Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

Главная arrow Обществознание arrow Обществознание ЕГЭ-Учебник П.А. Баранов arrow Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения

А11 (1.1) Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1) осознанием выбора средств
2) удовлетворением потребностей
3) выдвижением цели
4) механизмом самоконтроля
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить, какое оно содержит требование. В данном случае это — требование определить черту, характерную как для деятельности человека, так и для поведения животного с целью установления общего признака человека и животного.
2. Выделить в условии задания ключевые слова, на основании которых следует искать ответ. В нашем случае такими словами являются «деятельность человека» и «поведение животного».
Напоминаем: человек способен к сознательной, целенаправленной и творческой деятельности
3. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа в контексте требования задания и выделенных ключевых слов. Соответственно, позиции 1 (осознание выбора средств), 3 (выдвижение цели), 4 (механизм самоконтроля) характерны исключительно для деятельности человека. Позиция 2 (удовлетворение потребностей) относится как к деятельности человека, так и поведению животного.
1 Номер задания указан в соответствии с порядковыми номерами заданий экзаменационной работы по обществознанию.
2 В скобках указаны следующие условные обозначения: (1.1.) — выполнение данного задания предполагает знание экзаменуемым тематического элемента содержания, обозначенного кодом 1.1., т. е. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции); (*) — выполнение задания требует анализа экзаменуемым статистических данных; (1) — выполнение задания предполагает привлечение экзаменуемым знаний всего содержательного блока-модуля, в данном случае блока «Человек и общество».
4. Установить единственный правильный ответ — 2) удовлетворением потребностей.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
6. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А1 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 2.
А3 (1.17.) Общество К. характеризуется открытостью и подвижностью социальных структур, широким применением механизмов и технологий. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что общество К. является постиндустриальным?
1) широкое внедрение новых информационных технологий в различные области жизни
2) превращение промышленных корпораций в центры социальной организации
3) углубление разделения труда, развитие его специализации
4) наличие тесного взаимодействия с другими странами
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать задание-задачу и отделить условие от вопроса.
2. Определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В данном случае представлено задание-задача на восстановление недостающего для вывода (ответа) звена информации. В нашем задании речь идёт об информации, которая позволит сделать вывод о том, что общество К. является постиндустриальным.
3. Вспомнить особенность задания этой разновидности: все четыре предложенные варианты ответа характеризуют рассматриваемый социальный объект (в данном случае общество К.), но только один из них представляет собой информацию, недостающую для вывода,— искомую характеристику.
4. Установить, какую характеристику социального объекта требуется указать. В данном задании требуется выбрать характеристику, свидетельствующую о том, что общество К. является постиндустриальным. Это означает, что искомая характеристика должна быть не только свойственна постиндустриальному обществу, но отличать данное общество от других (традиционного, индустриального).
5. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа в контексте требования задания.
Напоминаем: постиндустриальное общество некоторые исследователи называют информационным
Соответственно, позиция 1 (широкое внедрение новых информационных технологий в различные области жизни) характеризует постиндустриальное общество, остальные три позиции — 2 (превращение промышленных корпораций в центры социальной организации), 3 (углубление разделения труда, развитие его специализации), 4 (наличие тесного взаимодействия с другими странами) — раскрывают общие черты индустриального и постиндустриального обществ.
6. Установить единственный правильный ответ в соответствии с требованием задания — 1) широкое внедрение новых информационных технологий в различные области жизни.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А3 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 1.
А3 (*) В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников общеобразовательных учреждений. Был задан вопрос: «Каков результат Вашего обучения в школе?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.
Варианты ответа    Девочки    Мальчики
Общий уровень знаний    40    38
Развитие способностей    22    20
Развитие общекультурного кругозора    30    28
Формирование способности ориентироваться в жизни    8    14
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.
1) Наименьшее число опрошенных указало на то, что результатом обучения в школе стало развитие способностей.
2) Развитие общекультурного кругозора в качестве результата обучения в школе отметило больше мальчиков, чем девочек.
3) Формирование способности ориентироваться в жизни как результат обучения в школе выбрало меньше девочек, чем мальчиков.
4) Среди опрошенных мальчиков развитие общекультурного кругозора в качестве результата обучения в школе заняло третье место.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В нашем случае речь идёт о задании, основанном на статистических данных, предъявляемых в виде таблицы.
2. Определить тематическую принадлежность задания, которая должна найти отражение в искомом выводе. В данном случае искомый вывод касается результата обучения выпускников общеобразовательных учреждений одного из регионов.
3. Проанализировать данные таблицы, выявляя доминирующие варианты ответа — общий уровень знаний (78% опрошенных: 40% + 38%), за ним — развитие общекультурного кругозора (58% респондентов: 30% + 28%).
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа, последовательно соотнося их с данными «развёрнутого» условия задания.
5. Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые никак не вытекают из данных таблицы или противоречат им. Позиция 1 (Наименьшее число опрошенных указало на то, что результатом обучения в школе стало развитие способностей) не может считаться верной, поскольку, как свидетельствуют данные таблицы, наименьшее количество респондентов высказалось за такой результат обучения в школе, как формирование способности ориентироваться в жизни (22%). Развитие способностей в качестве результата обучения в школе отметило 42% респондентов, что не является наименьшим. Позиция 2 (Развитие общекультурного кругозора в качестве результата обучения в школе отметило больше мальчиков, чем девочек) не является правильной. Как показывают данные опроса, развитие общекультурного кругозора как результат обучения в школе предпочло больше девочек (30%), чем мальчиков (28%). Позиция 3 (Формирование способности ориентироваться в жизни как результат обучения в школе выбрало меньше девочек, чем мальчиков) следует признать верной. Действительно, только 8% девочек и 14% мальчиков отметили формирование способности ориентироваться в жизни как результат обучения в школе. Позиция 4 (Среди опрошенных мальчиков развитие общекультурного кругозора в качестве результата обучения в школе заняло третье место) является неверной, так как среди опрошенных мальчиков на третьем месте по популярности оказалось развитие способностей (20%), а не развитие общекультурного кругозора (28%). Таким образом, позиции 1, 2, 4 являются неверными.
6. Установить единственный правильный ответ — 3) Формирование способности ориентироваться в жизни как результат обучения в школе выбрало меньше девочек, чем мальчиков.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А3 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.
А3 (*) В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какова, по Вашему мнению, роль науки в жизни общества?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных
наука — важнейший фактор улучшения повседневной жизни
наука приносит больше вреда, чем пользы наука может иметь крайне опасные последствия
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.
1) Большинство опрошенных считает, что наука может иметь крайне опасные последствия.
2) Число опрошенных, разделяющих мнение о том, что наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных, больше, чем тех, кто признаёт мнение о том, что наука приносит больше вреда, чем пользы.
3) Более трети опрошенных считает, что наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных, приносит больше вреда, чем пользы, может иметь крайне опасные последствия.
4) На четвёртое по популярности место опрошенные поставили мнение о том, что наука приносит больше вреда, чем пользы.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В нашем случае речь идёт о задании, основанном на статистических данных, предъявляемых в виде диаграммы.
2. Определить тематическую принадлежность задания, которая должна найти отражение в искомом выводе. В данном случае искомый вывод касается роли науки в жизни общества.
3. Проанализировать диаграмму с целью определения данных условия задания, мысленно переводя отдельные аспекты условно-графической информации в словесно-описательную форму.
Следует проанализировать сам вопрос социологической службы, на который респондентам предлагалось ответить, — «Какова роль науки в жизни общества?». Далее необходимо прочитать легенду диаграммы, соотнося её с соответствующими сегментами, установить количество опрошенных, выбравших каждый вариант ответа на вопрос социологической службы. Записать при необходимости соответствующее число рядом с каждой позицией легенды-
В данном случае следует выявить четыре аспекта роли науки в жизни общества [наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных (4% опрошенных); наука — важнейший фактор улучшения повседневной жизни (69%); наука приносит больше вреда, чем пользы (5%); наука может иметь крайне опасные последствия (22%)] и доминирующие варианты ответа — наука — важнейший фактор улучшения повседневной жизни, за ним — наука может иметь крайне опасные последствия.
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа, последовательно соотнося их с данными «развёрнутого» условия задания.
5. Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые никак не вытекают из данных диаграммы или противоречат им. Позиция 1 (Большинство опрошенных считает, что наука может иметь крайне опасные последствия) не является верной, поскольку, как показывают данные диаграммы, большинство респондентов (69%) высказалось за то, что наука — важнейший фактор улучшения повседневной жизни. Позиция 2 (Число опрошенных, разделяющих мнение о том, что наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных, больше, чем тех, кто признаёт мнение о том, что наука приносит больше вреда, чем пользы) может быть также отнесена к разряду неверных. Так, результаты опроса свидетельствуют, что 4% респондентов высказались за то, что наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных, и 5% заявили о том, что наука приносит больше вреда, чем пользы. Позиция 3 (Более трети опрошенных считает, что наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных, приносит больше вреда, чем пользы, может иметь крайне опасные последствия) является верной. Следует по сегментам диаграммы определить числовые значения трёх аспектов роли науки в жизни общества (наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных; наука приносит больше вреда, чем пользы; наука может иметь крайне опасные последствия) — соответственно 4%, 5%, 22%. Затем необходимо суммировать эти значения (4% + 5% + + 22%) и соотнести полученный процент (31%) с характеристикой «более трети», представленной в варианте ответа 3. Позиция 4 (На четвёртое по популярности место опрошенные поставили мнение о том, что наука приносит больше вреда, чем пользы) не соответствует данным диаграммы, поскольку на четвёртом по популярности месте среди респондентов находится мнение о том, что наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных (4% опрошенных). Таким образом, позиции 1, 2, 4 являются неверными.
6. Установить единственный правильный ответ — 3) Более трети опрошенных считает, что наука предназначена для удовлетворения любознательности учёных, приносит больше вреда, чем пользы, может иметь крайне опасные последствия.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А3 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.
А4 (1.4.) Верны ли следующие суждения об относительности истины?
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и вычленить тот социальный объект, о котором сформулированы суждения, обозначенные буквами А и Б. В данном случае им является истина.
2. Уяснить требование: необходимо определить истинность суждений об относительности истины.
3. Вспомнить, что означает относительность истины.
Напоминаем: Относительность истины проявляется в неполном, неточном знании, соответствующем определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящего от определённых условий, места и времени
4. Провести смысловой анализ каждого из приведённых суждений и определить аспекты, которых они касаются. В суждении А — обусловленность безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. В суждении Б — обусловленность ограниченностью познавательных возможностей человека.
5. Соотнести выявленные аспекты с социальным объектом (т. е. с относительностью истины). Суждения А и Б верно отражают обусловленность относительности истины, поэтому являются истинными.
6. Установить единственный правильный ответ — 3) верны оба суждения.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз прочитав каждое суждение и оценив его истинность.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А4 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.
Ответ:
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Определить тематическую принадлежность схемы. В данном случае речь идёт о структуре деятельности (раздел курса обществознания «Человек и общество»).
3. Соотнести основное понятие (в нашем случае «структура деятельности») в схеме и его элементы (мотив, методы и средства, процесс, результат). Необходимо обратить внимание на логическую последовательность расположения на схеме указанных элементов, каждый из которых обусловливает последующий элемент. Поэтому слово, которое необходимо записать вместо пропуска, обозначает значимый элемент структуры деятельности, с которого она фактически и начинается, во многом определяя другие её элементы.
4. Установить искомый элемент схемы — цель.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав заполненную схему.
6. Записать ответ — цель — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1, начиная с первой клеточки.
В2 (1.11.) Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».
1) Эксперимент; 2) знание; 3) субъективность; 4) воспроизводимость; 5) образность; 6) доказательность.
Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания. В данном случае необходимо найти и указать два термина, не относящихся к понятию «наука».
2. Определить тематическую принадлежность приведённого перечня терминов по родовому понятию задания. В нашем случае родовое понятие — «наука» (раздел курса обществознания «Человек и общество»).
3. Проанализировать предложенный перечень терминов, каждый из которых соотнести с родовым понятием с целью нахождения лишних элементов. Соответственно, применительно к данному заданию термины 1) «эксперимент», 2) «знание», 4) «воспроизводимость»,
6) «доказательность» связаны с понятием «наука». Термин
3) «субъективность» не относится к науке, особенностью которой является объективность добываемого знания. Аналогично не связан с наукой и термин 5) «образность», который характерен для искусства как формы познания, а не для науки, имеющей дело не с образами, а с понятиями.
4. Установить лишние элементы в перечне терминов — термины
3) «субъективность» и 5) «образность».
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав предложенный перечень терминов.
6. Записать ответ — 35 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В2, начиная с первой клеточки.
В4 (1.9.) Найдите в приведённом ниже списке фундаментальные институты с точки зрения организации общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) власть
2) судебная экспертиза
3) собственность
4) политическое представительство
5) побратимство
6) семья
Ответ:    .
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Вычленить ключевое понятие, которое представлено в задании. В данном случае речь идёт о фундаментальных институтах с точки зрения организации общества.
3. Рассмотреть приведённый список черт, свойств, признаков, характеристик, примеров и соотнести их с ключевым понятием. В нашем случае речь идёт о фундаментальных институтах, способствующих организации общества.
Напоминаем: внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты
Исходя из этого, позиции 1 (власть), 3 (собственность), 6 (семья) относятся к фундаментальным институтам с точки зрения организации общества. Соответственно, позиции 2 (судебная экспертиза), 4 (политическое представительство), 5 (побратимство) принадлежат к более мелким социальным институтам.
4. Установить верную последовательность фундаментальных институтов с точки зрения организации общества в виде комбинации цифр — 136.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав положения приведённого списка.
6. Записать ответ — 136 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В4, начиная с первой клеточки.
В6 (1.11.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Научное познание выработало систему    (А) про
ведения научных исследований. Среди них выделяются эмпирические и теоретические. К эмпирическим относятся    (Б),
наблюдение, сравнение и др., к теоретическим —    (В),
дедукция, анализ,    (Г), обобщение, формализация, мо
делирование и др. С помощью научного познания становятся достижимыми явления,      (Д), отношения, существующие
объективно, т. е. независимо от    (Е) людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) индукция    6) проблема
2) способ    7) мнение
3) метод    8) синтез
4) теория    9)связь
5) эксперимент
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ:
А    Б    В    Г    Д    Е
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания.
2. Бегло просмотреть приведённый текст и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о научном познании (раздел курса обществознания «Человек и общество»).
3. Последовательно подставлять термины из предлагаемого списка на место пропусков. «Подошедший» термин отметить как использованный. Применительно к приведённому заданию следует обратить внимание на то, что любое научное исследование требует адекватных методов его проведения. Поэтому вместо пропуска А должно появиться слово «метод» (цифра 3). Среди теоретических методов названы два метода (дедукция и анализ), которые являются парными, взаимосвязанными с индукцией (1) и синтезом (8). Поскольку среди слов в списке больше нет никаких методов познания, кроме эксперимента (5), он должен заполнить пропуск Б.
Таким образом, в списке слов остались термины «способ» (2), «теория» (4), «проблема» (6), «мнение» (7), «связь» (9). Теория и проблема относятся к формам теоретического познания, о которых ничего не говорится в приведённом тексте, что позволяет исключить эти термины. Общеизвестно, что научное познание нацелено на обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных явлений, отношений, к которым следует добавить понятие «связи» (9), заполнив пропуск Д. Научное познание отличается объективностью, т. е. не зависит ни от настроений, ни от личности учёного, ни от мнений (7). Таким образом, вместо пропуска Е должно быть поставлено слово «мнение».
4. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст с заполненными пропусками.
5. Записать ответ — 351897 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В6, начиная с первой клеточки.
С5 (1.15.) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о морали.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о морали (раздел курса обществознания «Человек и общество»).
2. Сформулировать определение понятия, указанного в задании. Соответственно, имеется в виду понятие «мораль».
Напоминаем: Мораль — это форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей
3. Составить два предложения, содержащие информацию о морали. Например: Мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
Могут быть составлены другие предложения.
4. Проверить правильность своего ответа, отбросив его сомнительные варианты.
5. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С5, а затем ответ на него.
С6 (1.10.) Раскройте на трёх примерах влияние духовной сферы на развитие общества.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о духовной сфере (раздел курса обществознания «Человек и общество»).
Напоминаем: к выполнению задания на раскрытие теоретического положения на примере предъявляются следующие требования:
точность и корректность приводимых фактов (моделей социальных ситуаций), их соответствие теоретическим положениям, содержащимся в формулировке задания;
наличие рассуждений, конкретизирующих сущность данных теоретических положений; логическая и содержательная корректность этих рассуждений;
корректность отражения в фактах и рассуждениях связей различного типа (причинно-следственных, структурных, функциональных, иерархических и т. д.)
2. Сформулировать сущность социального объекта, указанного в задании. Соответственно, имеется в виду понятие «духовная сфера».
Напоминаем: Духовная сфера — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых
3. Определить оптимальный тип фактического материала, который можно использовать в качестве примеров. В нашем случае целесообразно использовать исторические факты для раскрытия влияния духовной сферы на развитие общества.
4. Привести три примера, раскрывающие влияние духовной сферы на развитие общества: принятие христианства на Руси способ - ствовало укреплению великокняжеской власти; распространение протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений; идеи Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая французская революция.
Могут быть приведены другие примеры.
5. Проверить правильность своего ответа, сверив количество примеров с требованием задания, их связь с обозначенным в условии задания теоретическим положением (влияние духовной сферы на развитие общества).
6. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С6, а затем ответ на него.
С8 (1.12.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт об образовании как социальном институте (раздел курса обществознания «Человек и общество»).
2. Мысленно представить весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. Соответственно, «Образование как социальный институт». Наметить главные части развёрнутого ответа.
3. Озаглавить каждую часть по ведущей, главной мысли, например: 1) Понятие образования; 2) Функции образования; 3) Основные пути получения образования; 4) Структура системы образования РФ; 5) Общие тенденции в развитии образования на современном этапе; 6) Образование — национальное богатство страны.
4. Расставить основные пункты плана в логической последовательности.
5. Ввести подпункты, раскрывающие содержание основных пунктов плана, например:
1) Понятие образования.
2) Функции образования:
а) экономическая;
б) социальная;
в) культурная.
3) Основные пути получения образования:
а) обучение;
б) самообразование.
4) Структура системы образования РФ:
а) дошкольное образование;
б) начальное образование;
в) основное общее образование;
г) среднее (полное) общее образование;
д) начальное профессиональное образование;
е) среднее профессиональное образование;
ж) высшее профессиональное образование;
з) дополнительное образование.
5) Общие тенденции в развитии образования на современном этапе:
а) демократизация;
б) рост продолжительности;
в) непрерывность;
г) гуманизация;
д) гуманитаризация;
е) интернационализация;
ж) компьютеризация.
6) Образование — национальное богатство страны.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
6. Проверить правильность своего ответа, установив, содержит ли план не менее трёх пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.
7. Мысленно обосновать для себя логическую последовательность изложения материала по теме «Образование как социальный институт».
8. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С8, а затем ответ на него.

Обществознание ЕГЭ-Учебник П.А. Баранов 2014
Оглавление