку проведения опроса. Обработка аудиовизуальных технических записей
3. Результирующий этап
3.1. Ручная обработка данных
3.2. Обработка и контент-анализ открытых вопросов (см. далее соответствующие разъяснения о сущности контент-анализа документов)
3.3. Перевод данных на машинные носители и машинная обработка
3.4. Статистическая обработка по программе анализа. Построение и исчисление показателей
3.5. Характеристика состава опрошенных, репрезентативности данных опроса (о репрезентативности — далее)
3.6. Иллюстрация, доказательство гипотез на основе полученных результатов. Построение выводов
3.7. Анализ и оценка эффективности применения метода опроса. Степень соответствия полученных данных целям исследования. Выявление ошибок, новаций. Перевод полученных результатов в банки данных
3.8. Выработка рекомендаций по теме анализа, по решению поставленных задач. Подготовка отчета всего исследования
Технические требования к вопросам анкеты и типичные ошибки
Требования техники социологического исследования особо важно соблюдать при работе с вопросами. В связи с этим различают технические требования к составлению вопросов, идущие от логики и социально-психологических определенностей.
Так, например, от логики идут следующие технические требования к вопросам анкеты.
(1) Однозначно ли сформулирован смысл вопроса?
(2) Не является ли формулировка вопроса внушающей определенный ответ?
(3) Сбалансированы ли шкалы индикаторов, нет ли смещений к положительному или отрицательному полюсу этой шкалы?
(4) Обозначен ли адресат вопроса в тех случаях, когда вопрос предназначен вовсе не для всей совокупности опрашиваемых? Не требуется ли некий вопрос-фильтр перед этим вопросом для того, чтобы реально выполнить это требование?
От социально-психологических аспектов в технике постановки вопросов идут следующие требования к вопросам анкеты.
(1) Выдержаны ли требования к языку опрашиваемых респондентов?
(2) Нет ли в формулировке сложных, непонятных терминов?
(3) Компетентны ли опрашиваемые в информации, необходимой для ответа на данный вопрос? Не следует ли включить вопросы-фильтры на компетентность?
(4) Не предъявляет ли вопрос непосильных требований к памяти опрашиваемого?
(5) Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, нет ли необходимости расчленить их на тематические блоки?
(6) Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого респондента?
(7) Не задевает ли вопрос достоинство опрашиваемого или интимные стороны его жизни?
При неисполнении этих технических требований в социологическом исследовании возможны ошибки и трудности, ведущие в конечном счете к получению совершенно некачественной и недостоверной социологической информации. К типичным таким ошибкам следует отнести прежде всего следующие:
(1) подготовка вопросника начинается без разработки программы опроса, не выделены категории анализа;
(2) познавательная задача расходится со смысловым содержанием формулировки вопроса; произошла фактическая замена индикатора: вместо вопроса об информированности задается вопрос о самооценке информированности;
(3) вопрос содержит термины, смысл которых непонятен респонденту или по-разному понимается респондентами;
(4) перед респондентом при ответе на вопрос ставятся задачи, к решению которых он не подготовлен;
(5) респонденту задается вопрос об оценке фактов без предварительного выяснения, какое отношение он имеет к этим фактам;
(6) респондент выражает опасения в связи с участием в опросе;
(7) респондент участвует в опросе неохотно, с видимым безразличием;
(8) респондент слишком разговорчив и уводит интервьюера от темы вопроса;
(9) респондент выражает сомнение относительно качества вопросника (отдельных вопросов);
(10) неаккуратно заполнены анкеты;
(11) в ходе опроса собран большой объем статистической информации; однако оказалось, что она не имеет прямого отношения к гипотезам и задачам исследования, и др.