Текст ЕГЭ по В. Солоухину о праздности, мошенничестве и великодушии

Текст ЕГЭ по В. Солоухину о праздности, мошенничестве и великодушии
Исходный текст для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с проблемами и позицией автора

(1) 0дин раз в жизни мне довелось оказаться настоящим мошенником. (2) Мы были на практике в чужом городе, на большом авиационном заводе. (З) Шла вторая весна войны, и, надо полагать, авиационному заводу хватало забот помимо того, чтобы уделять время обучению желторотых практикантов.
(4) И тут подтвердилась древняя мудрость: праздность —    мать всех пороков. (5) Если бы мы, отстояв свою смену, усталые, пусть даже трижды голодные, приходили в заводскую столовую вместе с рабочими, обедали, разговаривая о нашей же работе и чувствуя себя с ними на равной ноге, нам, я уверен, и в голову не пришло бы сделать то, что мы сделали однажды. (б) Известно, что подростки, юноши — самый прожорливый народ. (7) С завтраком и обедом мы справлялись очень быстро, а ужинать нам, увы, не приходилось вовсе.
(8) И вот как-то после обеда Яшка Звонарёв вынул из кармана измятый талончик — такой же, по каким нам выдавали хлеб.
— (9) На полу подобрал. (10) Таких из одного листа тысячу нарезать можно. (11) Однако в этой бумажке двести граммов хлеба! (12) И знаете что… (13) У нас будет куча хлеба, братцы!
(14) С этими словами Яшка нарисовал на ладони чернилами: «13 июня 1942 года» и приложил к бумаге. (15) На бумаге обозначились цифры и буквы. (16) Но были они бледные, а кроме того, читались наоборот.
(17) И тут Генка Серов, ничего не говоря, вышел и пропадал около двух часов. (18) Появился он загадочно сияющий и положил на стол приспособление, которым в кинотеатрах ставят на билеты число, месяц и год. (19) С помощью этого приспособления мы напечатали целую гору талончиков, неотличимых от тех, которые нам выдавали в заводской столовой. (20) Когда мы пришли в столовую, Яшка обвёл нас тревожным взглядом.
— (21) Рискуем? (22) Потом не жалеть.
— (23) Клади, — ответил за всех Генка Серов.
(24)    Подавалыцица — черноглазая, бледная, худая девушка — смахнула все наши талончики к себе на поднос и исчезла. (25) Мы переглянулись, и каждый, наверное, в лице другого прочитал тревогу. (26) Нет, мы не думали о том, с кого спросится за четыре килограмма хлеба, которые мы сейчас получим: с этой черноглазой полупрозрачной девушки или с раздатчицы, пожилой женщины с какой-то устойчивой усталостью в глазах. (27) Не думали мы и о том, что, может быть, этого хлеба не хватит рабочим, отстоявшим у станка по двенадцать часов. (28) Но зато впервые мы задумались о том, что будет с нами самими, если нас неожиданно разоблачат.
(29) Я вдруг явственно увидел, что нас немедленно исключат из техникума. (30) Мало того, нас, конечно, по законам военного времени, будут судить. (31) Много не дадут, но даже одного года в лагерях достаточно для того, чтобы поломалась и на десятки лет вперёд вылетела из колеи вся жизнь.
(32) Вот движения девушки замедлились. (ЗЗ) Она снова начала перебирать все бумажки. (34) Раздатчица, пожилая, усталая женщина, вместе с ней наклонилась над бумажками. (З6) Девушка кивнула головой в нашу сторону, и раздатчица нашла нас глазами и долго смотрела на нас, как бы обдумывая. (З6) Женщины на раздаче о чём-то поговорили и перестали глядеть в нашу сторону.
(37) Как теперь всё будет дальше? (38) Наверно, раздатчица сейчас уйдёт куда-нибудь в задние комнаты и позвонит по телефону. (39) Ну точно! (40) Раздатчица вытерла руки полотенцем и ушла. (41) Вместо неё на раздаче появилась подмена — другая, тоже пожилая и тоже усталая женщина. (42) А черноглазая как ни в чём не бывало ставит на большой деревянный поднос тарелки с супами и кашами, а также тарелку с хлебом. (43) Хлеба на тарелке восемьсот граммов. (44) А на дне, под аккуратными чёрными ломтиками, лежат наши талончики.
(45) Прежняя раздатчица снова появилась в окне. (46) Но мы не смотрим в её сторону. (47) Нам стыдно. (48) Мы, обжигаясь, не разбирая вкуса, съедаем гороховый суп, обжигаясь, глотаем безвкусную саговую кашу…
(49) Только сейчас, спустя много лет, я подумал о том, что мы ушли тогда из столовой, не сказав спасибо ни черноглазой девушке-подавалыцице, ни пожилой женщине на раздаче, с безнадёжно усталыми, военного времени глазами.
(По В. Солоухину)
Солоухин, Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы ».

Основные проблемы

1. Проблема праздности. (Каковы причины бесчестного поступка практикантов?)
2. Проблема возможности оправдать бесчестный поступок. (Может ли быть чем-либо оправдан поступок практикантов?)
3. Проблема неспособности анализировать свои поступки, предвидеть их последствия. (Почему необходимо анализировать поступки и предвидеть их возможные последствия?)
4. Проблема проявления великодушия. (Почему способность проявлять великодушие по отношению к оступившемуся является ценным качеством человека? Почему необходимо ценить великодушие людей?)

Авторская позиция, позиция автора

1. Все человеческие пороки порождены праздностью. Если бы студенты чувствовали ежедневную усталость от работы и ощущали себя участниками общего великого дела, им бы не пришло в голову планировать мошенничество.
2. Мошенничество не может быть оправдано никакими причинами.
3. Неспособность анализировать поступки, предвидеть их возможные последствия может привести к драматическим и даже трагическим последствиям как для тех, кто эти поступки совершает, так и для окружающих их людей.
4. Проявляя великодушие по отношению к оступившимся, можно предотвратить опасные для них последствия их проступка и предотвратить проступки в дальнейшем. Те люди, по отношению к которым было проявлено великодушие, должны быть благодарны за человеческое доверие, помогающее им понять свои ошибки и предостерегающее от повторения этих ошибок

Читайте также:  Текст ЕГЭ по С. Львову "Осторожно! Слово"