§ 28. Законотворческий процесс в Российской Федерации
Правотворчество. Законы рождаются на свет непросто. Это сложная и очень ответственная интеллектуальная деятельность не одной группы людей. Вот почему требуется много времени, чтобы новые правила поведения, обязательные для всех, вступили в силу. Непродуманные нормы, которые приняты наспех, могут привести к тяжёлым неблагоприятным последствиям, социальным взрывам. Например, решили бороться с преступностью и ввели смертную казнь за взятки. Что произойдёт? Можно предположить, что взяткодатели станут это делать более изощрённо, «устраняя» на своём пути всех свидетелей, у недобросовестных блюстителей закона появятся шансы расправиться с неугодными людьми, вменив им в вину взяточничество, что станет основанием вроде бы законного лишения человека жизни. Казалось бы, благая цель, но, очевидно, нужны иные механизмы искоренения этого зла из практики.
Особая деятельность по созданию и изменению правовых норм названа в юриспруденции правотворчеством.
Правотворчество — деятельность уполномоченных на то субъектов по созданию норм права.
Субъектами правотворчества, т. е. теми, кто творит, соз дает право, могут быть отдельные государственные органы (например, Государственная Дума ФС РФ), должностные лица (сотрудник полиции), органы местного самоуправления или даже народ (например, на референдуме, когда путём всенародного голосования решаются важные вопросы государственной и общественной жизни страны).
Таким образом, можно говорить о правотворчестве, исходящем от государства, от общества и представленном в виде санкционирования обычаев.
Непосредственное правотворчество (от народа)
Локальное
правотворчество
Правотворчеством занимаются высшие представительные органы государства (например, Государственная Дума ФС РФ). В этом случае создаются законы, и юристы называют такой процесс законотворческим.
Основные стадии законотворческого процесса заключаются в следующем:
1. Изучение потребностей в нормах права. С этой целью могут проводиться социологические исследования, выявляться проблемы общественной жизни, недостатки, пробелы в законодательстве. Так, например, выявлено, что дети-инвалиды не могут поступать в вузы, участвуя в конкурсе со здоровыми сверстниками. Несомненно, необходимы льготные условия для их обучения, в соответствии с их ограниченными возможностями. Поэтому разрабатываются нормы о внеконкурсном зачислении указанных лиц в вузы.
2. Внесение предложений об издании закона в законодательный орган государства. Высшая законодательная власть в нашей стране принадлежит парламенту, который называется Федеральное Собрание РФ (сокращённо — ФС РФ). Это законодательный орган, который принимает законы. Он состоит из Государственной Думы и Совета Федерации.
Лица, обладающие правом вносить закон на рассмотрение в парламент государства, обозначены в Конституции РФ. Их называют субъектами законодательной инициативы. Внесённые ими проекты законов обязательно рассматриваются. Такое право принадлежит: Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Внесённые проекты законов обязательно регистрируются. Это осуществляется Комитетом по организации работы Государственной Думы.
Проект закона, который вносится на рассмотрение, должен соответствовать специальным требованиям. Комитет, получивший проект закона, внимательно его анализирует. Для такой ответственной работы создают рабочие группы. В их состав могут включаться депутаты, эксперты, специалисты.
Парламентские слушания — широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа власти.
3. Рассмотрение и обсуждение проекта закона. На данном этапе высказываются предложения относительно проекта закона, вносятся поправки. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе может происходить в нескольких чтениях: обычно в трёх. При этом рассматриваются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, концептуальная основа проекта. Отдельные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
Если Государственная Дума относится к концепции законопроекта положительно и отдаёт за неё большинство голосов, то считается, что данный законопроект прошёл первое чтение. Во втором чтении депутаты вносят конкретные поправки и дополнения в текст законопроекта. Сделанные депутатами замечания направляются в профильный комитет Государственной Думы, и к третьему чтению законопроект поступает из комитета с соответствующими изменениями. В третьем чтении принимают или отклоняют закон без внесения в него изменений.
4. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой ФС РФ большинством голосов от общего числа её депутатов. Для принятия Федерального конституционного закона требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный закон не может быть принят числом депутатов меньше, чем 226 человек. По общим правилам принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней направляется на рассмотрение и одобрение в Совет Федерации. В течение 14 дней верхняя палата парламента должна одобрить или отклонить закон. Если в 14-дневный срок закон не будет рассмотрен, то он считается автоматически одобренным. В случае отклонения закона Советом Федерации Государственная Дума может проголосовать закон повторно и квалифицированным большинством в 2/3 преодолеть решение Совета Федерации или же создать с Советом Федерации согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
Все принятые законы подписывает Президент государства.
Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ, который в течение 14 дней должен его подписать и обнародовать. Однако глава государства может не согласиться с содержанием закона и вернуть его обратно в Государственную Думу, т. е. наложить на закон вето. Если Государственная Дума и Совет Федерации не принимают возражения Президента, то для преодоления вето им необходимо набрать квалифицированное большинство в 2/3 голосов.
«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА
парламентская газета
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N1
5. Официальное опубликование закона. После подписания Президентом РФ закон доводится до сведения граждан путём опубликования. Только после этого он приобретает свою окончательную официальную форму. Текст закона публикуется в официальных изданиях — «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Вступление закона в силу определяется рядом обстоятельств. Если в самом тексте закона указан срок начала его действия, то именно с этой даты он и вступает в силу. Если срок действия не указан, то закон вступает в силу по истечении 10 дней после своего официального опубликования. Срок вступления закона в силу может также быть указан в специальном документе о порядке введения в действие нового закона.
Основные термины и понятия
Правотворчество, парламентские слушания Вопросы и задания
1. Что представляют собой парламентские слушания? Как проходит эта процедура?
2. Что называют правотворчеством? Поясните, как вы понимаете суть данного процесса. Подумайте, почему в этом чисто юридическом слове появилась такая составляющая, как слово «творчество» .
3. Какое количество голосов депутатов Государственной Думы необходимо для принятия Федерального закона?
4. Как и где проходит официальное опубликование закона? Объясните смысл данной процедуры.
Практикум
1. Проанализируйте статью 106 Конституции РФ и дайте письменный ответ на вопрос: «Какие законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации РФ?»
2. Ознакомьтесь с публикациями принятых в последнее время федеральных законов. Подготовьте о них краткую информацию. Обоснуйте необходимость принятия новых законов, их роль в развитии нашей страны.