Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

19.2. Взаимодействие цивилизаций

19.2. Взаимодействие цивилизаций

Первые цивилизации (шумерская, египетская, китайская, индийская) и в самом деле формировались как локальные, не связанные друг с другом очаги культуры. Но по мере их роста и увеличения ареала обитания они естественныш образом приходили в соприкосновение и начинали взаимодействовать. Поскольку степень развитости и мощи начинавших контактировать цивилизаций быша далеко не одинаковой, то взаимодействие между ними изначально не могло быть партнерским, равноправным. Этот процесс скорее напоминал нынешнюю практику «недружественного поглощения» предприятий.
Цивилизации начинают складываться по-настоящему в мировую систему в эпоху Великих географических открытий, т.е. в XV в. Заметим при этом, что «открывала» для себя мир именно европейская (романо-германская) цивилизация. «Перепад высот» в достижениях культуры между ней и остальными цивилизациями оказался настолько существенным, что начавшееся взаимодействие приняло форму открытой экспансии европейцев, колониального захвата мира. Стартовавшее в XVI—XVII вв. формирование на европейском континенте индустриального (капиталистического) общества придало процессу колонизации новый мощный импульс. И к концу XIX в. колониальный раздел мира был практически завершен. Безусловное лидерство к тому времени уже западной (Западная Европа + Северная Америка) цивилизации сомнений не вызывало (по крайней мере, у самих «цивилизаторов»). Его основой стал, конечно, индустриализм, техническая (военная и промышленная) оснащенность западных стран. Отсюда сам собой напрашивался вывод о том, что пройденный ими путь наиболее эффективный и поэтому настоятельно рекомендуемый всем остальным.
Однако триумфального шествия по планете стандартов западной цивилизации не получилось. Тому помешали по меньшей мере три обстоятельства: (1) внутренняя противоречивость самого Запада — обделенные при колониальном разделе мира державы затеяли его передел, спровоцировав в начале XX в. мировую войну; (2) социальная неоднородность раннего индустриального общества породила социалистические идеи и движения, приведшие в конечном итоге к идеологическому расколу мира начиная с 1917 г.; (3) формировавшаяся в незападных цивилизациях национальная элита (главным образом, буржуазия) начала серьезную борьбу за освобождение от колониальной зависимости.
Эти факторы оказали существенное влияние на ход истории XX в. Однако лидерство западной цивилизации устояло, хотя и модифицировалось. Крупнейшие (планетарного масштаба) собыгтия XX в. - две мировые войны, образование в конце 1940-х социалистического лагеря, распад в 1950—1960-е колониальной системы — серьезно ослабили позиции Запада, но подорвать их так и не смогли. Более того, к концу ХХ столетия западная цивилизация обрела, что называется, второе дыхание. Свидетельством тому стали: (1) очередной технологический рывок, связанный с компьютеризацией, информатизацией, созданием так называемых «высоких технологий»; (2) победа в «холодной войне» с СССР и его союзниками, развал социалистической системы; (3) уникальный пример успешной экономической и политической интеграции — Евросоюз; (4) высокий уровень жизни большинства населения; (5) внутренняя политическая стабильность (уже более 60 лет западные демократические страны не воюют между собой) и т.д.
Все это, конечно, дает основания западной цивилизации претендовать на мировое лидерство. Подчеркнем, именно лидерство, а не господство, как это было сотню лет назад. И безусловно, западные теоретики и политики это прекрасно понимают. В современной западной социологической мысли цивилизационные преимущества этой части света однозначно связывают с ее вступлением в постиндустриальную эру. В такой интерпретации можно усмотреть своеобразное совмещение цивилизационного и линейнопрогрессивного подходов к истолкованию исторического процесса. Элементами современной мировой системы признаются цивилизации, но при этом западная цивилизация своим главным отличительным признаком считает как раз постиндустриализм. Выводы, правда, из такого совмещения можно делать разные. Самый тривиальный из них формулируется так: если западная постиндустриальная цивилизация столь успешна, а иные цивилизации сегодня обретают вес, только перенимая черты постиндустриализма (Япония, Индия, Китай), значит, все-таки есть единый для всего человечества путь общественного развития. А искать его образец следует, естественно, на Западе. Одна из наиболее популярных концепций такого рода (возникшая на стыке социологии и политологии) получила название «теория модернизации».

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты