Цивилизационные особенности России
Специфические черты российской цивилизации обобщенно принято описывать следующим образом:
(1) полиэтничность (ядро — русский этнос);
(2) многоконфессиональность с преобладанием православия, веротерпимость;
(3) державность, убежденность в величии судьбы и исторической миссии Российского государства;
(4) приоритетные ценности: справедливость, равенство, коллективизм;
(5) широта мысли и действия, душевная щедрость, «всемирная отзывчивость»;
(6) высокая адаптивность;
(7) дихотомичный (раздвоенный) характер массовой психологии: покорность и бунтарство, трудолюбие и лень, гордость и самоуничижение одновременно;
(8) цивилизационная расщепленность — тяготение России к За
паду, начиная со времен Петра I, было резко выражено в верхних слоях общества, но мало свойственно нижней части социальной пирамиды.
Понятно, что эти особенности российской цивилизации обусловлены объективными условиями, среди которых — огромная равнинная территория, суровый климат, существование на стыке западной и восточной культур и пр. Все это сформировало, по-видимому, особый цивилизационный тип общества, характеристики которого, кстати, нельзя оценивать как позитивные или негативные. Они не «лучше» и не «хуже» других. Они просто иные. И именно они «сопротивляются» механизмам глобализации, не давая привести разнообразие социальных систем к «единому знаменателю». Здесь, возможно, будет уместно чисто формальное соображение: если в природе развитие означает рост разнообразия, то почему в обществе должно быть иначе? Без культурно-цивилизационного разнообразия общество в целом наверняка ожидает застой. Так что определенная разнородность культур и цивилизаций, без сомнения, имеет эволюционный смысл.
Что же касается места российской цивилизации среди семивосьми остальных крупных образований подобного типа, то его можно кратко охарактеризовать, используя политическую лексику. В ней современный мир принято называть многополярным, т.е. имеющим несколько явно выраженных центров геополитической мощи. Россия, безусловно, является одним из таких «полюсов» притяжения социальных сил, поддерживающих пусть и не очень устойчивое, но все же равновесие мировой цивилизационной системы. Ясно, что это «полюс» — не самый мощный в мире. Но он все же достаточно весом, чтобы, с одной стороны, не дать реализоваться модели однополярного (во главе с США) мира, а с другой — предотвратить нарастание конфликта цивилизаций по формуле Хантингтона (Запад и все остальные). В этом, наверное, и заключается сегодняшняя роль российской цивилизации. Однако ее потенциал в принципе позволяет надеяться и на большее при условии успешной и динамичной модернизации нашего общества.