6.5. Технологический детерминизм
Представители этого направления социологии главным фактором общественной жизни считают уровень развития техники и технологий. Технологический детерминизм объединяет несколько взаимодополняющих теорий, возникших в конце 1950—1970-х годов и отражающих те социальные изменения в развитых капиталистических странах, которые были вызваны достижениями научно-технической революции. К их числу относятся:
(1) теория единого индустриального общества (Р. Арон);
(2) теория стадий экономического роста (У. Ростоу);
(3) теория нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт);
(4) теория постиндустриального общества (Д. Белл);
(5) теория сверхиндустриального общества (А. Тоффлер).
Исходным для них является понятие «индустриальное общество», введенное Сен-Симоном и использованное О. Контом для описания третьей, «позитивной», стадии всемирной истории. В рамках технологического детерминизма образ индустриальной эпохи получил свое дальнейшее развитие и стал исходным для характеристики других этапов истории. Будучи примером социального эволюционизма и противопоставляя себя марксистской концепции исторического процесса, это направление претендует на роль общесоциологической теории развития человечества.
Критерием периодизации всемирной истории здесь выступает уровень развития техники и технологий. Предполагается, что от него зависит организация производства, доминирование тех или иных отраслей экономики, социальная структура и господство отдельных социальных групп, политический строй, роль науки и общественные ценности. А новые технические достижения и технологические перевороты рассматриваются как конечная причина «бескровных» изменений во всех сферах общественной жизни, не сопровождающихся социальными конфликтами и революциями.
Теории технологического детерминизма нашли широкую популярность в западных странах и стали исходной парадигмой для осмысления истории.
Теория единого индустриального общества Р. Арона
Эта теория была сформулирована французским социологом и публицистом Раймоном Ароном (1905—1983) в лекциях, прочитанных в Сорбонне в 1956—1959 гг. Ссылаясь на взгляды Огюста Конта, Арон утверждал, что развитие промышленности приводит к формированию единого индустриального общества, разновидностями которого являются социалистическая и капиталистическая общественные системы. Для этого общества характерны единые технико-экономические показатели: сложная система разделения труда; развитая индустриализация, предполагающая механизацию и автоматизацию производства и управления; массовое производство товаров на рынок; научно-техническая революция; широкая урбанизация; высокая степень социальной мобильности.
По мнению Арона, развитие крупной промышленности влияет на все сферы общественной жизни. Вместе с тем он не исключал серьезных различий в социальном и политическом строе между социалистическими и капиталистическими странами.
Теория стадий экономического роста У. Ростоу
Американский экономист Уолт Ростоу (1916—2003) в работе «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960) изложил свою концепцию всемирной истории, считая ее альтернатавой марксистской теории общественно-экономи-ческих формаций. Придавая решающее значение технико-экономическому, производственному фактору, Ростоу выделял в истории человечества п я т ь «стадий роста»:
(1) традиционное общество (господство сельского хозяйства, низкая производительность труда — до конца феодализма);
(2) переходное общество (рост производительности сельского хозяйства, рост национализма, возникновение централизованных государств — то есть подготовка условий для «сдвига»);
(3) стадия сдвига (период промышленной революции);
(4) стадия зрелости (индустриальное общество: бурное развитие промышленности, широкое внедрение достижений науки и техники, рост городского населения до 60—90% и т.д.);
(5) стадия массового потребления (когда ведущими становятся отрасли, работающие на потребителя и производящие товары длительного пользования).
В работах 1970-х годов Ростоу выступил с идеей ш е с т о й стадии — стадии «поиска качества жизни», в которой ведущим сектором экономики станет сфера услуг.
По мнению Ростоу, в основе экономического развития общества лежат неэкономические факторы, а именно — человеческие потребности, «порывы и устремления». Большое влияние на развитие экономики оказывают также мир политики и культура.
Теория конвергенции Дж. Гэлбрейта
Ростоу разделял идею конвергенции, выдвинутую американским экономистом Джоном Гэлбрейтом (1908—2006). «Новое индустриальное общество» — это развитые капиталистические страны, где, по мнению Гэлбрейта, подлинная экономическая власть принадлежит не собственникам и акционерам, а представителям техноструктуры.
Техноструктура — это высококвалифицированные специалисты (директора фирм, менеджеры, технологи, конструкторы и т.п.), управляющие крупными корпорациями, «носители коллективного разума и коллективных решений». Цели техноструктуры, заинтересованной в увеличении размеров корпораций, со временем вступают в противоречие с общественными интересами, поскольку они способствуют формированию монополистического капитализма и ограничению свободной конкуренции. По Гэлбрейту, необходимо противопоставить мощи монополий контроль и регулирование со стороны государства.
Важнейшая черта нового индустриального общества — повышение роли знаний и профессиональной компетентности. В этом факте Гэлбрейт увидел возможность рационализации общественной жизни путем передачи контроля над государством ученым и профессорам, то есть путем установления технократии как политической власти специалистов. Логика Гэлбрейта такова: если техноструктура успешно справляется с проблемами корпораций, то соответственно высокообразованные специалисты смогут эффективно управлять и общественными процессами. Научные знания и профессионализм необходимы для обеспечения социальной стабильности, экономической эффективности и погашения социальных конфликтов.
Гэлбрейт — автор теории конвергенции («сближения»). Согласно этой теории, в современном мире происходит постепенное сглаживание экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом с их последующим синтезом в едином «смешанном обществе». Но, по его мнению, предлагаемые для Советского Союза варианты перехода к экономике свободного предпринимательства не могут быть осуществлены. Гэлбрейт подчеркивал необходимость осторожности в проведении экономических реформ, опасаясь, что они могут привести к «дикому капитализму» XIX в.
Теория постиндустриального общества Д. Белла
В 1970-х годах все эти концепции получают свое развитие в теории постиндустриального общества. Ее разработал американский социолог Даниел Белл (1919—2011) в книгах «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) и «Культурные противоречия капитализма» (1976). Основные положения этой теории развивали американские и французские социологи и политологи Г. Кан, 3. Бжезинский, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.
Согласно этой теории, общество в своем развитии проходит три основные стадии:
(1) доиндустриальную,
(2) индустриальную и
(3) постиндустриальную (Бжезинский эту стадию называет технотронной, а Тоффлер — сверхиндустриальной).
В доиндустриальной эпохе преобладает сельское хозяйство («первичная сфера» экономической деятельности), в индустриальной — промышленность («вторичная сфера»), а в постиндустриальной — сфера услуг («третичная сфера»).
На каждой стадии главенствующую роль играют различные социальные институты. В аграрном обществе — это церковь и армия, в индустриальном — корпорации, в постиндустриальном — университеты. Соответственно, на первой стадии доминирующее положение в обществе занимают священники и феодалы, на второй — бизнесмены, а на третьей — ученые и менеджеры-консультанты. Основными же ценностями этих эпох являются поступательно власть, деньги и знание.
Теория постиндустриального общества отражает современный этап развития ведущих капиталистических стран мира, где достижения НТР способствовали созданию высокоэффективной рыночной экономики, автоматизации производства и широчайшему развитию информационно- компьютерных технологий (в связи с чем постиндустриальное общество также называют информационным).
Идеализируя и абсолютизируя роль научно-технической общественности в этих процессах, теоретики постиндустриализма утверждали, что в информационном обществе радикально изменяется социальная структура: на место классовому делению общества приходит профессиональное. Правящей элитой становятся не крупные собственники, а люди с высоким уровнем знаний и образования. Образование превращается в решающий фактор социального положения, а университеты как научные центры подготовки специалистов — в важнейший социальный институт. Постиндустриализм — это «революция ученых» (Дж. Белл).
Концепция постиндустриализма претерпела определенную эволюцию. Будучи вначале технократической утопией, она постепенно превратилась в теорию новой стадии антагонистического общества, где сохраняются социальная неоднородность, неравенство и отчуждение личности, частная собственность и политические конфликты, деление на правящую технократическую элиту и управляемые массы. Как показали Белл и Тоффлер, достижения научно-технического прогресса не могут предотвратить обострения социальных противоречий и устранить нежелательные последствия НТР.