Метод социального эксперимента
Это способ получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных). Основное его назначение — выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, достижение нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от метода наблюдения на основе данных эксперимента не только получают описательную информацию, но и дают объяснение связей, отношений, процессов. Область применения: доказательство гипотез исследования. Проведение метода предполагает использование других методов (наблюдения, опроса, анализа документов). Хорошо известно, что этот метод применяется практически во всех науках. Основные нормативные требования:
(1) четкая ориентация на гипотезы исследования;
(2) строгий контроль за ходом процедур, обеспечение его чистоты;
(3) воспроизводимость, возможность повторения;
(4) строгое соответствие нравственным нормам;
(5) сохранение нормального функционирования и развития объекта.
Объект эксперимента — социальная группа, коллектив, личность (участники эксперимента). В эксперименте выделяют два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспериментальные группы.
Экспериментальная группа — та, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной). Помимо общего требования выбора объекта — репрезентативность в классе исследуемых объектов — к этой группе предъявляются требования относительно стабильности состава на период эксперимента, возможности вести систематическое контролируемое наблюдение.
Контрольная группа идентична экспериментальной по заданным исследователю параметрам, но не испытывает воздействия экспериментального фактора. При наличии контрольной группы повышается чистота эксперимента в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
Экспериментальная ситуация — совокупность условий, в которых проходит эксперимент. Он может проводиться в полевых и лабораторных условиях.
Переменные в эксперименте — контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Системой переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основными являются независимые и зависимые переменные. Переменные представляют категории анализа в эксперименте и так же, как категории анализа, отображаются в виде эмпирических показателей.
Независимая переменная — фактор, изменяемый исследователем и вводимый им в деятельность экспериментальной группы. Это относительно самостоятельный, устойчивый, существующий и оказывающий влияние на состояние объекта фактор.
Зависимая переменная — фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной.
Контроль — одна из ведущих результирующих процедур на всех этапах проведения эксперимента. Его основная функция — обеспечение чистоты эксперимента. Контроль предполагает четкое наблюдение за объектом — регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процессов в целях поддержания заданных параметров состояния объекта.
Инструментарий эксперимента аналогичен инструментарию метода наблюдения и включает: протокол, дневник, карточки, возможны анкеты.
Социологический эксперимент характеризуется тремя признаками:
(1) экспериментальный фактор определяется социологом не произвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе в соответствии с основной гипотезой, выносимой на экспериментальную проверку;
(2) независимая переменная должна особым образом отслеживаться исследователем (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной);
(3) направление и интенсивность ее действия должны поддаваться контролю экспериментатора и социологическим замерам.
Установление связи между независимой и зависимыми переменными входит в предмет любого социологического эксперимента, даже самого простейшего. Эксперименты более совершенного характера включают в свой предмет изучение связей между системой переменных, с одной стороны, и не отраженными в этой системе свойствами познаваемого объекта — с другой.
Единица исследования — будь это институт, группа, человек, вещь или событие — представляет собой часть системного универсума и сама, в свою очередь, состоит из множества элементов. Проблема здесь заключается в том, что различные социальные надындивидуальные образования — группы, регионы, учреждения — обладают некоторыми характеристиками, не выводимыми из индивидуальных признаков (эмерджентными признаками).
В методике проведения социологического эксперимента выделяется три уровня системных описаний исследовательских объектов:
(1) элементы;
(2) отношения между элементами;
(3) целостные системные образования.
Пер вый уровень — индивиды, составляющие элементарную, арифметическую совокупность. В большинстве случаев социологу приходится иметь дело с отдельными людьми, странами, институциями, текстами, событиями. Несмотря на то что люди, страны, институции, тексты и события являют собой сложные системы, единицы исследования выступают в качестве вполне самодостаточных объектов, обладающих собственными параметрами.
Второй уровень — отношения между элементами совокупности. Реляционные описания относятся не к индивидуальным элементам, а именно к отношениям между ними. Если речь идет, например, о групповой динамике, отношения описываются в терминах «сплоченности — конфликтности». Если в качестве единицы выступает населенный пункт, расстояние между населенными пунктами — характеристика отношения.
Третий уровень — целостные интегративные качества системного образования, не выводимые из индивидуальных признаков. Здесь совокупность предстает как неделимая (атомарная) самодостаточная единица. В наибольшей степени интегративными свойствами обладают социальные институции, но и группам присущи надындивидуальные описания.
Стратегический план исследования предполагает три варианта:
(1) поисковый — об объекте нет четкого представления, социолог не смог выдвинуть научных гипотез;
(2) аналитический — используется при проверке описательной гипотезы и получении точных качественно-количественных характеристик объекта исследования с помощью анкетирования, выборочного исследования и статистических методов;
(3) экспериментальный — применяется в целях установки причинно-следственных связей в объекте.
Рабочий план, содержащий конкретные шаги по проведению исследования, включает: порядок подготовки группы социологов, принимающих участие в исследовании; количество инструментария; объем; сроки и условия тиражирования; подготовку интервьюеров и их количество; время и место проведения; форму опроса; сроки обработки данных; подготовку отчета.
Разработка вспомогательных документов предполагает календарный план, инструкции интервьюерам и анкетерам по технике опроса, карточку выборки, инструкции кодировщикам по закрытию открытых вопросов, нормативные документы.